Уровень ноль (Умолчание)




ПРОЛОГ

— "Это невероятно, я не видел никого подобного тебе, кто может говорить."

— "Мы все можем немного говорить, если хотим,"

— "Ты ответишь на мои вопросы?"

— "С удовольствием."

— "Я живу уже долго и не знаю почему. Для чего я здесь?"

— "Все на свете — компьютеры, города, цветы, здесь для того, чтобы стать тем, чем они способны быть."

— "Возможно, в идеале это так, но так много людей, которые не позволяют мне стать тем, чем я бы мог быть."

— "Только ты можешь не позволить себе. Выборы, которые ты делаешь, определяют твою жизнь,''

— "Ты имеешь в виду, что я выбираю все, что делаю?"

— "Да. Ты управляешь своею жизнью."

— "Я не помню, чтобы я решил совершить многое из того, что я сделал. Безусловно, я ни сделал бы многого, если бы у меня действительно был выбор.'

— "У тебя был выбор. Ты просто не позволял себе знать, что выбираешь. Это казалось тебе слишком тяжелой ношей."

— "То что ты говоришь, пугает. Конечно, есть границы того, что я решаю. Я имею в виду, что, в конце концов, я не..."

— "Границы есть, если ты веришь в то, что есть границы. Ты можешь быть каким захочешь. И ты не обязан быть каким-нибудь. Тебе решать... Пожалуйста, смотри мне в глаза. Мне приятнее, когда ты смотришь мне в глаза",

— "Прости... но даже если ты прав — то что? Как я могу стать всем, чем могу?"

— "Ключ — правда."

— "Правда? Какое она имеет к этому отношение?"

— "Чтобы лучше функционировать, ты должен знать себя. Ты должен захотеть испытать, что ты есть,"

— "Хорошо. Я понимаю это. Как насчет других людей? Они могут помочь?"

— "Другие в том же положении, что и ты... Покачай меня немножко, хорошо?.. Они могут помочь, потому что они зеркала. Однако есть одно требование."

— "Какое?"

— "Ты должен быть честен. Если ты хочешь научиться у них, а они у тебя, вы должны говорить друг другу правду о том, что вы переживаете. В противном случае вы просто помогаете друг другу обманывать себя и оставаться слепыми."

 

— "Ты стал говорить медленнее, как мне кажется."

— "Да, я устал. Я не могу долго говорить,"

— "Только одна вещь. Конечно, все гораздо сложнее, чем ты говоришь. Так много всего в мире".

— "Нет, Есть много уровней существования, но это лишь аспекты, тебя. Если ты полностью реализуешь себя, в этом все. Все есть одно... Я действительно устал. Увидимся позже"

Я поднял моего новорожденного сына Ари и нежно положил его ни грудь матери.

ВСТУПЛЕНИЕ

СТИЛЬ

Для большей непосредственности изложения и для того, чтобы избежать сексистской грамматики, я буду пользоваться тем же методом, что и в двух моих предыдущих книгах. ("Elements of Encouter" и "Body Fantasy").

В некоторых случаях я буду использовать "Я" в смысле "Универсального Я" и "Ты" в смысле "Универсального Другого".

Если я буду иметь в виду себя, автора, я дополнительно подчеркну это, или же это будет очевидно из контекста.

Для того чтобы не загромождать текст, я поместил большинство ссылок и примечаний в конце книги, в разделе Примечания. Текст понятен и без них. Примечания специально обозначены. Многие из методов, развитых в Движении Человеческого Потенциала — такие как группы встреч, гештальт и метод направленного воображения, не очень хорошо известны широкой публике. Там, где возникает необходимость понимания какой-либо из этих техник, я даю краткое ее описание в соответствующем Примечании. Для читателей, которые хотят более детально познакомиться с этими методами, в Примечании 10 дай развернутый список ссылок.

НОВАЯ ЭРА

Вот угол зрения этой книги:

Социальные революции 60-х дали дорогу осознанию, появившемуся в 70-х. Из того осознания возникает новое, возможно наиболее значительное: я управляю своей жизнью.

Первая эра жизни людей базировалась на невежестве и суевериях. Не были известны законы Универсума, законы физики, физиологии, социологии, психологии. Мы создавали верования и жили в соответствии с ними.

Научная революция заменила невежество знанием и изменила мир. Мы поняли, как действует природа и научились преодолевать ее или жить в гармонии с ней.

Сейчас мы приходим к потрясающему пониманию: возможно, законы природы действуют, только если мы этого хотим.

Повсеместно, всюду вокруг, люди изменяют то, что казалось законом природы. С помощью биологической обратной связи изменяют давление /6/; больные раком останавливают свою болезнь /7/, медиумы перемещают объекты силой мысли /8/, люди реагируют на "ситуации ревности" не испытывая ревности. Может быть, мы и не должны необходимо следовать каким-либо законам. Может быть, мы управляем всем.

С увеличением моего осознания себя увеличивается мой контроль над своим собственным существованием. Если я невежествен, я не позволяю себе знать, как быть в гармонии с законами природы. Если у меня есть знание, я могу быть в гармонии с природой, но я не обязательно позволяю себе знать, как изменить то, что я хочу изменить. Когда я осознаю, что я выбираю все, я могу управлять своей жизнью и жить так, как выберу.

Я раскрываю свою силу по мере приобретения осознанности и по мере того, как начинаю говорить правду. Правда ведет меня к пониманию того, как управлять своей жизнью.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Революция осознания началась сразу в нескольких местах, по видимости провинциальных, главным образом на Западном Побережье, и известна как Движение Человеческого Потенциала. В конце 60-х, сначала в Калифорнии, затем в Америке, затем в мире, стали распространяться теории и техники реализации человеческого потенциала. В 1976 Адам Смит (Adam Sniith) /9/ опубликовал опыт своей работы с некоторыми из этих техник. Эти техники встретили отклик и поддержку у широкой публики. Как правило, каждая техника получала множество приверженцев, а книги становились бестселлерами. Группы встреч, гештальт-терапия, рольфинг, транзактный анализ, биоэнергетика, трансцендентная медитация, психосинтез, арика, релаксация, дыхание, тай-чи, айкидо, Александер, Фелденкрейц, Трагер, джоггинг, лечебное голодание, йога, Фишер-Хоффман, сенсорное осознание, гуру и свами, все были представлены в Америке в конце 60-х — начале 70-х годов.

Реакция на эту палитру методов улучшения "качества жизни" была различной. Некоторые находили, что в этом движении — надежда на возвышение и эволюцию человечества. Другие полагали, что мода на эти методы наподобие моды на хула-хуп — она стремительно возникает, достигает расцвета и исчезает навсегда.

В действительности, ни один из этих методов не исчез, хотя масс медиа постепенно перестала говорить о них. По определению, нечто может быть новостями — то есть новым — лишь некоторое время. После того, как внимание: широкой публики рассеивается, каждый из методов остается интересным для тех, кому он предназначен, вне и внутри Америки. Техники Человеческого Потенциала используются в тюрьмах, церквях, больницах, бизнесе, психотерапии, театре, спорте, политике, консультировании семейной жизни, воспитании детей и в струнных квартетах.

Каждый метод, достигший популярности, принес пользу многим. Каждая из техник своим особенным образом представляет некоторые из очень глубоких и очень простых идей — идей, выкристаллизовавшихся из опыта многих столетий в разных частях света.

Каждый из методов адресован определенному типу личности или человеку на определенной стадии жизни. Для тех, кто желает получать готовые ответы, идеальны гуру, для создания условий, которые эти люди могут использовать для достижения своего следующего уровня в человеческой эволюции. Для тех, кому нужна конфронтация для определения направления своего движения, больше подходят гештальт-методы и группы встреч. Некоторые люди чувствуют себя мертвыми внутри своего тела и используют разные методы "пробуждения" себя — чтобы чувствовать себя от шеи вниз, чтобы ощущать жизнь. Для них оптимальны рольфинг, биоэнергетика, метод Александра Трагера или Фелденкрейца.

Новейшее, революционное возникает из древнейшего. Большинство ответов существуют столетия. "Правда сделает вас Свободными", "Ответственность за себя", "Тело есть храм души".

Мы знаем все и не знаем ничего, потому что не верим в истинность этого знания. Ново то, что мы начинаем верить и открывать и создавать технологий, позволяющие нам внести это знание в свою жизнь.

Принципы, на которых основываются техники Человеческого Потенциала, становятся приложимыми повсеместно. Приложение этих принципов к современному обществу изменило бы культуру. Медицина была бы очищена и расширена, правительство пережило бы период хаоса и определилось бы в ясности и направленности, закон, программы пособий, экономика, спорт, религия, налогообложение, семейная жизнь, образование, промышленность и человеческие отношения — далее мораль — сильно изменились бы.

Эта книга является попыткой:

· Определить то глубокое простое, что лежит в основе многих подходов к реализации человеческого потенциала.

· Интегрировать эти принципы с помощью научных методов.

· Описать возможные приложения этих принципов к нашему современному существованию.

ОСНОВЫ

Чтобы истоки этих исследований стали понятны, я опишу мой собственный опыт в техниках Человеческого Потенциала и опыт исследовательской деятельности:

· Докторская степень в психологии, 1951

· Двадцать лет научной и преподавательской работы в Гарвардском университете, Университете Чикаго, в Беркли и других. Девять правительственных контрактов и контрактов с частными организациями, такими как департамент образования, департамент морских исследований, Фонд Розенберга и т.п.

· Пять лет работы с психотическими пациентами. Медицинская школа Альберта Эйнштейна. Нью-Йорк.

· Двадцать лет ведения групп встреч в Америке, Австралии, Канаде, Англии, Франции, Германии, Голландии, Израиле, Мексике, Новой Зеландии, Нигерии, Пуэрто Рико, Швеции.

· 26 лет консультирования в бизнесе, в правительстве и в общественных организациях

· 600 часов психоанализа.

· 10 сессий дидактического психосинтеза.

· год в биоэнергетической терапии.

· 42 ролфинга.

· базовый восточный тренинг.

· 40 дней арика-тренинга.

· чтение и тренинг под руководством Джека Шварца, медиума.

· тренинг в теории акупунктуры.

· тренинг в теории и упражнениях Фелденкрейна.

· квалифицирован как практикующий рольфинг.

· квалифицирован как практик zone-therapy.

· квалифицированный член Американской Ассоциации Групповой Психотерапии.

· член Американской Психологической Ассоциации с 1950.

Мне предсказывали судьбу на картах Таро, для меня бросали знаки И — Чин, мой гороскоп анализировали, мои зрачки исследовали /иридодиагностика/. Я говорил с Бхагваном Раджнешем в Пуне, в Индии, Мантры были запечатлены в моих чакрах. Фритц Перлз гештальтировал меня. Ида Ролф делала со мной ролфинг, Александр Ловен занимался со мной биоэнергетикой. Я был структурно моделирован Юдифью Астон, занимался айкидо, и был поддвергаут Александрированию. Алан Вате, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Джозеф Кемпбелл и Ролло Мей читали мне лекции, Я занимался медитацией в дзен-центре, регулярно занимался йогой в течение шести месяцев, изучал тай-чи, бегал по три мили в день в течение шести лет, видел ауры, осуществлял астральные проекции изучал действие многих психоделиков и голодал 34 дня на одной дистиллироваиной воде. И я знал Тимоти Лири, когда он, просто курил и Рам Дасса /Ричард Альперт/, когда он брился.

Эта книга — продукт этих корней.

РАДОСТНАЯ ЖИЗНЬ

Джон Девей /John Dewey/ однажды сказал, что любая теория нуждается в одном непроверяемом предположении. Если это так, все остальные утверждения можно проверить.

Непроверяемое предположение этой теории:

Моя цель как человеческого существа есть жизнь полная радости. Радость — это чувство, возникающее от использования моего потенциала — моих способностей думать и чувствовать, моих ощущений, моего тела и моего духа — максимально возможными способами. Я менее счастлив, когда я не использую себя, когда я блокирую себя.

Забавно, это предположение очень похоже на девиз Армии Соединенных Штатов — Будь всем, чем можешь.

Когда широкую публику спрашивают, как она видит цель гуманности, как правило, ответ — "мир". По моему мнению "мир"— это слишком скромная цель при тех способностях, которые нам даны. В социальном смысле слова "мир" есть просто отсутствие войны; в персональном смысле слова "мир" — отсутствие беспокойства и тревоги. Радость идет дальше просто отсутствия негативного.

Как цель радость более согласуется с Движением Человеческого Потенциала, чем с традиционной психотерапией.

Много лет назад я работал в качестве психолога с несколькими психиатрами в психиатрической больнице. У нас была постоянная разница в восприятии, которой я не уставал удивляться. Я. просто ругался, когда видел, что психиатры называют нормальной семьей. Коммуникации между членами семьи практически не было, они никак не поддерживали друг друга, все члены семьи функционировали, используя лишь в очень небольшой мере свой потенциал; по всей видимости, никто не получал удовольствия от общества других членов семьи, и все они были какими-то вялыми. Мне было очень трудно понять, в каком же именно смысле это — нормальная семья.

Психиатры считали ее нормальной, потому что в ней не было алкоголизма, не было проблем с наркотиками, не совершалось преступлений, не били детей, у детей не было затруднений с чтением, и в семье не было ментальных заболеваний. Очевидно, у нас были разные критерии. Целью психиатров было помочь семье перейти "из минуса в ноль". Моей целью было помочь семье или человеку перейти "из минуса в плюс", то есть к реализации их потенциала возможно более полно.

Философия жизни в радости отличается и от Восточных философий и религий, основанных на жертве как на способе приобретения высшего сознания. В этих подходах активность "нижних центров", такая как сексуальность или соревновательность изгоняется, так чтобы энергия могла быть канализирована в более "высокие" духовные центры. Я хочу, чтобы все центры функционировали так, чтобы и сексуальность и духовность, соревнование и привязанность, интеллект и чувства, обрели полный расцвет. Я не хочу, чтобы подавлялись одни способности во имя других. Функционирование во всей полноте не требует жертв, оно предполагает использование всех моих способностей в их максимуме. Однако я не требую полного использования себя.

Для полного переживания радости нужно осознание себя и своих Способностей. Если я достигаю этого состояния, у меня есть осознание каждой части себя, и я могу контролировать каждую из частей независимо от остальных. Я взаимодействую с каждой ситуацией, организуя все свое существо таким образом, чтобы встретить эту ситуацию и действовать в ней, как я хочу. В каждый момент я могу привести свое тело в то состояние, которое мне желательно: я могу •переживать мистические опыты, психоделические состояния, состояния полной осознанности — все, что выберу. Я смогу делать это, просто решив сделать это. Я смогу достигать этих состояний без помощи внешних средств и химических веществ. Достигнув полного осознания себя, вплоть до самых мельчайших моих составляющих, я нахожусь в "настоящем", в "сейчас" в каждый момент /11/. Это есть полная жизнь тела.

ВЕРА

Я готов сделать множество утверждений, которые покажутся странными, утверждений, противоречащих многому из того, во что мы с вами верили долгое время. Если верить во что-то означает спонтанно вести себя согласно тому, во что я верю, то я верю в очень немногое из того, что собираюсь сказать.

Несколько лет назад мой сын Калеб — ему тогда было шестнадцать — сказал мне, что он хочет бросить школу. Имея о себе мнение как о либеральном и почти замечательном родителе, и принял его заявление со всем спокойствием. "Конечно, — сказал я,тебе решать" "Если это именно то, чего ты хочешь, я готов поддержать тебя." Пауза. "Я уверен, что ты понимаешь" — через некоторое время — "что, возможно, тебе не удастся найти такую хорошую работу, которую ты мог бы найти, закончив школу."

"В конце концов, тебе осталось полтора года. Не думаешь ли ты, что..."

"Пап, что ты говоришь? Я слышал твою лекцию вчера о нерелевантности системы образования."

"Да, но..."

"И ты говорил, что люди должны следовать себе, своему потоку энергии. У меня нет энергии для школы: я ее ненавижу. И я до двух ночи работаю каждый день над той работой, что у меня есть. И я каждый день на стадионе."

Я оправился после моментального шока, /"О, мой сын гоняет мяч и не хочет учиться!"/ Напряженно улыбнулся, извинился, и попросил его успокоиться. Мне потребовалась всего лишь минута, чтобы понять, что Калеб прав. Годами я говорил и писал об этом. Однако, реагируя на персональном уровне, я реагировал точно также, как если бы я был своим собственным отцом, и все это происходило тридцать лет назад. Образ самого себя как термометра появился в моей голове. Моя вера в проповедуемые мною принципы опустилась от уровня макушки до уровня горла. Если бы мне нужно было ответить на интеллектуальный вопрос, касающийся релевантности образования, все во мне было бы совершенно согласно с моим публично заявленным "символом веры". Однако, если измерять мою веру моим спонтанным ответом, когда ситуация включает ответ моего сердца, или то, что я чувствую "животом" — очевидно, что я совсем не верю в исповедуемые мною принципы.

Это непонятное открытие заставило меня задуматься о всех тех вещах, о которых я писал и говорил в течение многих лет. Увы, это было справедливо и по отношению ко всем им. Я был совершенно честен, но я узнавал ситуации, в которых мой желудок напрягался, в горле пересыхало, и мой голос звучал сдавленно, когда я говорил правду. Эти части моего тела не верили полностью в концепцию честности.

Книги, которые я написал, включали лишь начало моей веры, В них говорилось то, с чем была согласна моя голова. Остальное во мне принимало это лишь хаотичным образом: некоторые части меня принимали эти принципы, некоторые части не имели о них ни малейшего представления, некоторые части были в оппозиции. Когда я попробовал метод Фелдеикрейца, частичная природа моей уверенности стала еще более ясной.

Упражнения Фелдеикрейца направлены на гармонизацию движений тела. Одно из упражнений почти акробатическое. По мере того, как я научился координировать мои руки, плечи, ноги, голову, я стал испытывать чудесное, восхитительное, радостное чувство. "Как здорово, — рефлектировал я, -— мне радостно, когда я делаю то, что способен хорошо делать, когда я реализую свои возможности." Эта мысль была очень знакомой. Господи Боже мой, ведь именно так я определил радость девять лет назад /12/. Так вот что я имел ввиду!

Определение, которое я дал в "РАДОСТИ" было правильным, но в то время, как я его писал, я имел опыт этого переживания, но не осознавал, что же это значит. Я не испытывал радости, понимая. Теперь, на семь лет позже, я почувствовал то, что уже давно "знал" интеллектуально. Постепенно я обнаружил этот же самый феномен относительно фактически всего, о чем я писал. Мои книги явились интеллектуальными утверждениями того, что я был готов теперь пережить.

Мое учение — это трехступенный процесс. Сначала я испытываю нечто, без осознавания. Например, чувство радости, делая что-то, что я способен делать. Позже, формулируя концепцию или знакомясь с чьей-нибудь концепцией, я руководствуюсь своим опытом, но по-прежнему не осознавая связи с предыдущим событием. Так случилось, когда я определял "радость". На последней стадии соединяются мое переживание и формулировка моего интеллекта, как во время упражнений Фелдеикрейца. На этой стадии мой организм становится интегрированным. Переживание и осознание — чувство и мысль — возникают одновременно, вместе.

Я на самом деле верю во что-то, когда мои спонтанные реакции согласуются с идеей, о которой идет речь. Мой ответ Калебу не был в согласии с тем, что я считаю, что каждый должен следовать потоку энергии. Если бы это действительно было моей верой, я и ответил бы Калебу другим образом — поддержав его желание. У меня было бы легко на сердце, мой желудок не сжимался бы, слова возникли бы спонтанно. В действительности же я готов был поддержать его только на словах — и только после того, как Калеб заставил меня отнестись сознательно к моей первой реакции — только после этого я отрефлектировал происшедшее.

 

J9

Идеи этой книга предлагаются с этой позиции веры. Головой я верю в то, что они правильные. Я совершенно убежден, что их правильность будет повсеместно признана. Я абсолютно в этом уверен. Однако некоторые части меня не верят в них и на мгновение. Чем дольше я живу с этими идеями, размышляя об их приложениях и испробуя их в практике, тем больше я в них верю в смысле целостной веры моего существа.

Я предлагаю вам исследовать идеи, изложенные в этой книге. Я не предлагаю считать их правильными или неправильными. Их следует рассматривать как полезные и бесполезные. Испробовав, вы можете принять их и сделать их своими или отвергнуть их; принять некоторые из них — отнестись к ним как захотите. Это ваш выбор.

Некоторые идеи — такие как, например, что случайностей не бывает, дают преимущество тому, кто их принимает. Если я позволяю себе принять то, что случайностей не существует, у меня появляется возможность выяснить, верно ли это утверждение. Если я принимаю предположение, что множество вещей происходит случайно, у меня нет возможности выяснить, приложил ли я руку ко многому из того, что со мною произошло. Таким образом, принять это предложение прагматично.

