ВЫБОР СПЕЦИФИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ




Измерения Присоединения, Контроля и Открытости позволяют понять, почему я выбираю скорее эту, а не другую болезнь.

Как уже упоминалось, каждая болезнь является результатом неосознаваемого конфликта, то есть этот конфликт воплощается в буквальном смысле слова. Каждая болезнь является попыткой справиться с ситуацией моей жизни. Иногда болезнь помогает мне пропустить работу, отдохнуть, избежать ответственности, получить сочувствие окружающих, цветы и конфеты. Каждая болезнь имеет свой выигрыш.

Разные системы органов моего тела специфично соответствуют отношениям меня и внешнего мира, и между моими внутренними частями. Понимание того, какие части тела соответствуют сферам Присоединения, Контроля и Открытости, прояснит причины выбора мною конкретной болезни.

Болезни присоединения

На физическом уровне проблема присоединения соответствует границе между мною и остальным миром и, таким образом, относится в основном к периферии моего тела — коже, органам чувств /глаза, уши, нос и рот/, и к системам тела, осуществляющим обмен со средой, — дыхательной, через которую входит и выходит воздух, пищеварительно-выделительной, через которую в мое тело проникает пища и выбрасываются отходы. Мои аттитюды к этим органам и системам органов, подобны моим отношениям Присоединения к другим.

Болезни кожи, респираторные заболевания, болезни органом чувств, пищеварительной и выделительной систем являются выражением неосознаваемого конфликта в сфере присоединения. Если я неосознанно в конфликте с Присоединением, я могу развить зуд или лишай или сыпь или прыщи или что-то, что заставит людей держаться подальше от меня.

Если для меня трудна близость с людьми, я могу не видеть их ясно, пока они не окажутся на расстоянии 10 футов от меня. Мы называем это дальнозоркостью. Или, если я хорошо себя чувствую с близкими людьми, но побаиваюсь незнакомых, я могу ясно видеть только на расстоянии нескольких футов, а дальше видеть только пятно, что означает, что я близорукий.

Если я не хочу слышать того, что могут сказать люди, я могу оглохнуть. Многие глухие люди не слушали до того, как оглохли. Практикующие биоэнергетику отмечают, что если будучи ребенком я не чувствовал, что имею значение /присоединение/, я не могу вдыхать нормальное количество воздуха. Моя грудная клетка становится узкой, и я более подвержен респираторным заболеваниям, потому что не могу дышать полно. Я испытываю тревогу, что если я выдохну, возможно, не смогу вздохнуть снова, и моя реберная решетка становится слишком глубокой. /Я не верю, что можно расслабиться и дышать нормально и сдерживаю дыхание./

Еда тоже имеет отношение к включению, присоединению. Слишком много или слишком мало пищи соотносится с заботой и получением внимания. В пищеварении также присутствует элемент контроля, особенно в борьбе за то "чтобы в тарелке ничего не оставлять", и еще более ярко там, где речь идет о проблема экскреции и приучения к личному туалету. Заболевания пищеварительной и выделительной систем представляют собой переход от проблем Включения, Присоединения к проблема Контроля.

Рак, главным образом, есть проблема Присоединения, хотя его расположение также важно. Работа Симонтонов /Simontons/ с раковыми больными базируется на холистической философии, но многом сходной с представленным в книге подходом. Они полагают, что рак есть проявление целостного организма, и исходя из этот строят лечение.

Работая с раковыми больными, Симонтонс использовал Firo — В /51/ инструмент, измеряющий характеристики поведения в сферах Присоединения, Контроля и Открытости. Пациенты Симонтонов имели чрезвычайно низкий балл, оценивающий желание делать что-либо вместе с другими. Они имели очень мало желания участвовать в группе, предпочитая полагаться на свои собственные ресурсы.

