НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ О ТЕЛЕ




Народные выражения, выражающее чувства в терминах тела, как правило, замечательно точны. В моей более ранней книге "Радость" я перечислил около 50 выражений, часто употребляемых для описания эмоций в телесных терминах. Вот некоторые еще: "двумя ногами на земле", "на цыпочках", "твердошеий", "стоять на своих двух ногах", "взять себя в руки", "за спиной", "иметь сердце", "не теряй головы".

Эти выражения верны буквально. Люди, "стоящие на цыпочках", то есть тревожно стремящиеся, как правило, имеют сильно перемещенный вперед вес тела. Люди "не теряющие головы", то есть стремящиеся сохранить спокойствие, рассудительность, и контролировать себя, склонны иметь напряженные мышцы шеи.

Хелен пришла ко мне на рольфинг, жалуясь, что она не может противостоять своему мужу. Ее дескриптивная жалоба дала ключ к тому, на какую часть ее тела смотреть, ища физический фокус проблемы. Исследовав ее ноги я понял, что для нее было бы очень трудно "противостоять" кому бы то ни было. Ее ноги едва касались земли. Подъем у нее был исключительно высоким, арка ноги исключительно выгнутая, и ее ноги, там где они касались земли, были очень неустойчивы. Я делал рольфипг с ее ступнями и нижними частями ног, так что у нее образовался значительно лучший контакт с землей.

Она пришла в экстатическое состояние и провела следующие два дня босиком, наслаждаясь новым ощущением устойчивости. Потом она рассказала мне, что теперь, "стоя двумя ногами на земле", она гораздо лучше "противостоит" своему мужу — ее собственные выражения.

Широко распространенное использование таких точных "телесных" фраз — это знак неосознаваемого понимания связи между телом и эмоциями. В этой связи нет ничего мистического. Она очевидна, и большинство людей знают эти связи. Они просто не отдают себе отчета в том, что они знают.

ГРЕХИ ОТЦОВ

Если проблема не решается на одном уровне организации, с ней приходится иметь дело на более низком уровне. Уровни не независимы, это части одного целого.

"Шизофреногенная" — замечательное слово, описывающее ситуации, как правило, семейные, из которых возникают шизофренические личности. Часто в этих семьях есть конфликты, которые не проявляются открыто. Сфокусированность на шизофреническом ребенке позволяет родителям игнорировать свои собственные трудности. Когда ребенок начинает выздоравливать, семья часто впадает в панику и действует так, чтобы навязать ему старую роль — в противном случае, родителям пришлось бы столкнуться с собственными сложностями. Ребенку приходится иметь дело с проблемами, которых избегают родители. Аналогично, телу часто приходится иметь дело с проблемами, которых избегает сознающее я.

Шарон была разведена и имела маленького ребенка. Несмотря на то, что Шарон была молода, ее глаза стали слабеть, острота зрения значительно снизилась и оставалась на этом уровне полтора года. В группе встреч она стала говорить о том, что она чувствует, являясь одинокой матерью, и о злости, которую она испытывает к своему бывшему мужу. Говоря об этом, она оставаясь спокойной. Кто-то спросил ее о ее чувствах к сыну. Говоря об этих чувствах, она стала очень ажитированной. Часто, говорила она, ей не нравится ее сын. Часто ей хотелось бы, чтобы его не было. Ей не нравилось то, что он вмешивается в ее отношения с мужчинами и бывает обузой. Потом она почувствовала себя ужасно виноватой. Хорошие матери не имеют подобных чувств.

"Я не хочу видеть своих чувств к нему" — закричала она. Когда она пришла в согласие со своими чувствами и стала воспринимать их как нормальные, она отдала себе отчет в том, что сказала. Возможно, это было буквально то, чего она не хотела видеть, так что она создала напряжение в глазных мышцах и действительно не могла хорошо видеть. Два года спустя она сообщила мне, что она видит достаточно хорошо и ей не нужны больше очки, чтобы водить машину.

В этом случае присутствовал конфликт на одном уровне организации — родительских отношений. С ним ничего не делали, и, наиболее вероятно, что он даже не осознавался. Таким образом, более низкому уровню, телу, а именно глазам, пришлось иметь с ним дело. Когда конфликт осознается, более низкий уровень освобождается от этой проблемы. "Грехи отцов" более не лежат на детях.

Те же самые принципы работают в жизни организаций. Если персонал одного уровня не разбирается со своими проблемами, почти неизбежно, что с этими проблемами столкнутся работники низшего уровня.

Студенты — психологи жаловались мне, что они перегружены. Так как эта жалоба близка к универсальной, я был несколько скептичен, но согласился разобраться. Вскоре я обнаружил причину студенческих жалоб. Экспериментальные психологи не уважали клинических и наоборот. Соответственно, они не могли договориться, какие курсы будут обязательными, а какие факультативными. Они, однако, были "цивилизованными" людьми и избегали открытых публичных сражений. Кроме того, они были "профессионалами" и не могли позволить своим чувствам влиять на распределение их обязанностей. "Цивилизованное профессиональное" поведение повелевало им отложить свои чувства в сторону, вести себя вежливо и ладить в работе. Результатом этого коллективного самообмана было избегание конфронтации таким способом: от студентов требовалось знать и ту и другую программу, вместо того чтобы работать над посильной объединенной. На студентов, таким образом, возложили бремя двух полных программ. Проблема, созданная нежеланием двух частей факультета иметь дело друг с другом, была перепасована студентам.

ЗАВЕРШЕННОСТЬ

Думать и желать в бездействии, имея возможность действовать, подобно пламени, заключенному в сосуд, которое умирает; или семени, брошенному на песок, которое не прорастает, но погибает вместе со своей способностью развития.

— Эмануель Сведенборг /Emanuel Swedenborg/

Как я препятствую моему телу в его природном развитии? Как присутствуют принципы выбора и правды в моей жизни? Каковы последствия недостатка осознанности, недостатка честности и недостаточного самоопределения?

Принцип Завершенности описывает как механизмы наступления зрелости, так и динамику проблем "ума тела".

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Человеческое поведение может быть рассмотрено как серия энергетических циклов. Цикл начинается с некоторого дисбаланса — дискомфорта, тревоги, желания, интереса — это нечто служит мотивацией для меня изменить состояние и восстановить баланс: через уменьшение моего дискомфорта или тревоги, или через удовлетворение желания или интереса. Я мобилизую ресурсы для того, чтобы восстановить баланс. Я подготавливаюсь, размышляя и планируя некоторое движение. Далее происходит разгрузка, я выражаю действием то поведение, которое я приготовил. Действие ведет к установлению нового баланса или чувству, определяемому тем, насколько мое действие помогло восстановить мотивировавший меня дисбаланс.

В терминах деятельности нервной системы это: ощущение, мысль, движение, чувство. Другие авторы приводят аналогичные схемы с точки зрения социологии, физиологии и научных методов. /50/

Завершением энергетического цикла является научение и созревание. Я проживаю эти циклы постоянно. Так создается опыт.

Трудности возникают, когда энергетические циклы не завершаются. Блоки бывают в любой точке цикла и влияют на все уровни существования: интерперсональный, интрапсихический, физический. Я могу блокировать любую фазу энергетического цикла, отрицая ее или позволяя ей произойти и затем исказив ее.

Мотивация

Энергетический цикл начинается с чего угодно, что воздействует на мою нервную систему снаружи или изнутри: зачесалось, мне нужен секс, мне скучно, я хочу учиться, я чувствую депрессию. Я испытываю дисбаланс. Если он приятен, я просто продолжаю его испытывать. Если мне кажется, что было бы более приятно без дисбаланса, я могу начать изменять свое состояние.

Я блокирую себя от завершения энергетического цикла, отрицая или искажая то, что я мотивирован.

ОТРИЦАНИЕ дисбаланса осуществляется в процессе обманывания себя. Я предпочитаю не чувствовать дисбаланса. Я подавляю свои ощущения. Я притупляю свои чувства так, что я не вижу ясно, не слышу запаха, или дискриминирую их. Я притупляю свои, ощущения и отрицаю наличие любого дисбаланса, любой проблемы в моей жизни. "Все хорошо". Я даже могу хвастаться своим состоянием: "Не понимаю, почему люди нуждаются в психотерапии. У меня нет проблем. Когда они случаются, я просто иду на прогулку и чувствую себя прекрасно".

ИСКАЖЕНИЕ требует не видеть ясно того, что в действительности происходит. "Я чувствую себя неважно, но это наверняка потому, что я съел что-то не то". Иногда я признаю, что есть дисбаланс, но не хочу знать, в чем дело. "Что-то не так, но я не знаю, что это".

Если блокирование на этой стадии становится типичным для меня поведением, мое тело становится нечувствительным, отчужденным и подверженным травмам и болезням, потому что я не осознаю ощущений в своем теле.

БЛОКИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

Психологическое: Я не понимаю, не знаю.

Нервная система: Я не буду чувствовать.

Тело: Пренебрежение

Подготовка

После определения дисбаланса, если я позволяю энергетическому циклу продолжаться, я подготавливаю действие, которое совершу, чтобы создать новый баланс. Я думаю о том, как поступить, и мой мозг посылает серию импульсов моим мышцам, подготавливая их к определенной последовательности движений.

ОТРИЦАНИЕ стадии подготовки выражается в том, что я не позволяю себе /или другим/ знать, что я что-то планирую. "Я? Я никогда бы даже не подумал о том, чтобы сделать такое. За кого ты меня принимаешь?" Иногда мне могут указать на то, что мои кулаки сжаты, хоть я и отрицаю, что зол. Я отрицаю свои приготовления.

ИСКАЖЕНИЕ приготовлений иллюстрируется классическим жестом В.С. Филдса, когда он замахивается на ребенка, задевает жену и ведет себя так, как будто он поправлял шляпу. Иногда я обманываю в моем намерении самого себя, например, сохраняя уверенность, что я не открываю вам правды "Для вашего блага", хотя на самом деле, я делаю это, чтобы отомстить.

В этих условиях мое тело не подготавливается для движения. Мускулы используются минимально и теряют тонус.

И отрицание, и искажение блокируют энергетический цикл до того, как подготовка завершена.

БЛОКИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ

Психологическое: Я в нерешительности.

Нервная система: Я не буду думать.

Тело: Отсутствие тонуса.

Действие

Если я позволяю себе осознать дисбаланс и приготовиться к действию, следующим шагом является действие и высвобождение мобилизованной энергии. Я делаю что-то. Я использую мышечную систему, включая голосовые связки, я двигаюсь, пока не достигаю нового баланса.

ОТРИЦАНИЕ действия включает в себя утверждения типа: "Я этого не говорил" или "Я, безусловно, ничего подобного не делал". Благодаря записи люди часто бывают изумлены тем, что они говорили или делали, и заблокировали полностью. Я могу намеренно отрицать что-то, что я хорошо знаю, что сделал, или я могу обмануть себя и создать чувство, что я не делал этого. Одним из наиболее известных отрицаний действия является знаменитое утверждение: "Я никогда не вру".

ИСКАЖЕНИЕ действия осуществляется через интерпретацию или уничтожение предыдущего действия.

Недавно я договорился с одним человеком разработать новым семинар. Он его создаст, я его проведу, и мы разделим деньги пополам. Когда время подошло, я стал думать, что заключил плохую сделку, и что мне следовало бы получить больший процент. Я решил позвонить ему и убедиться в том, что он ясно понимает, что расходы будут отнесены на счет его пятидесяти процентов. Друг, с которым я поделился своим намерением, спросил меня, что это я надумал? После того, как я детально, логически и раздраженно оправдал свою позицию, я успокоился и вошел в контакт с тем, что происходило в реальности.

Я заключил сделку, о которой сожалел. Я чувствовал себя дураком, что согласился. Искажая то, что произошло /через совершенно законные аргументы/, я пытался уничтожить свою глупость, действуя так, как если бы соглашения никогда не было. Фактически, мои аргументы могли бы быть юридически приемлемыми, потому что мы никогда не говорили о том, куда будут относиться расходы. Но я знал, что когда мы договаривались, подразумевалось, что расходы тоже будут делиться пополам. Это обычная практика, и я старался отрицать ее.

Я не позвонил ему.

Если конфликт по поводу действий типичен для меня, энергия моего тела не высвобождается. Я чувствую раздражение и нетерпение. Я блокирую свое тело в момент, когда оно готово действовать. Так как большинство действий осуществляется при помощи рук и ног, я создаю зоны напряжения в плечах, предплечьях и бедрах.

БЛОКИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Психологическое: Я в сложном положении, "застрял".

Нервная система: Я не буду двигаться.

Тело: Заблокировано.

Чувство

Успешное завершение энергетического цикла включает в себя мотивацию, подготовку, действие, и полное переживание чувства, которое сопровождает законченное действие. Если цикл успешно завершен, я чувствую удовлетворение, воссоздан баланс, и дальнейшее внимание не требуется. Если нет, начинается новый энергетический цикл, с новым планом подготовки, и, как правило, с большими шансами на успех, так как может использоваться опыт предыдущего энергетического цикла.

ОТРИЦАНИЕ чувства не дает возможности пережить свой опыт. Если у меня есть сложности в аффективной сфере я, например, могу игнорировать похвалу или отвечать шуткой. Для меня типично, когда меня хвалят после лекции, благодарить очень мрачно. Я должен напоминать себе, что правильнее было бы улыбнуться. Я отдаю себе отчет в том, что я стараюсь и очень успешно не выражать и даже не чувствовать радости. При этом внутри меня маленький мальчишка прыгает, хлопает в ладоши и восклицает: "Ага, говори ещё!"

Я могу отрицать переживание успеха или провала действия.

Много лет назад я пытался выяснить, почему разрыв с моей девушкой в колледже сделал меня таким несчастным /мотивация/. Общаясь со своими друзьями, я понял, что был в такой депрессии, потому что боялся, что друзья будут думать обо мне хуже. Я решил это выяснить /подготовка/. Выяснив с ними этот вопрос, я понял, что они не будут относиться ко мне хуже. Я почувствовал удовлетворение. Однако наследующее утро я проснулся глубоко несчастным и понял, что занимался отрицанием своего настоящего чувства, которое по большей части было не чувством удовлетворения, а страданием из-за отвергнутого чувства /чувство отвержения, ведущее к новой мотивации/.

ИСКАЖЕНИЕ чувств тоже приводит к трудностям.

Дону был 21 год и он любил своего отца. Он чувствовал, что отец его очень уважает и любит. Исследовав эти отношения, мы выяснили, однако, что он видит своего отца только дважды в месяц /и с этим "все в порядке"/; он не рассказывает о себе отцу /"для этого у меня есть друзья"/; что его отец на самом деле не интересуется его делами /"но он не осуждает меня"/; но если бы отцом был бы он, Дон, он хотел бы чтобы сын рассказывал ему о том, что с ним происходит /"да, да, я действительно хотел бы этого"/.

То, что называлось как "маленькая проблема", оказалось вполне "серьезной проблемой", когда Дон позволил себе почувствовать свои реальные чувства относительно их отношений. По всей вероятности, он блокировал чувства относительно всех людей, отрицая, что у него есть какие-нибудь существенные проблемы, для того чтобы не переживать разочарования и печали от того, что его не любят сильнее. Если бы он позволил себе это почувствовать, ему пришлось бы столкнуться с печалью. В результате, он жил не ощущая серьезных расстройств, но "вполсвиста", заглушенно, чувствуя очень слабо. Его беспокоил недостаток остроты чувств и ощущения жизни, и это послужило мотивацией разобраться в чем дело и позволило ему узнать, какую цену он платит за недостаток осознания. Для моего тела отказ полно переживать чувства ведет к тому, что мышцы ригидны и находятся в постоянном напряжении. Ощущение удовлетворения сопровождается мышечным расслаблением.

Мышцы-сгибатели, расположенные близко к суставам, используются для выполнения действия и защиты. Разгибатели, открывающие суставы, это мышцы счастья. Когда футболист бежит по полю, стремясь забить гол, он, как правило, согнут и использует по большей части сгибатели для того, чтобы добиться своей цели. Забив гол, он выражает свою экзальтацию, выбрасывая руки вверх, используя мышцы-разгибатели для выражения радости.

Люди, которые не позволяют себе расслабиться и почувствовать радость, закончив дело, как правило, имеют ригидное тело и чувство пустоты, когда все позади. Часто именно вследствие такой блокады возникают самоубийства "успешных" людей.

БЛОКИРОВКА ЧУВСТВ

Психологическая: Я не чувствую.

Нервная система: Я не буду ощущать.

Тело: "В броне".

ПРОБЛЕМЫУМА ТЕЛА

Существует два типа эмоциональных проблем: отрицание /незаконченный опыт/ и искажение /ложь/. И то и другое происходят от блокирования или незавершенности энергетического цикла. Подавленное переживание не умирает никогда. Оно просто "заталкивается" в тело и существует в нем, как правило, в виде хронического напряжения.

Случай Мэри представляет собой проблему, происшедшую из отрицания.

Мэри провела в бездействии многие годы своей жизни. Ее сексуальные отношения и чувства к детям были полны страха и вины. Я попросил ее закрыть глаза и позволить картине появиться у нее в голове. Немедленно у нее появилась картина, относительно которой она отрицала, что чувствует что-либо — аборт, который она сделала около двадцати лет тому назад. Энергетический цикл этого аборта был прерван в точке между фазой действия и фазой чувства. В своих фантазиях они облегчала это переживание, но на этот раз она позволила себе почувствовать ужас, страх, стыд, вину, волнение и другие чувства, которые она подавляла. Она плакала, визжала, всхлипывала и хныкала. Когда все это закончилось, они почувствовала громадное облегчение. Она почувствовала, что сможет иметь дело и с сексом и с детьми более реалистичным способом. Прерванный энергетический цикл аборта был завершен, и она больше не была на нем "зациклена".

Сложности Лил были вызваны искажением.

Моя группа была шестой по счету, которую стала посещать Лил, чтобы разобраться в своем отношении к умершему отцу. Она превратилась в весьма умелую "групповую приживалку". Она знала, как работать над своим отношением к умершему отцу. "Если бы только моя мать разрешила мне пойти на похороны. Но я не знала. Мне было только пять лет". Она разговаривала с отцом, обнимала подушку, которая его изображала, плакалавсе в лучших психодраматических, гештальтистских и биоэнергетических традициях. После этого она чувствовала себя прекрасно — несколько минут.

Я попросил ее подумать над возможностью того, что неудача в попытках разобраться в своей проблеме, связанной с отцом, имела причиной ложь. Она согласилась. — "Пожалуйста, рассмотрите вариант, что вы не хотели идти на похороны, и что это был ваш выбор, а не вашей матери. Лил взглянула на меня, и ее лицо имело выражение, как у человека, игра которого раскрыта. Хотя она и не осознавала своей игры, она почувствовала, что это была игра, после того как ей было на это указано. Она вспомнила, что сама все так устроила, чтобы ее мать не взяла ее на похороны. Она сама не хотела идти. Глубоко вздохнув, она схватила подушку, изображавшую отца и сказала ей: "Пока. С тобой было хорошо", обняла ее, отложила в сторону и присоединилась к группе. Искажение фазы действия было исправлено, она смогла завершить цикл. Проблема больше никогда не всплывала.

Подобные проблемы напоминают кроссворд.

Проблема Мэри была в том, что благодаря отрицанию, она не пережила полностью своих чувств, связанных с абортом. Это аналогично незнанию слова в кроссворде. Это незавершенное переживание. Из-за того, что она не хотела иметь дела со своими чувствами по поводу аборта, ее сексуальная жизнь оставалась в пренебрежении.

Трудности Лил напоминали подстановку неправильного слова в кроссворд. Ее ложь требовала искажения воспоминаний и неверных интерпретаций последующих событий, чтобы привести их в соответствии с ложью, также, как подстановка неправильного слова в кроссворд требует множества подтасовок в выборе последующих слов.

Так и народы страдают эмоциональными расстройствами, когда в их истории присутствует ложь. Текущим и последующим событиям должны быть даны искаженные интерпретации для рационализации лжи. Эффект от раскрытия Уотергейта или деятельности ЦРУ /СIА/ и ФБР /FBI/ является превосходным примером улучшения национального состояния за счет исправления лжи. Сложность и противоречивость причудливых правительственных заявлений, необъяснимые отношения, как, например, с Чили, весьма "парадоксальное" поведение революционеров 60-ых, могут быть объяснены гораздо лучше, когда открыта правда.

Я подозреваю, что неутихающий интерес к убийству Джона Ф. Кеннеди объясняется тем, что официальное заключение Комиссии Уоррена неадекватно. То, что такое количество окружающих убийство обстоятельств бросают вызов логике, поддерживает живой интерес, также как отец Лил оставался живым для нее. Наше понимание истории, баллистики, совпадений, конспирации, власти, очевидности и наше понимание президентов, предстает имеющим мало смысла, если мы соглашаемся думать об этом, пытаясь найти логическое объяснение большому количеству фактов и снять владеющее нами тяжелое чувство.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЦИКЛОВ

Часто мое собственное поведение является для меня загадкой. Почему я заболеваю? Почему я разрушаю отношения именно тогда, когда они становятся близкими? Почему я ревную, если это приносит мне такую боль? Мне трудно понять, почему я выбираю действия, которые болезненны и неэффективны. Это может быть прояснено с помощью энергетических циклов.

В этих случаях я выбираю способ действия и не позволяю себе знать об этом. Я поступаю так, потому что пытаюсь закончить незаконченный энергетический цикл. Напряжение дисбаланса все чаще взывает к действию. В психоанализе подобные феномены описываются концепцией переноса. Я плохо обращаюсь со своей женой, например, потому что я пытаюсь разрешить сложности, которые у меня были в отношениях с матерью.

Марианна была очень застенчива и скрытна и не хотела быть такой. Ее левое плечо было поднято высоко, а руки были тонкими, бледными, и казались лишенными энергии. Ома не хотела, чтобы ее плечи и руки были такими, не понимала, почему она выбрала для них быть в этом состоянии. После рольфинга и сессии фантазии она завершила энергетический цикл, лежавший в основе ее поведения, и ее внешность начала изменяться. Вот ее отчет о происходившем:

В начале недели /на семинаре/... Генри попросил меня оставить его в покое. Я чувствовала себя отверженной всеми, несчастной. Я отстранилась от группы, играя в "бедная я несчастная, придите и пожалейте меня". Никто не пришел, и я продолжала чувствовать себя отверженной. Франк и Том сказали, что я им не нравлюсь, и это было очень больно. Я чувствовала, что Дон теряет ко мне интерес, и это ранило.

Вчера днем я слонялась вокруг, чувствуя свою боль. Я чувствовала как женщина, которой скоро рожать и, когда группа собралась, мне не потребовалось много времени, чтобы заплакать. Анализировались наши тела. Вилл очень заинтересовался моими плечами и моим выражением страха. Дон сделал рольфинг с моими плечами. Когда он дотронулся до моего левого плеча, я почувствовала очень болезненное напряжение.

Затем Вилл провел со мной сеанс направленного воображения. Он попросил меня снова стать маленькой и войти в свои плечи и посмотреть, что там такое. Ничего не произошло. Я слышала шум в комнате, осознавала присутствие людей и думала, что у меня ничего не получится, и все на меня рассердятся и будут еще больше отвергать меня. Затем Вилл спросил меня, видела ли я какие-нибудь цвета. Я видела слабый пурпурный. Потом я перестала осознавать звуки и присутствие людей и почувствовала, как кто-то тянет меня. Мне было три или четыре года, и она была в ярости. На ее лице была написана ненависть. Вилл попросил меня увидеть, что же я сделала, что так ее рассердило. Я увидела, как мой отец держит меня. Я очень маленькая. Мне очень приятно, что он меня любит. Он в том первом доме, в котором мы жили, когда я была маленькая, и выглядит очень молодым и красивым.

Затем на картине появляется моя мать. Он был довольно безразличен к ней и очень привязан ко мне, и она очень ревновала и пыталась оттащить меня от него. Я чувствовала, что она ненавидит меня, отвергает меня, что она хотела бы, чтобы я не родилась. Она хотела, чтобы я исчезла. Моего отца больше там не было, и я плакала и плакала, и чувствовала боль, пока не увидела себя вернувшейся в комнату. Я чувствовала себя очень хорошо.

После этого переживания, левое плечо Марианны заметно опустилось, почти до уровня правого плеча. Очевидно, поднимание плеча и удерживание энергии от протекания через руки, было попыткой избежать боли и освободиться от разгневанной матери. Не разрешив этой ситуации, Марианна продолжала существовать в ней и психологически и поведенчески. Осознание ситуации и приведение ее к более удачному завершению позволили ей освободиться от нее. Марианна смогла теперь прекратить поведение, которого она не хотела, и завершить энергетический цикл.

Для того чтобы помочь вам, как человеку у которого существует незавершенный энергетический цикл, я использую гомеопатический принцип /5/ и создаю условия, которые побуждают вас завершить цикл. Если вы плачете, нет смысла утешать вас и просить перестать плакать. Остановка слез является блокированием энергетического цикла на фазе действия, вы остаетесь с незавершенным циклом, Вам придется найти другое время и место для того, чтобы выплакаться. Точно также, если держат человека, который рвется совершить насильственное деяние и у него нет возможности "разрядить" энергию приемлемым способом. Энергетический цикл остается незавершенным. Более полезно позволить энергетическому циклу завершиться приемлемым способом и исследовать происшедшее.

Если твои действия вредоносны, я предполагаю, что ты действуешь на неосознанном уровне. Если я хочу тебе помочь, я создаю условия, при которых ты можешь выбрать действовать более осознанно. Например, если ты сердит на обидчика, ты можешь прийти к пониманию, что злиться — это твой выбор. Ты не позволяешь себе знать, что злость есть только "покрышка" чувства боли, и ты чувствуешь злость, потому что ощущаешь, что на самом деле твой обидчик прав.

Осознание позволяет разрешить ситуацию более эффективно. Внешнее подавление препятствует подобной эволюции. Единственная конструктивная функция внешнего подавления — сдержать, задержать действие, которое вы не выбрали бы, если бы позволили себе большее осознание — как например, убийство или самоубийство.

Энергетические циклы, незавершенности которых вы не осознаете, выносятся на поверхность и разрешаются через пере-проживание такими методами как психоанализ, психодрама, гештальт, реберсинг, фантазия. Если метод применяется с успехом, незавершенный в прошлом энергетический цикл не направляет больше вашего поведения. У вас появляется возможность сделать осознаваемый выбор. Если все ваши незавершенные циклы привнесены в сферу осознаваемого и завершены — все ваши выборы осознанны, это выбор вашей воли.

Когда двое или более людей вступают во взаимодействие, они выбирают пережить ситуации, позволяющие им завершить энергетические циклы, или же они создают новые циклы, которые они могут завершить вместе. Это одно из объяснений отношений любви. Мы проводим несколько лет, прорабатывая множество энергетических циклов, в завершении которых мы можем быть полезны друг другу. Потом, вместе, мы создаем новые циклы, циклы "здесь и сейчас", менее отягощенные. "Старые друзья" — это те, кто завершили вместе множество циклов.

Каждый человек дает мне возможность завершить с ним или с ней некоторые циклы. С некоторыми мужчинами мне легче завершить мои "незаконченные" отцовские чувства. В этом смысле, я их использую. И это хорошо. Они используют меня тоже.

В любых близких отношениях люди используют друг друга. Я пользуюсь вашей помощью для того, чтобы перейти на следующий уровень эволюции. Возможно, вы обладаете спонтанностью, которой мне недостает, и я использую вас в завязке разговора, я котором я могу следовать за вами. Вы используете мою стабильность, чтобы удержаться от совершения глупостей. Для того, чтобы наши отношения были взаимополезными, мы должны использовать друг друга. Это важно.

В идеале энергия свободно протекает через все фазы энергетического цикла, ни одна фаза не блокируется. Каждая фаза полностью проживается.

Для того чтобы исследовать и понять концепцию энергетических циклов и препятствия к их завершению, мне необходим способ говорить об этих феноменах. Для того, чтобы сделать принципы ГЛУБОКОЙ ПРОСТОТЫудобными для использований, существенно важен теоретический язык.

ИЗМЕРЕНИЯ

Я ненавижу Цитаты. Скажи мне, что ты знаешь.

— Ральф Уалдо Эмерсон /Ralf Waldo Emerson/

Полезность специфичных, базовых измерений для описании человеческого поведения была впервые изложена автором в 1958 г., и в дальнейшем излагалась в его последующих книгах /51/. В разработке холистического подхода эти измерения оказываются существенно полезными.

Исследования социальных организаций ведут к открытию трех фундаментальных измерений, описывающих важные феномены. Те же самые измерения приложимы для описания группового поведения, типов личности, отношений между родителями и детьми, принятия решений, паттернов деликвентности, командной совместимости, или, о чем будет говориться далее, систем органов тела.

Для того чтобы эффективно функционировать, я должен установить и поддерживать некоторый баланс того, что внутри и вне границ моего тела. Эти балансы касаются как физического, так и социального миров. Например, мне необходимо определенное количество воды внутри моего тела — такое, чтобы не чувствовать жажды, но и не захлебнуться. Аналогично, я хочу иметь определенное количество близости с людьми и определенную дистантность. Несбалансированность физического или социального состояний "запускают" энергетические циклы.

Основные измерения социальных дисбалансов происходят из двух источников: взаимодействия ребенка с другими человеческими существами по мере того, как он становится взрослым, и необходимые требования группового взаимодействия.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

· Когда ребенок рождается, для того, чтобы выжить, ему необходимо быть в контакте с другими человеческими существами. Хорошо установлено, что недостаток такого контакта для очень маленького ребенка ведет к задержке развития, болезни и смерти. Желание контакта или присоединения в человеческой семье, есть интерперсональная параллель оральной стадии развития, описываемой в психоанализе. Аналитики фокусируют внимание на первой эрогенной зоне, на рте, которая стимулируется в наибольшей степени. Доминирующие человеческие отношения на первой стадии жизни это отношения ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ВКЛЮЧЕНИЯ.

· Вслед за периодом присоединения ребенок вступает в стадию социализации; на этой стадии отношения людей центрируются вокруг распределения власти и ответственности. Решается вопрос о том, в какой мере ребенок управляет своей жизнью, и в какой мере он следует указаниям родителей и других взрослых. Психоаналитики описывают этот период жизни /примерно от двух до четырех лет/ как анальную стадию развития, фокусируясь на борьбе за власть, происходящую вокруг проблемы личного туалета. В этой борьбе ребенок впервые испытывает свои способности "торговаться", удерживая кал. Интерперсональный аспект этой стадии жизни относится к решению вопроса о КОНТРОЛЕ в жизни ребенка.

· По мере того, как ребенок растет, сложность отношений любви и привязанности становится центральной интерперсональной проблемой. Любовь, жертвенность, ревность к отношениям матери и отца, соперничество с братьями и сестрами, дружба с товарищами по играм — все это предстает перед ребенком в возрасте от 4-х до 6-ти. Опять-таки, фокусируя внимание на эрогенных зонах, психоаналитики называют эту стадию фаллической или генитальной стадией развития, из которой и проистекает семейный роман-эдипов комплекс. Основной интерперсональный и персональный вопрос этой стадии развитии — изучение себя и отношений с другими. "Кто я" и "как мы относимся друг к другу" — это проблемы требующие решения. В какой мере мы — я и мои родители, выражаем свои настоящие чувства? Выражение и сообщение чувств в течение этого и последующих периодов развития, является основой третьего измерения: ОТКРЫТОСТИ.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТКРЫТОСТЬ являются интерперсональными аспектами оральной, анальной и генитальной стадий развития, описываемых психоаналитической теорией.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ

· Для формирования группы необходимо определить границу — кто в группе и кто вне ее. В древних и в некоторых современных племенах прохождение обряда инициации определяет принадлежность к племени. В современных группах существуют аналогичные церемонии — голосование, оплата членства, определенные испытания, определенное происхождение, определенные родители, определенные принципы, исповедуемые человеком. Каким бы ни был критерий, группа формируется посредством определенной процедуры, которая требует ПРИСОЕДИНЕНИЯ от каждого члена группы.

· После собственно Формирования, в группе происходит распределение ролей и власти. В племенах лидер часто определяется через испытание силы или по возрасту. В семьях отношения определяются половой принадлежностью или способностями. В новых организациях создаются свои порядки и определяются руководители. Как бы это ни происходило, группа определяет и распределяет задачи и устанавливает отношения власти среди своих членов. В этих процедурах распределяются роли и паттерн КОНТРОЛЯ.

· В этой точке в жизни группы должно быть решено, насколько открыты по отношению друг к другу будут члены группы. Или мы решим, что это будет "деловая" группа, и мы не будем выражать своих личных чувств, или мы решим, что будем искренни друг с другом, и будем говорить о том, что мы чувствуем по отношению друг к другу и к остальным. Люди, обыкновенно, имеют сильные чувства, связанные с этим вопросом. Некоторые не заинтересованы продолжать, если чувства не выражаются, так как они не ощущают близости, в которой нуждаются. С такой же силой другие чувствуют, что не хотят раскрываться этой группе и не хотят оставаться, если будет принят такой тип обсуждения. На этой стадии главным вопросом в группе является ОТКРЫТОСТЬ.

В формировании группы наблюдаются те же измерения, что и в развитии ребенка; ПРИСОЕДИНЕНИЕ, КОНТРОЛЬ и ОТКРЫТОСТЬ. Эти составляющие проявляются на всех уровнях социальной организации. Их понимание облегчает понимание источников разбалансировки и мотивации людей, групп, народов и даже частей тела.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ имеет отношение к объединению людей — принадлежности, преданности, бытию "вместе". Желание быть присоединенным, включенным проявляется в желании внимания, в желании взаимодействия и в желании быть выделенным, отличным от остальных. Если я выделен и полностью идентифицирован, это значит, что кто-то достаточно во мне заинтересован, чтобы выяснить, что для меня действительно характерно.

В начале групп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: