Муниципальное управление
МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью оптимизации прибыли, максимизации курса акций, максимизации стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровень дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоим из двух подсистем:
*-объект управления (совокупность условий осуществления денежного оборота и движение денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия, включает следующие элементы.: денежный оборот; финансовые ресурсы; кругооборот капитала; финансовые отношения),
*-субъект управления (совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементы: кадры, финансовые инструменты и методы; технические средства управления; информационное обеспечение).
Цель - нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия, обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Задачи финансового менеджмента:
1. обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
|
2. обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятий;
3. оптимизация прибыли при доступном уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения;
4. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, то есть обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
Понятие неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства: эволюция взглядов. Сходство и различия в применении этих понятий к МСУ
Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., N 127-ФЗ определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Под термином «банкротство» понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработку мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, — на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника
Неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».
|
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям:
Британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота.
По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур.
В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов по возможности восстанавливая платежеспособность должника.
С принятием новых редакций федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), а также поправок в Бюджетный кодекс РФ от 2 мая 2006 г. (глава 19.1 «Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при введении временной финансовой администрации»), в законодательство РФ вошли нормы, устанавливающие механизмы введения временной финансовой администрации и санации субфедеральных бюджетов.
|
Эти законы вводят новые нормы, связанные с регулированием деятельности территориальных органов власти в случае возникновения просроченной задолженности по долговым и бюджетным обязательствам региональных и муниципальных бюджетов. Формами долговых обязательств МО (ст. 100 БК) определены: кредитные соглашения и договора; займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договора и соглашения о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договора о предоставлении муниципальных гарантий.
МО признается неспособным обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отказ органов местного самоуправления от исполнения обязанности по погашению и (или) обслуживанию долговых обязательств, а также непредставление ответа на предъявленные требования кредиторов в установленные законодательством или договором сроки;
- отсутствие на счете местного бюджета средств, необходимых для исполнения решения суда о взыскании денежных средств для погашения и (или) обслуживания долговых обязательств;
- недостаточность объема предусмотренных местным бюджетом ассигнований на погашение и обслуживание муниципального долга для финансирования указанных расходов исходя из сроков исполнения долговых обязательств.
Следует различать неисполнение долговых обязательств при сохранении текущей платежеспособности и нарушение текущей платежеспособности и неисполнение долговых обязательств одновременно.
Факт несостоятельности удостоверяется судом. Для предприятий это банкротство, для территорий процедуры банкротства - внешнее финансовое управление субъектами публичного права, временное изменение правового положения субъектов РФ и МО.
Несостоятельность муниципальных образований – признанная судом неспособность администрации МО исполнить свои обязательства перед кредиторами: ресурсоснабжающими предприятиями, предприятиями – исполнителями муниципального заказа, коммерческими банками, бюджетами других уровней и др., включая неспособность обслуживать муниципальный долг.
Под временной финансовой администрацией понимается уполномоченный органом гос. исполнительной власти подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ(МО), оказывать содействие органам гос. власти в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов гос. власти субъектов РФ(органов МСУ) и осуществлять контроль за их соблюдением.
Временная финансовая администрация вводится на срок до одного года решением Высшего Арбитражного Суда РФ при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (МО).
Основанием для передачи дела в Высший Арбитражный Суд являются возникшие в результате решений, действий или бездействия органов власти субъекта РФ (органов МСУ) просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств которая превышает 30 % объема собственных доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году. Кроме того, даже при наличии просроченной задолженности в 30 % внешнее финансовое управление не вводится, если задолженность администрации возникла в результате так называемых «нефинансируемых мандатов».
Временная финансовая администрация в субъекте РФ (МО) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.
Глава временной финансовой администрации руководит деятельностью временной финансовой администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее полномочий.
Если финансовые оздоровительные меры не дали результатов, то может быть применена мера реструктуризация территории.
Американская модель несостоятельности муниципальных образований: подход на федеральном уровне и уровне штатов. Венгерская модель восстановления платежеспособности муниципальных образований.
В США несостоятельные местные администрации регулируются двумя механизмами: муниципальным банкротством согласно части 9 федерального Кодекса Банкротств и неотложными финансовыми процедурами на уровне штата и использует модель реорганизации юридических лиц-банкротов в противовес ликвидации. Оно предполагает судебную защиту для муниципалитета, позволяя ему урегулировать свои долговые обязательства, в то время как местное правительство продолжает оказывать общественные услуги. Муниципалитет получает, во-первых, свободу, т.е. автоматическую защиту от действий кредиторов, и, во-вторых, возможность урегулировать долги через соглашение с кредиторами.
Т.е. создаются условия, которые ведут к финансовому оздоровлению муниципалитета, судебная защита правительства от финансовых требований, в то время как правительство рассматривает план, согласно которому оно может выполнить большую часть финансовых требований, страхование правительства по дальнейшему предоставлению услуг населению и возврату долгов. Закон гарантирует обеспечить процедуру, в рамках которой муниципалитеты могут реструктурировать их задолженность.
Основные отличия главы 9 от банкротства предприятий и физических лиц в том, что в ней не предусмотрена ликвидация муниципалитета и кредиторы не имеют права начать процедуру банкротства муниципалитета по собственной инициативе. В ней содержатся только положения, направленные на финансовое возрождение территории, главная цель которых обеспечение бесперебойного предоставления необходимых услуг населению территории.
Когда муниципалитет или административный округ начинает процедуру собственного банкротства, многие ведомства и организации заинтересованы в участии. В Кодексе о банкротстве предусмотрено привлечение к этой процедуре представителей Минфинансов США, правительства штата, в юрисдикцию которого входит данный муниципалитет, а также Комиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам. Возможно, также привлекать муниципальных служащих, местных жителей, собственников расположенной на территории данного муниципалитета недвижимости (нерезидентов), особых налогоплательщиков, специализирующихся на работе с ценными бумагами, фирмы, местные банки.
Опыт применения институциализированной процедуры урегулирования просроченной задолженности региональных и муниципальных органов власти имеется в Венгрии. Закон «Об урегулировании задолженности муниципальных образований» принят в целях предотвращения дефолта муниципальных образований по долговым обязательствам, закрепления формализованной и прозрачной процедуры урегулирования просроченной задолженности муниципальных образований, декларации в явном виде отсутствия ответственности центрального правительства по обязательствам муниципалитетов, гарантии предоставления гражданам минимального набора бюджетных услуг. К обязательствам муниципального образования, относятся долговые обязательства (кредиты, ценные бумаги, гарантии по обязательствам третьих лиц), обязательства по договорам лизинга, кредиторская задолженность, обязательства, возникающие вследствие вступления в силу судебных решений. Обязательство становится просроченным, если не исполняется в течение 60 дней после изначально предусматриваемой даты платежа. В случае нарушения муниципалитетом условий исполнения обязательств и возникновения просроченной задолженности в соответствии с определением закона каждая сторона - орган местного самоуправления или кредитор - имеет право обратиться в суд. Суд рассматривает обращение, объявляет своим решением начало процедуры урегулирования задолженности муниципального образования и назначает временного управляющего. Муниципальное образование в течение 30 дней принимает чрезвычайный бюджет, предусматривающий финансирование минимального набора из 27 бюджетных услуг. Все прочие расходы, включая расходы на обслуживание и погашение долга, не финансируются. При этом все расходы бюджета должны санкционироваться временным управляющим. В ходе процедуры банкротства временный управляющий составляет перечень предъявляемых кредиторами требований. Если соглашение не достигнуто, временный управляющий открывает конкурсное производство и формирует конкурсную массу из имущества должника, приватизация которого разрешена действующим законодательством. Имущество реализуется на аукционах, доход от которых используется для расчетов с кредиторами. Процесс урегулирования долга проводится внешним финансовым управляющим.