Для обеспечения основы для причинных выводов исследование должно давать действительные результаты. Под действительными результатами понимаются результаты, которые показывают действительное влияние мероприятия. Следует различать четыре вида действительных результатов:
1. Статистические действительные результаты.
2. Теоретические действительные результаты.
3. Внутренние действительные результаты.
4. Внешние действительные результаты.
Статистические действительные результаты являются степенью числовой точности, отсутствия ошибок и представительности результатов исследования. Результат является статистически действительным, если 1) он статистически надежен, т.е. он с низкой вероятностью может быть отнесен исключительно на счет случайного изменения в измеренных величинах; 2) не обременен систематическими погрешностями измерений (т.е. является надежным и воспроизводимым в одинаковых условиях измерения); 3) имеет известную численную ненадежность среди рассчитанных величин результата и 4) является представительным для известного ряда элементов дороги.
Теоретические действительные результаты являются степенью соответствия между тем, что предусматривает исследовать, и тем, что фактически измеряется. Результат является теоретически действительным, если он 1) строится на четко обоснованном теоретическом основании; 2) строится на четкой взаимосвязи определений между теоретическим понятием и измеренной величиной и 3) может быть объяснен, исходя из теории, которая опирается на результат.
Внутренняя действительность является обоснованностью условий для ряда выводов о причинной взаимосвязи между предполагаемым причинным фактором и его предполагаемым влиянием. Исходя из эпидемиологической теории (Kleinbaum, Kupper и Morgenstern, 1982; Hennekens и Buring, 1987; Elwood, 1988), условия причинных выводов можно уточнить следующим образом: "А" имеет причинную взаимосвязь с "В", если 1) имеется статистическая взаимосвязь между "А" и "В" и 2) эта взаимосвязь одновременно является теоретически и внешне действительной. Другими словами, требование к внутренней действительности включает все три формы действительности. Действительная статистическая взаимосвязь не одно и то же, что статистически действительная взаимосвязь. Статистически действительная взаимосвязь выполняет требования статистической действительности, которые упомянуты выше. Действительная статистическая взаимосвязь помимо этих требований выполняет также требование о том, что взаимосвязь не относится за счет неконтролируемых третьих переменных. Под неконтролируемыми третьими переменными понимаются все факторы, которые или имеют взаимосвязь с "А" и "В" и, тем самым, могут: 1) создавать ложную взаимосвязь между "А" и "В" или маскировать реальную взаимосвязь, или 2) которые имеют самостоятельное влияние на "В", которое может быть смешано с предполагаемым влиянием "А".
|
Внешняя действительность обозначает возможность обобщать результаты исследования других рядов значений и других контекстов, кроме тех, которые выполнены в исследовании. Внешнюю действительность можно лишь оценить путем сравнения результатов различных исследований, посвященных одной и той же мере. Результаты имеют высокую внешнюю действительность, если они 1) стабильны по времени и пространству, обществам и эпохам; 2) стабильны относительно различных методик исследования или 3) показывают картину, которую можно объяснить с помощью известных факторов, характеризующих отдельные исследования.
|
5.3. Что характеризуют эффективные исследования о влияниях мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
На основании этих требований можно дать характеристику хороших или менее хороших исследований влияния мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
На статистическую действительность результатов исследования влияет ряд факторов. Можно сказать, что статистическая действительность в одинаковых условиях увеличивается, когда 1) количество происшествий, на которых строятся результаты, увеличивается, 2) происшествия имеют высокую и постоянную степень регистрации, 3) сведения относительно происшествий (например, пользование ремнями безопасности, скорость и т.д.) регистрируются с помощью хорошо разработанной методики профессионалами, знающими методику, 4) показанные изменения количества происшествий при введении мероприятия являются относительно большими (большие влияния легче показать чисто статистически, чем небольшие влияния при данной величине выборки), 5) единицы исследования являются представительными для известного ряда факторов.
Вероятно, требование о теоретической действительности лучше всего истолковать как требование о том, чтобы полученные изменения количества происшествий или ранений можно было объяснить, по крайней мере в принципе, как результат изменений того или тех факторов риска, на которые влияет мероприятие. Пример: Показано, что высокая скорость увеличивает количество происшествий. Когда устанавливается более низкий допустимый скоростной режим, мы ожидаем, что количество ДТП снижается соответственно, поскольку скорость снижается, а другие факторы риска не изменяются в неблагоприятном направлении. Если установить положительную взаимосвязь между изменением скорости и изменением количества происшествий, т.е. что снижение количества происшествий является наибольшим, это усилит теоретическую действительность результата. Если такая взаимосвязь не будет установлена, это ослабит теоретическую действительность.
|
Внутренняя действительность охватывает как статистическую, теоретическую, так и внешнюю действительность. Результат должен быть действительным по всем этим критериям, чтобы создать основу для причинных выводов. Требованием, помимо статистической, теоретической и внешней действительностями, является, как упоминалось, контроль третьих переменных. Контроль третьих переменных можно осуществить двумя способами или 1) путем формирования исследовательской базы или 2) путем анализа базы для исследования. Можно различать три способа контроля третьих переменных путем формирования исследовательской базы: а) случайные измерения, т.е. исследование выполняется как эксперимент, в котором объекты исследования распределяются случайно между опытной группой, в которой осуществляется мера, и контрольной группой, в которой мера не осуществляется; б) согласование, т.е. что единицы исследований, в которые входит мера, попарно сравниваются с единицами исследований, в которые мера не входит, когда единицы в каждой паре взаимно настолько одинаковы, насколько это возможно, исходя из подробно указанного признака; в) ограничение, т.е. что исследования ограничиваются единицами, в которых третьи переменные не изменяются или изменяются в пределах известной и ограниченной области изменения. Можно различать два способа контроля третьих переменных путем анализа исследования: г) стратификация, при которой исследовавшиеся единицы группируются в однородные подгруппы относительно третьих переменных и д) многовариантный анализ, при котором контрольные переменные входят как независимые переменные анализа, в котором измеряется влияние каждой переменной, контролируемое для других независимых переменных, входящих в анализ. Учет редких событий не требует предварительного знания о возможных третьих переменных. Другие способы требуют, чтобы исследователь мог идентифицировать контрольные переменные заранее. Поскольку нельзя быть уверенным в знании всех контрольных переменных, контроль, который строится на учете редких событий, всегда является недостаточным. Требование о контроле третьих переменных следует сформулировать как требование контроля всех известных в любое время контрольных переменных.
Внешняя действительность означает, что результаты различных исследований можно обобщить по времени и пространству, относительно других факторов и контекстов, чем те, в которых выполнены исследования. Вообще, можно сказать, что внешняя действительность исследований влияний мероприятий по повышению безопасности дорожного движения может увеличиваться, когда 1) количество независимых исследований по тому же мероприятию увеличивается, 2) исследования с использованием различных методик придут приблизительно к тому же результату, 3) исследования, выполненные в различное время и в различных странах, придут приблизительно к тому же результату и 4) возможные различия в результатах между исследованиями, применявшими различные методики или выполненными в различных странах в различное время, можно объяснить известными характеристиками методик, странами или условиями во время, когда исследования проводились.