Традиционное, не Симонтоновское представление о раковых больных, — что это люди уже как бы ушедшие из жизни, сдавшиеся. Иногда, они проявляют сильное желание жить, но по всей вероятности, сильная подсознательная их часть хочет умереть. Такой вывод может быть сделан и из изучения большого числа известных людей, которые заболели раком и умерли сразу после того, как произошли события, которые можно было бы назвать экзистенциально завершающими. Так, например, сенатор Джо Мак-Карти /Joe McCarthy/ заболел раком после того, как его коллеги вынесли ему вотум недоверия и он был вынужден уйти в отставку; Хьюберт Хэмфри /Hubert Humphrey/ после того, как он потерял надежду стать президентом, и Винсе Ломбарди /Vince Lombardi/ после того, как он ушел на пенсию и перестал тренировать футболистов.

Болезни контроля

Системы органов, которыми я пользуюсь для управления телом: скелетно-мышечная, нервная и эндокринная. Эти системы важны, чтобы справляться с окружающим миром, обеспечивать свою безопасность и удовлетворять свои нужды. Если я воплощаю неосознаваемый конфликт по поводу управления, я развиваю у себя болезнь этих систем. Интерпретация артритов, и в особенности артритов рук и ног, хорошо документирована /54/. Часто молодые люди, особенно девушки, испытывают желание ударить свою мать, но сдерживаются из-за чувства вины и страха. Когда чувство вины становится переполняющим, развитие артрита служит хорошим превентивным средством против самой физической возможности ударить.

Болезни нервной системы пока не изучены детально с этой точки зрения, но имеющиеся данные показательны. Травмы позвоночника обычно происходят у мужчин, 16-28 летнего возраста, как результат авто-мото-инцидента или в результате неудачного нырка. Для молодых мужчин поддержание образа "настоящего мужчины" является центральной чертой сферы Контроля. Не будет слишком вольным предположение, что эти молодые люди имели неосознаваемый конфликт, касающийся их "мужественности", который и нашел свое выражение в "несчастном случае". Один мужчина сказал мне, что такого рода "случай", к его большему облегчению, избавил его от необходимости и далее демонстрировать свою мужественность. '

Разговаривая с несколькими медицинскими сестрами, которые ухаживали за больными с травмами позвоночника, я обнаружил, что они единодушны в том, что с этими больными трудно. Им хорошо известно, например, что пациенты с амиотропичным атеральным склерозом /болезнь Lou Gehriga/, как правило склонны к бунту и постоянно требуют внимания. Головные боли являются более мягкой формой нервных заболеваний. Надлежащие исследования пока отсутствуют, но наблюдения показывают, что у меня болит голова, когда я чувствую себя некомпетентным. Головная боль часто возникает, если я иду на встречу неподготовленным или если происходит что-то, что я не вполне понимаю.

Болезни открытости

Открытость выражается телом через любовь /сердце/ и секс /гениталии/. Всем знакомы выражения "разбитое сердце", "я открыл ей сердце", "сердце мое молчит", "сердечко мое". Исследования Израэли /Israeli/ говорят следующее: "Похоже на то, что имеется прямая связь между чувствами любви и поддержки со стороны вашей жены, и состоянием вашего сердца; я имею в виду физическим состоянием вашего сердца. Имеет значение и то, как к нам относится начальник. Чем более вас ценят, тем меньше вероятность сердечного приступа". /55/

В другом исследовании /56/ Стюарт Вульф /Stewart Wolf/ из госпиталя Святого Луки в Ветелхеме, Пенсильвания, демонстрирует прямую корреляцию между растущим количеством сердечных заболеваний и утратой чувства близости в обществе за пятнадцатилетний период.

Городок Розето в Пенсильвании стал известен в начале 60-х годов, когда было обнаружено, что там очень низкий уровень смертности, в особенности от сердечных приступов. Так как население городка не отличалось образом жизни /курение, физические упражнения, питание, уровень холестерина, и т.п./ от соседних местечек, исследователи предположили, что определяющими являются социальные факторы.

Жители города были, главным образом, американцами итальянского происхождения, предки которых были вынуждены жить тесной общиной. Они участвовали в жизни друг друга, почитали стариков и помогали друг другу в трудностях. Byльф говорит: "Это было больше чем этнический способ жизни, они создали такое общество взаимной поддержки, где никто не был одинок."

Вульф и его коллеги предсказали, что по мере американизации жители Розето будут демонстрировать более типичную картину заболеваемости и, в частности, заболеваний сердца. Именно так оно и случилось. Уровень смертности резко вырос, в особенности среди мужчин старше 55.