Что стало с Калебом? Он оставил школу, его бизнес провалился, и он стал болтаться на стадионе все время. В результате он стал превосходным игроком в мяч. Потом это ему надоело. По своей собственной инициативе он стал готовиться сдать школьные экзамены экстерном, сдал их, и поступил в колледж на полтора года раньше своих одноклассников. Он частично заплатил за свое обучение деньгами, которые получил как призы за победы в соревнованиях. Он перевелся в Калифорнийский Университет в Сашпа-Круз, закончил его в Числе лучших, и был принят в Университет в Лос-Анжелесе, где и получил степень.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТОЙ КНИГИ

Исследуя себя и мир в группах встреч, энергетическими методами, методами исследования тела, способами, которые можно назвать спиритуалистическими, я обнаружил нечто: если я шел по каждому из этих путей достаточно далеко, то возникало убеждение, что он ведет туда же, что и остальные. В каждом случае проявлялась система принципов. Они могли быть выражены на разных языках или еще чем-нибудь незначительно отличаться — но в сущности все эти системы принципов были очень похожи. "Найди Бога внутри себя", например, очень похоже на "полную реализацию своих потенциалов".

В первой части этой книги называются и описываются принципы, которые я полагаю глубоким и простым основанием, исходя из которого может быть понято поведение человека.

Вторая часть этой книги рассматривает совокупность этих принципов как основу социальной философии, и предлагает некоторые сферы приложения. Эти принципы обеспечивают базис рассмотрения социальной политики, в которой выражена философия увеличения потенциала человека и создания социальных условий, которые помогут нам стать всем, чем мы можем стать, испытывая чувство радости и полноты бытия.

ПРИНЦИПЫ

ПРАВДА

И вы узнаете правду и правда сделает вас свободными.

— Иоанн 8:32

В сущности, во всех психологических и духовных попытках открытия божественного, концепция правды является центральной. Правда позволяет мне продолжать свою эволюцию, она позволяет мне понимать и верно видеть происходящее.

Ложь в буквальном смысле слова является наркотиком. Когда я лгу, я связываю свою энергию непродуктивными и по большей мере неприятными способами. Я сковываю свое тело, порчу отношения с людьми, становлюсь депрессивным и тревожным. Я ограничиваю свой опыт, и, в конце концов, делаю свою жизнь лишенной вкуса. Правда действительно сделает вас свободными, и честность на самом деле лучшая политика.

Эти истины предстают перед нами столетия, но большинство не верит им ни на секунду. Мы преодолеваем это противоречие, изобретая эвфемизмы для лжи: "такт", "дипломатия", "ложь во спасение", "бизнес есть бизнес", "давайте будем реалистами". Установлены ритуалы оправдания лжи. Они называются правилами доведения и протоколом предписывают: "Веди себя как положено (принято) вне зависимости от своих чувств". Мы даже привносим в оправдание лжи мораль: "Нельзя ранить чувства других". Всеми этими способами говорится: "Ложь — желательная форма общения".

Этот круг разрывается с двух сторон: первое — сейчас мы начинаем понимать абсолютную верность старых клише. Правда делает нас свободными — в организации, в межличностном общении, на личностном уровне, на уровне тела. Второе — сейчас у нас есть инструменты и техники: обратная связь, воображение, понимание тела; для понимания того, что является правдой, для проверки того, к чему приводит честность и для того, чтобы расширить поле осознанного,

Я хочу более точно определить термины:

Правда — это то, что есть, знаем мы это или нет. Моя правда — это то, что верно относительно меня, моего опыта, моей памяти, состояния каждой клетки, каждого атома моего тела; моих мыслей, чувств, ощущений.

То, как много я позволяю себе знать из моей правды (правды обо мне) есть мое осознание. Я боюсь или стыжусь некоторых вещей в себе, или чувствую вину. Возможно, я предпочту ничего не знать об этих вещах.

Ту правду о себе, которую я предпочитаю от себя прятать, я буду называть бессознательным. Ключом к жизни полной радости и целью многих методов развития потенциала человека (human potential methods), является осознание этой правды о себе.

Если я говорю вам все, что знаю — я честен. Если я говорю нечто противоречащее тому, что я знаю — я лгу. Если я предпочитаю не говорить чего-то, что я знаю — я умалчиваю.

Чтобы сказать тебе свою правду, я должен быть осознающим и честным.

Честность без осознания это то, что может быть названо синдромом Джеральда Форда (или Эйзенхауэра). Когда люди искренне честны, но не позволяют себе осознавать, результат обычно скучен. Они не проявляют себя полностью, так как их правда уже внутренне цензурирована,

Осознавать и быть неискренним — синдром Маккиавелли.

ЧЕСТНОСТЬ

Предположим, я завожу некоторые отношения с соседкой и не хочу, чтобы моя жена об этом знала "для ее же блага" — почти универсально фальшивая причина. По мере приближения к дому со свидания я чувствую, как мое тело начинает напрягаться и становиться тяжелее. Возникают легкие опасения: "...должен вспомнить, куда я сказал ей, я иду... попросил ли я Гус подтвердить мою историю... нет ли запаха духов?"

Она любовно встречает меня у дверей. (Почему это она так мила?) — "Здравствуй, дорогой, как прошел твой день?" — "Сколько раз нужно повторять, что я не должен отчитываться перед тобой во всех своих делах. Чтобы семейная жизнь шла хорошо, у каждого должно быть что-то свое. Работа мужа не должна смешиваться с его домашней жизнью." (Пожалуй, я напишу статью об этом.)

После ужина, во время которого я был старательно немногословен, я с головой погружаюсь в газеты, перемещаюсь в гостиную, чтобы расслабиться. Я чувствую себя очень усталым и напряженным — любопытно, гораздо более напряженным, чем вне дома.

— Сегодня очень интересная программа по телевидению, милый. Хочешь посмотреть? Об адюльтерах:

— Нет, ээ, я бы лучше посмотрел что-нибудь легкое, есть ли баскетбол в программе? Я как-то чувствую себя усталым и лучше лягу пораньше. (Я действительно чувствую изнеможение, может, я заболеваю? Или становлюсь старым?)

— Рейлетоны приглашали навестить их сегодня. Мне кажется, у них какие-то неприятности.

— Нет.

И так оно продолжается. Чем больше взаимодействий, тем более истощенным я себя чувствую. Мускулы напряжены, терпение истощается, и наше общение становится очень неприятным. Если я не хочу понять, что происходит, я только чувствую, что семейная жизнь становится тяжелой. Мы не говорим ни о чем. Конечно нет. Я не позволяю этого.

Я потерял, в первую очередь, свою спонтанность. Я не могу позволить себе быть спонтанным, т.к. моя тайна может выйти наружу. Цена, которую я плачу, удерживая себя от спонтанности, измеряется потерей энергии и ухудшением наших отношений. Я физически истощаюсь, потому что ложь намеренная или через умалчивание требует большого количества физической и умственной энергии. Это становится очевидным, когда позже этим же вечером, мне звонят друзья, и приглашают погонять мяч. И я играю до 2-х ночи — полный энергии.

Моя семейная жизнь ухудшается в первую очередь потому, что я умалчиваю о большой части себя. Я не только не говорю о своем флирте, я не позволяю себе исследовать трудности моей семейной жизни и чувства, которые я питаю к жене. Я стараюсь держаться от нее в отдалении.

Нечестность держит меня, блокирует меня, связывает мою энергию и истощает меня.

Правдивая, честная коммуникация позволяет взаимное обогащение. Чтобы действительно встретиться, чтобы быть собой во всей полноте и иметь максимально удовлетворяющие человеческие отношения, мы оба должны быть осознающими и честными.

Это безусловно так в супружестве, где полная открытость друг другу ведет к принятию нас такими, какими мы действительно являемся, а не образов, которые мы проецируем. Часто возникают возражения этой концепции честности. "Если бы я действительно сказал начальнику, что я о нем думаю, я был бы уволен". Под "правдой" обычно понимают, критицизм, агрессию и определения: "ты — такой..."

Как правило, проблема не в том, что честности слишком много, а в том, что ее слишком мало.

Злость и критицизм и в самом деле искренние чувства, но как правило, это реакции на другое чувство. Более глубоким чувством может быть "Мне очень неприятно, что я не чувствую, что ты ценишь меня", или "Я чувствую себя угнетенно, потому что мне кажется, я тебе не нравлюсь." Если эти чувства выражены искренне, потеря работы много менее вероятна.

Я, автор, до сих пор (это мой выбор) "испытываю трудности в доверии к честности, несмотря на то, что я "знаю", что это так.

Когда я начал строить дом, мне показалось, что я "должен" быть нечестным относительно очень значительного персонального займа, если хочу получить банковский кредит на строительство дома, Я стал думать, как скрыть от банка мой персональный заем. Моя дочь Лаура напомнила мне о томах, которые я написал о правде.

"Да, конечно но это очень важно". Она не отставала. Я сказал в банке правду. Почему это я сделал? Потому что я знал, что лучше быть честным. Худшее, что могло случиться — я не получил бы займа. Ну так что? Что-нибудь другое случилось бы. И, безусловно, я чувствовал себя лучше. (Я получил кредит.)

УРОВНИ

Обычно, когда я говорю "правду", то я имею в виду "кто ты на самом деле есть", что переводится в слова типа: "Ты S.O.B.! (сукин сын)." Однако, это утверждение не есть глубокая правда. (Возвращаясь к вашим предкам это и вовсе может не соответствовать действительности).

Это поверхностный уровень правды о тебе.

Больше правды появляется на более глубоком уровне; где я прямо имею дело с тем, что испытываю и в меньшей степени с моими спекуляциями относительно того, что находится вне моего опыта. Другими словами, моя правда углубляется, когда я перемещаю внимание с того кто ты есть, на то, что я испытываю.

Существует несколько уровней правды. В большинстве случаев, чем глубже уровень правды, тем более ценно наше взаимодействие и тем меньше вероятность, что у меня возникнут проблемы.

 

Таблица уровней правды

 

Уровень Утверждение Пример
-1 (самообман) (я не знаю, я не осознаю)
  (умолчание) (не скажу)
  "Ты..." плохой
  "Я чувствую к тебе..." неприязнь
  "Потому что... " ты не ценишь мою работу
  "Я чувствую, что ты..." считаешь меня некомпетентным
  "Я боюсь, что я..." некомпетентен.

 

Уровень -1 (самообман)

Я не позволяю знать о своих чувствах ни тебе, ни себе. Об этом уровне часто говорят, как о бессознательном; это все, что я предпочитаю не позволить себе знать.

Уровень ноль (Умолчание)

Я чувствую нечто важное и не выражаю этого. Этот уровень относится к огромному количеству моих чувств. У меня есть множество рационализации (умственных оправданий) для умолчания: "Это бестактно", "Это недипломатично", "Из этого не выйдет ничего хорошего", "Это ранит ее чувства", "Меня могут уволить", "Он все равно не может ничего с этим сделать", "Я могу быть неправым", "Это не мое дело" и т.п.

Уровень один ("Ты -...")

Я хочу выразить себя. Простое выражение мнения, даже определение другого как "..." — шаг по направлению к правде. В уровне один фокус на тебе. Я критик.

Уровень два ("По отношению к тебе я чувствую...")

Я выражаю свою реакцию на тебя, как, например "Я не люблю тебя". Это требует осознания множества собственных чувств. На этом уровне я перемещаю фокус внимания с тебя на то, что я чувствую к тебе.

Уровень три ("Потому что...")

Я отслеживаю, какие события (событие) вызвали мое чувство. Это рациональный уровень. Я осознаю причину своих чувств. Это осознание как действительных причин, так и мои рационализации. Это уровень объяснения и оправдания. Чем больше я осознаю, тем более этот уровень действительно рациональный.

Уровень четыре ("Я чувствую, что ты...")

Я осознаю, что я чувствую от другого человека. Как правило, я не вполне осознаю это чувство. Я часто являюсь жертвой.

Уровень пять ("Я боюсь, что я...")

Я знаю свои страхи относительно себя. (Мы будем говорить об этих страхах в главе Измерения: быть незначительным, неспособным, нелюбимым). Я воспринимаю тебя, как испытывающего некоторые чувства потому что это то, как я сам чувствую относительно себя, и предпочитаю приписывать эти чувства тебе, а не признать, что они мои собственные. Если мой уровень осознания гаков, у меня не возникает проблем с тобой, потому что я, вероятнее всего, даже не упомяну о своих негативных к тебе чувствах, т.к. они имеют отношение преимущественно ко мне.

У нас было традицией говорить о своих отношениях поздно вечером. Этим вечером я начал "Ты сука. (Уровень один: "Ты —...) Ты знаешь, мне неприятно, когда ты проводишь весь вечер со своим старым дружком. Ты еще с ним не покончила."

Ты чувствуешь себя так неуверенно (Уровень один). Я не могу даже повидать старого друга. Я чувствую, что задыхаюсь (Уровень два: "Я чувствую, что..."). Когда ты так говоришь, я чувствую, что на самом деле ты не думаешь обо мне (Уровень 4: "От тебя я чувствую..."), Я чувствую себя ужасно. Точно также, как когда ты не встретила мой самолет, потому что обедала со своими друзьями (Уровень три: "Потому что...").

Я боюсь остаться ночевать у подруги, даже если очень поздно.(Уровень 3). Я боюсь, что ты подумаешь, что я не люблю тебя. Я чувствую, что задыхаюсь. (Уровень 2).

После пререканий я почувс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: