Макаронные изделия выпускают фасованными и весовыми (насыпью).
Фасование в потребительскую тару проводят на автоматах или вручную. Фасуют их массой нетто не более 1 кг в пачки или красочно оформленные коробки из картона, или пакеты из бумаги, целлофана, полиэтилена или из других упаковочных материалов и пленок, разрешенных Министерством здравоохранения для этих целей.
Согласно ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» (см. Приложения, форма 14), упаковку фасованных и весовых изделий проводят в транспортную тару – ящики деревянные, дощатые, фанерные, из плетеного шпона и из литого картона, выстланные оберточной бумагой вместимостью не более 30 кг.
Фасованные изделия допускается упаковывать в ящики, не выстилая их бумагой, а весовые изделия – только в новые ящики из гофрированного или литого картона. В некоторых случаях, когда макаронные изделия предназначены для реализации в близлежащих районах или при транспортировании их на расстояние не более 500 км, они могут быть упакованы в четырехслойные бумажные мешки массой нетто не более 20 кг. В упаковочной единице должны быть макаронные изделия одного типа и вида.
Упаковка макаронных изделий в потребительскую, или в розничную тару изготовлена из таких материалов, как полиэтилен, полипропилен, картон, двухслойные пленки, сочетающие в различных комбинациях слои полиэтилена, полипропилена, целлофана и бумаги. Каждые из материалов характеризуются определенными барьерными, санитарно-гигиеническими, физико-механическими и технологическими свойствами. Поэтому при выборе материала для упаковки макаронной продукции производитель должен руководствоваться наиболее значительными для него критериями.
В настоящее время большинство крупных производителей макаронных изделий упаковывают свою продукцию в двухслойный пропилен с многоцветной глубокой печатью между слоями. Такая упаковка прозрачна, препятствует проникновению влаги и газов, устойчива к снятию, хорошо предохраняет продукт от механических повреждений. На эту пленку легко наносят рисунок, она идеальна для использования на всех типах упаковочных машин, а для автоматических линий это единственно возможный материал с точки зрения надежности, технологичности и отсутствия брака.
Масса нетто упакованной продукции должна соответствовать указанной на этикетке.
Маркировка - текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства.
Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.
Маркировка бывает:
1. производственная - маркировка, наносимая предприятием - изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;
2. торговая - маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг);
3. транспортная маркировка - осуществляется с нанесением манипулирующих знаков "хрупкое", "осторожно", "беречь от влаги".
Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.
На потребительской таре макаронных изделий ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» указаны:
1. товарный знак;
2. наименование предприятия - изготовителя, его местонахождения;
3. масса нетто (при стандартной влажности);
4. правила варки и способ приготовления;
5. дата выработки;
6. срок хранения;
7. обозначение стандарта, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован товар;
8. информационные сведения об энергетической ценности, содержании белка, жира и углеводов в 100 гр. изделия;
9. информация о сертификации.
Маркировка нанесена на каждый пакет либо пачку.
При необходимости допускается наносить рисунок.
Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. Однако он не всегда присутствует на маркировке.
Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки расшифровать под силу только специалистам в области торговли.
Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы:
1. товарные знаки;
2. знаки наименования мест происхождения товаров;
3. знаки соответствия или качества;
4. штриховые коды;
5. компонентные, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические знаки.
Оформление штампа и ярлыка для изделий разных сортов, могут быть различным (цвет, полосы, шрифт и т.д.)
Маркировка на упакованных макаронных изделиях кроме указанной информации содержит сведения о красителях, ароматизаторах, пищевых и других добавках, если их применяли. Для неупакованных макаронных изделий указанная выше информация должна быть представлена в торговом зале.
Внутри ящика, бумажного мешка, коробки, пакета вложен талон с обозначением номера укладчика.
Номер укладчика допускается проставлять штемпелем с наружной стороны или на мешкотаре.