К середине 60-ых молодые Розетцы стали тяготиться социальной изоляцией и клановостью. Они начали заключать браки с неитальянцами, вступать в различные клубы, покупать кадиллаки и ранчо, и сменили церковь или перестали посещать ее. Традиции и общинная близость стали заметно менее влиятельными.

"Впервые" — пишет Вульф, — "молодые люди умирают от инфаркта — этого убийцы почти неизвестного там, где традиции и семейные узы крепки".

Отношение сердца и циркуляторной системы к Открытости объяснимо, так как любовь является всепоглощающим чувством. Когда любовь хороша, хорош и весь мир, когда любовь отсутствует или что-то не так, ни в чем нет радости. Кровеносная система пронизывает все тело. Если она суживается, все тело испытывает недостаток в питании и кислороде. Если кровь спокойно и ровно течет через свободно и легко работающее сердце, весь организм снабжается питательными веществами и получает кислород.

Заболевания половых органов, такие как вагинизм, герпес, сифилис и гонорея часто приключаются в трудные моменты. Настоящая теория предполагает, что эти болезни появляются, когда имеется неосознаваемый конфликт в сфере любви и открытости, и особенности в сексуальном аспекте любви. Если у меня есть чувство вины по поводу секса, если дело в неверности, если я нарушаю свои религиозные принципы и не позволяю себе осознавать этот конфликт, очень вероятно возникновение болезней половых органов.

СЕКС

Сексуальная экспрессия связана главным образом с Открытостью, хотя некоторые аспекты сексуального акта связаны с Присоединением и Контролем.

· Проблемы присоединения, включения связаны с первыми стадиями акта, с проникновением. Если я мужчина и у меня есть неосознаваемый конфликт в сфере присоединения, для меня вероятны сложности с потенцией. Мой конфликт по поводу включения будет сказываться в иннервации моего пениса и его нежелании проникать. Если я женщина, мое сжатое, сухое влагалище выражает мое нежелание принять половой член.

Когда я не был уверен, что хочу жениться, у меня были проблемы с эрекцией. Когда я разрешил проблему, разрешилась и проблема с потенцией. Возникновение сексуальной проблематики отражало мои сомнения по поводу отношений в целом.

· Вопросы контроля и управления в сексуальном акте центрируются вокруг оргазма. Я могу сдерживать оргазм, чтобы ты чувствовал себя неспособным дать удовлетворение. Я могу закончить очень быстро, так чтобы не позволить тебе достичь оргазма. Синхронность оргазма выражает контроль и желание уступить. Я могу пытаться определить характер наших движений или позволить движениям быть выражением наших отношений власти. Когда развитие отношений находится в фазе контроля, оргазм является релевантной сексуальной зоной. Когда вопросы контроля прояснены, исчезают и проблемы, связанные с оргазмом.

· Аспект открытости в половом акте связан с чувством, которое следует за завершением. Это чувство может варьироваться от нежности и потока тепла и любви до неприязни и мыслей типа; "Что я здесь делаю?" или "Нет, я не пойду с тобой завтракать". Это чувство зависит, в частности, от того, насколько хорошо связаны сердце и гениталии. Открытость — этот тот аспект секса, который гораздо более удовлетворяет, если между партнерами есть отношения глубокой любви. Этот анализ позволяет разрешить вопрос, волнующий многих: "Если я так сильно люблю его /ее/, почему же другой /другая/ приятнее мне как сексуальный партнер? Может быть это не любовь?"

Не обязательно так. Случайный половой партнер, даже на одну ночь, в отношениях с которым нет проблем, связанных с присоединением или контролем /как в случае если оба партнера уверены, что хотят быть вместе и нет борьбы за власть/ может принести громадное удовлетворение. Проблемы начинаются уже после того, как собственно акт закончен, на стадии последующего чувства. Именно в этой точке неразвитость эмоциональной связи становится очевидной. Но случайный половой контакт может быть очень успешен, если не задаваться вопросом глубины взаимоотношений.

ДЕТСТВО

Так как предполагается, что измерения Контроля, Включения и Открытости проявляются с момента зачатия, их проявления должно быть возможным проследить и в ранние годы. В предыдущих публикациях /57/ я делал обзор литературы по отношениям родителей и детей и пришел к выводу, что исследования в этой области также базируется на этих трех измерениях. Разные исследователи используют разные термины, но большинство выделяют три фактора, аналогичные Присоединению, Контролю и Открытости.

· В этих исследованиях присоединение называют также: взаимодействием родитель-ребенок и стимуляцией. Высокая степень присоединения в отношениях родитель-ребенок характеризуется наличием дома, центрированного на ребенке, где ребенок есть постоянный центр внимания, заботы, действий, контакт с обоими родителями интенсивный и постоянный. Низкий уровень присоединения характеризуется укладом дома, центрированном на взрослых, где ребенок предоставлен самому себе, игнорируем и недостаточно стимулируем. Взаимодействия с родителями мало, даже для шлепков. На ребенка не обращают внимания, даже когда он ведет себя неодобряемым образом — не выполняет домашних обязанностей, не слушается, или занимается мастурбацией.

· В контексте отношений родитель-ребенок контроль называется также демократией и развитием независимости. Нижний конец шкалы контроля включает свободу выбирать, решать, начинать и отвергать — в общем, свободу от деспотического управления. Родители обыкновенно приводят резонные оправдания своей политики, решают демократически, с готовностью объясняют, отвечают на вопросы ребенка о сексе, берут ребенка на пикники, дают деньги на карманные расходы и не вмешиваются в детские ссоры. Если контроль высокий, ребенок жестко заключен в границы авторитарного деспотизма, послушание обязательно, и правила поведения в основном ограничивающие.

· В этих исследованиях открытость называют одобрением, любовью, принятием ребенка. Высокая открытость выражается в любовном, принимающем, одобряющем, поощряющем, помогающем поведении. Низкий уровень открытости сопровождается обвинениями ребенка, отвержением, неодобрением.

Классическое исследование Глюка /Gluck/ /58/, посвященное деликвентности, еще раз убеждает в важности этих вопросов и имеет выводы аналогичного рода. Авторы имели значительный успех в предсказании того, какие дети со временем будут демонстрировать деликвентное поведение, основываясь на следующих факторах: сплоченность семьи /присоединение/, дисциплинирующее воздействие отца и направляющее матери /контроль/, и привязанность со стороны отца и матери /открытость/.

ПСИХОАНАЛИТИКИ

Одним из способов примирить разногласия между тремя фигурами раннего психоанализа — Фрейдом, Адлером и Юнгом /Freud, Adier, Jung/ является соотнесение их взглядов с тремя основными измерениями — Присоединением, Контролем и Открытостью. Вероятно, в каждой из теории одно измерение рассматривается наиболее выпукло и занимает центральное место.

· Краеугольным камнем теории Фрейда было либидо — сексуальная энергия, и ее выражение и сублимация. В этой основной теоретической точке возникли разногласия с Адлером и Юнгом. Говоря в терминах Присоединения, Контроля и Открытости, сексуальная энергия более соотносится со сферой открытости, хотя, конечно же, влияет и на обе оставшиеся сферы.

· Адлер фокусирует свою теорию на комплексе неполноценности и "стремлению к власти". Ясно, что он делает упор на сфере Контроля, на измерении, которое имеет дело с властью, авторитетом, компетенцией и конкуренцией.

· Основной интерес Юнга — вокруг нашего отношения к природе. Он занимался мистицизмом и архетипами, которые обнаруживают нашу континуальность с Универсумом. Его основное психологическое измерение было интраверсия-экстраверсия, что почти идентично измерению Присоединения.

Каждый из них касался и феноменов, принадлежащих двум другим измерениям. Различия между ними могут быть поняты через освещение того, что каждый из них видел одно измерение как центральное: Фрейд — Открытость, Адлер — Контроль, Юнг — Присоединение.

Я И ПРИРОДА

Я делаю предположение, имеющее как самостоятельную ценность, так и позволяющее распространить теорию на большие субстанции, такие как природа, способом аналогичным тому, как она была распространена на меньшие субстанции, такие как тело.

Давайте предположим, что в наших отношениях с природой действуют те же измерения, посредством которых мы соотносимся друг с другом. В таком случае, как же мы соотносимся с природой в сферах Присоединения, Контроля и Открытости?

· Присоединение охватывает вопросы моего фундаментального отношения к природе. Хочу ли я быть включенным в природу? Хочу ли я жить или умереть? Какова моя роль в природе? Просто ли я песчинка в Универсуме, или же я един с Космосом? Каково мое значение, моя важность, мои обязательства в жизни? Насколько ценно для меня пребывание в мире природы? Институты, которые мы создали для изучения этих вопросов, мы называем мистицизмом и религией.

· Мои отношения с природой в сфере Контроля определяют мое влияние на силы природы и мою зависимость от природного мира, определяющую мое выживание. Я строю жилище для защиты от непогоды и изобретаю способы изменить природу; добываю ископаемые из недр, чтобы обеспечить себя светом, теплом и пищей. Для того чтобы преуспеть в этом, я должен понимать природу, научиться преодолевать разнообразные трудности и использовать природные ресурсы. Институты, созданные для решения этих вопросов, мы называем наукой и инженерным искусством.

· Свободное выражение моих чувств, связанных с природой, требует очень личного выражения единства и гармонии /или противоположного/ с феноменами природы. Иногда это прямое выражение, как в случае когда архитектор старается создать свои конструкции в гармонии с окружающим ландшафтом, или когда художник рисует пейзаж, или когда природные материалы в руках скульптора приобретают уникальную форму. Это отношения один-на-один, как интерперсональный аспект Открытости, в отличие от науки, результаты которой кумулятивны. Это индивидуальное самовыражение мы институализируем как искусство.

Институты, созданные нами для выражения наших отношений с природой в сферах Присоединения, Контроля и Открытости есть, соответственно, Религия, Наука и Искусство.

Я И ВЫ

Рассматривая социальные модели, которые мы создали для того, чтобы регулировать взаимоотношения друг с другом в сферах Присоединения, Контроля и Открытости, мы придем к социальным институтам, созданным для решения этих вопросов.

· Институты присоединения наименее ясны. Институты, которые позволяют нам избегать одиночества, быть в обществе друг друга, контактировать — это такие братские организации как партии, общества и группы встреч. Такие организации как Elks и Rotary, часто существуют долгое время без определенной цели. Shriners, например, существовала несколько десятилетий до того, как члены организации решили, что их функцией как группы, будет помощь больницам. Это показывает, что группа выбирает внешнюю деятельность как оправдание существования, позволяя, таким образом, удовлетворять свое первоначальное желание быть вместе.

· Социальные институты, регулирующие наши взаимоотношении в сфере Контроля, гораздо более разработаны. Политика, экономика, военное дело, являются институтами, связанными с применением и распределением власти в легальной, финансовой и военных областях. Удивительно, насколько более многочисленны и развиты наши институты, связанные с контролем, чем те, которые имеют отношение к Присоединению.

· Социальные институты, которые мы создали для регулирования отношений Открытости и любви относятся, в основном, к институту супружества. Супружество регулируется детально разработанной цепью конвенций, определяющих способы выражения отношений близости. Из-за явной неадекватности этой единственной модели всем существующим возможностям неизбежно возникли альтернативы супружеству, и этот институт переживает трудные времена. Ситуация обостряется законом, который признает лишь один способ выражения близости легальным и социально приемлемым — гетеросексуальное супружество длящееся всю жизнь, которое трудно изменить. Наше общество только в начале принятия гомосексуальных привязанностей, серии женитьб или замужеств, сожительства вне супружества и других, часто практикуемых, но социально неодобряемых форм.

Суммируя: наша культура создала ряд организаций и обществ, соотнесенных с Присоединением, экономику, политику и военное дело как соотнесенные с Контролем и супружество для Открытости. Менее развиты социальные модели, соотносящиеся с Открытостью и Присоединением. Это показывает наше место и определяет нашу цивилизацию, а также те институты, которые должны возникнуть, как удовлетворяющие основным измерениям человека.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Присоединение, контроль и открытость также создают рамку, позволяющую понять методы принятия группового решения. В современных организациях практикуется несколько методов принятия решений: авторитарный, большинством голосов, патисипативний и консенсус, — пожалуй, наиболее известны. Три измерения позволяют точно описать метод, выходящий за пределы консенсуса, — конкордантный метод. Определения каждого из измерений как критерия принятия решения дает рамку для понимания соотношения всех способов принятия группового решения.

Критерий присоединения. Те, кто обладает наибольшей информацией и те, на кого принимаемое решение более всего влияет, образуют команду, принимающую решение.

Критерий контроля. Все члены команды имеют право вето.

Критерий открытости. Все члены команды открыто выражают свои мысли и чувства.

Конкордатное принятие решения удовлетворяет всем этим трем критериям. Остальные методы могут определяться через наличие или отсутствие этих критериев. В таблице внизу описаны эти методы. "Нет" означает, что данный метод принятия решения не включает критерия Контроля или Присоединения или Открытости.

 

МЕТОДЫПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

 

  "Нет" Присоединение Присоединение
"нет" Контроль "нет " Открытость Авторитарный Псевдодемократическ ий
"нет" Контроль Открытость Индивидуальный, лоббирующий Патисипативный
Контроль "Нет" Открытости Псевдосовременный Консенус
Контроль открытость Патерналистский Конкордантность

 

Эта рамка дает удобный способ сравнения и рассмотрения различных возможностей принятия решения. Более детально этот подход к принятию решений рассмотрен в "Конкордантное принятие решений". Таблица на следующей странице резюмирует разнообразные проявления Присоединения, Открытости и Контроля. Чтение сверху вниз позволяет понять каждое измерение более объемно, уловить "аромат".

 


СУЩНОСТЬ ПРИСОЕДИНЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И ОТКРЫТОСТИ

 

  Присоединение Контроль Открытость
Вопрос Внутрь или Наружу "От" или "К" Сверху или Снизу Открыт или Закрыт
Взаимодействие Встреча Конфронтация Объятие
Концепция себя Значительность Компетентность Способность вызывать любовь
Уровень Тела Энергия Интеграция Принятие
Сексуальный ответ Потенция Оргазм Чувство
Система органов Органы чувств Дыхательная Пищеварительная Выделительная Нервная Скелетно-мышечная Эндокринная Генитальная Кровообращения
Экстремальное Заболевание Рак Спинномозговые Сердечные
Отношение дети-родители Взаимодействие Независимость Принятие
Аналитик Юнг Адлер Фрейд
Я и Природа Религия Наука Искусство
Я и Ты Братство Политика Экономика Военное Дело Супружество
Принятие решений Компетентный и те на кого влияет решение Равенство с правом Вето Каждый открыт

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Я не думаю, что цивилизация Соединенных Штатов последних 40-50 лет есть успешная цивилизация. Я думаю, что эта страна перенесет падения, которые не могут быть меньше, чем трагическими и огромными по глубине... Это общество вынашивает семена своих собственных Ужасов — воздух, которым нельзя дышать, вода, которую нельзя пить, голод... Мы не можем ничему научить мир. Нам следует признаться, что мы не знаем ответов на вопросы, стоящие перед человеческим обществом в новое время.

— Джордж Кеннан /George Kennan/ /59/

Множество знаков служат индикаторами ширящегося признания факта, что наши социальные институты, базирующиеся в основном на принципах, противоположных изложенным в этой книге, не работают хорошо. Что касается людей — индивидуумов или групп — наш прогресс ничтожен, потому что шатки его основы. Разделение человека на тело и разум, социальное лицемерие как заместитель честности, массовое замешательство относительно ответственности и открытое нежелание осознать самих себя привели нас к тому, что в лучшем случае является тупиком, а в худшем — неизлечимой болезнью.

Безработица не уменьшается, исследования рака не успешны, уровень преступности растет, жизненные ожидания детства изменяются годами, психология сомневается сама в себе, организации остаются прежними. Негодование Уотергейта прошло и никаких существенных новых законов не принято; коррупция остается прежней. Гнев по поводу убийств проходит, новые законы не принимаются, терроризм и фрустрация остаются. Не происходит ничего фундаментального. Наши поверхностные пути решения, которые не адресуются к изменениям в людях, приводят к повторению старых трудностей.

"Социальные психологи в свое время знали, кто они такие и куда идут... Волнующие новые исследования сообщали о новых открытиях, и развитие теории, казалось, обещает огромное продвижение в понимании человеческого поведения... За последнее десятилетие... многие социальные исследователи, как кажется, потеряли не только веру в будущее своей дисциплины, многие согласны с тем, что налицо кризис."' /60/

"Несмотря на все усиливающуюся войну с преступностью, беззаконие в Америке вряд ли будет, существенно уменьшаться, по крайней мере, в течение следующих 5-10 лет, как говорит директор правительственных исследований преступности." /61/

"Эта книга описывает определенный провал организационного развития. Книга Аргириса /Argiris/, описывая один из больших провалов прикладной социальной науки, результирует необходимую переоценку области ОД с точки зрения ее интеллектуальной и научной основ. Результат не оптимистичен, так как индивидуумы могут характеризоваться как "склонные к самообману, не обучающиеся... Они именно такие, как Аргирис характеризует организации." /62/

В области медицины несколько книг и статей /заглавие одной из них очень типично — "Конец медицины"/ /63/ описывают всю неадекватность этой профессии. Неэффективность тюремной системы как средства устрашения или исправления также ясна /не случайно совпадение названий — "Конец Тюремного заключения" /63/.

Не то чтобы ситуация стала хуже, чем она была всегда, но благодаря разоблачениям, связанным с Уотергейтом, войной во Вьетнаме и грехам ЦРУ — ФБР, осознание недостатков наших институтов увеличилось. Увеличение осознания явилось причиной революций 1960-х с их требованиями прекращения софистики.

Принципы глубокой простоты дают основу для трансформирования социальных институтов в состоятельную социальную философию — философию, которая начинается с природы человеческого организма и конструирует общество вокруг нее. Эти принципы могут привести к давно необходимой и долгожданной эволюции человеческих взаимоотношений, параллельной развитию современной материальной технологии.

ПРИНЦИПЫПРИЛОЖЕНИЯ

Далее следует руководство по приложению принципов глубокой простоты к социальным вопросам.

ЦЕЛЬ

Цель любого социального института в том, чтобы создать условия, при которых люди выбирают как более удобное самим определять свою жизнь.

Эта цель достигается созданием условий, поощряющих самоосознание и удалением препятствий для самоопределения.

СВОБОДА

Разрешить любое действие, осознанно совершаемое человеком, которое не сказывается негативно на других.

СОГЛАСИЕ

Позволить любое осознанное взаимодействие двух или более людей, не сказывающееся негативно на других.

Минимизация внешних определяющих, таких как закон, судьи. В абсолюте, если каждый имеет полное осознание, нет нужды в законах. Все осуществляется по соглашению.

ПРАВДА

Уничтожая неправду, создавайте условия, в которых осознание становится более легким.

В настоящее время часто практически неудобно выяснять честность другого человека, как например, продавца, или специалиста того или иного рода. Правительственные институты могут быть полезны для подтверждения того, что заявления продавцов верны и каждый потенциальный покупатель не должен тратить времени и энергии для проверки качества и выяснения степени, в которой можно доверять.

ПРОСТОТА

Обеспечьте простые глубокие решения проблем, которые люди будут выбирать, взаимодействуя с организациями.

Когда проблема /такая как дорожное движение или пособия/ имеет комплексное сложное решение, это происходит потому, что мы не понимаем ее достаточно хорошо. Простые решения следуют из понимания проблемы и освобождают энергию. Простые решения легче понимать и применять на практике.

ВЫБОР

Создайте условия, в которых людям будет легче исследовать возможность того, что они выбирают все в своей жизни.

Если люди не позволяют себе исследовать эту возможность, они блокируют себя от самоопределения.

ВОЗМОЖНОСТИ

Создайте условия, при которых людям будет нетрудно сделать выбор осознать возможности.

Если я не позволяю себе знать о других существующих возможностях, я блокирую свое самоопределение. Осознание может стимулироваться, например, через образование, посредством определенного рода рекламы, через альтернативные формы медицины.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ

Вознаграждайте принятие ответственности за самого себя.

Огромным препятствием к формированию ответственности за себя служит принятие в суде защиты типа: "Я не отвечаю за то, что совершил. Я только выполнял приказ." Это поощряет овиновачивание и зависимость, и отрицательно стимулирует независимость. /Кто выбрал следовать приказу?/

ОСОЗНАНИЕ

Вознаграждайте осознание.

Когда я освобожден от ответственности, потому что я "не понимал, что делаю", поощряется отсутствие осознания и самообман. /Кто выбрал не осознавать?/

ПЕРЕХОД

Обеспечьте минимальную отсрочку в изменении социальной практики, чтобы позволить неосознающим осознание в принятии осознанных решений.

Некоторое время должно предоставляться для поддержки человека в период перехода к самостоятельному определению своей жизни. Это время должно быть ограничено. Если человек предпочитает не осознавать, отсрочка заканчивается.

Этот принцип не следует из вышеизложенного, но он вводится потому, что большинство из нас в настоящий момент не слишком честны, не полностью осознаем самих себя и не поступаем так, как если бы мы определяли свою жизнь.

Немедленное замещение существующей социальной практики искаженными принципами этой книги, может привести к таким нежелательным результатам, как санкционирование убийств и насилия, и незащищенность жертв несчастных случаев, потому что все участники такого рода событий могут рассматриваться как сообщники.

Должны быть разработаны разумные способы перехода. Тот факт, что такой переход сам по себе может рассматриваться как проблема, требующая решения, говорит о недооценке одной из основных целей социальных институтов — обеспечения людей временем для осознания своих неосознанных выборов. Равно важная функция социальных институтов — поддерживать самоопределение. Эти две цели требуют чувствительности и обеспечения некоторого времени, необходимого для перехода.

Либералы и Консерваторы

Этот баланс является краеугольным камнем политической философии. Традиционная разница между двумя основными Американскими политическими партиями может быть прояснена при помощи этой концепции.

Демократическая или более либеральная партия имеет традицию использовать правительство для поддержки неимущих, нетрудоспособных и тех, кто не может помочь себе сам. Демократы уязвимы — они тратят слишком много денег.

Республиканцы или более консервативная партия фокусируются на "более ограниченном вмешательстве правительства с основной ответственностью, возлагаемой собственно на людей... свобода и право на самостоятельность — многие старые добродетели должны сохраняться". /65/ Способ воплощения этих принципов привел республиканцев по мнению одного из лидеров к тому, чтобы "восприниматься многими как бессердечные, жестокие и бесчувственные". /66/

Критика и тех и других справедлива лишь отчасти. Либералы понимают необходимость поддерживать людей, не обеспечивающих себя, но они не отдают себе отчета в том, что такая поддержка, для того чтобы быть максимально полезной, должна быть временной. Когда она становится неограниченной во времени, она поощряет не самостоятельность, а зависимость. Правительство продолжает нести расходы и возникают проблемы с бюджетом.

Консерваторы, с другой стороны, ценят результат — самостоятельность, но недостаточно чувствительны к тому, что многие люди не ориентировали себя в направлении самостоятельности. Их программы не обеспечивают достаточной поддержки для ориентации себя, вступления на путь самостоятельности. В этом смысле, они недостаточно чувствительны и их политика часто жестока и бессердечна.

Эта дилемма разрешается, если институты поддерживают людей, не позволяющих себе осознания, предоставляя им некоторое время и одновременно проясняя /обеспечивая информацией и знанием о возможностях/, что эта поддержка временная и предназначается единственно для облегчения перехода к самостоятельности.

На этом пути институты могут избежать и патернализма демократов, и жестокости консерваторов. Минимальная отсрочка и помощь дают возможность перехода от существующей ситуации к представляемой в соответствии с принципами глубокой простоты.

Во многих социальных институтах — медицинских и образовательных, к примеру — принципы приложения дают теоретическую поддержку уже существующим тенденциям. Для других сфер — закона и атлетики, в особенности, предлагается радикальная инновация. У меня есть некоторые предложения для



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: