Насколько уверенно большинство людей при движении по дорогам в Норвегии? Об этом известно немного, а имеющиеся исследования по этому вопросу частично довольно устарели. Schiddborg (1979) задал ряду водителей автомобилей и пешеходов прямой вопрос о том, как они оценивают сложность и опасность дорожного движения сегодняшнего дня. Характеристика "опасное" была дана 13% водителей, 19% пешеходов, имевших водительские права, и 24% пешеходов, не имевших водительских удостоверений.
Рис. G.4.7. Взаимосвязь между количеством раз упоминания места как особо опасного и количеством происшествий на этом месте в Хаугесунне, Норвегия. Источник: Hvoslef, 1980
Hvoslef (1980) опросил участников движения в Хаугесунне, задав им вопрос, чувствуют ли они себя неуверенными в дорожном движении. 45% ответили "да", 23% ответили, что иногда они чувствуют себя неуверенно, 30% ответили, что они не чувствуют себя неуверенными, и 2% затруднились с ответом. Из тех, кто ответил "да" на вопрос об неуверенности были 54% женщин и 35% мужчины. Hvoslef попросил также участников дорожного движения назвать особо опасные места в Хаугесунне. На рис. G.4.7 представлена взаимосвязь между количеством раз упоминания места и количеством зарегистрированных происшествий (сумма происшествий с травматизмом и происшествий с материальным ущербом) на этом месте (всего 21 место). Количество раз, называвшихся как особо опасные, изменялось в пределах от 7 до 42. Количество происшествий на упоминавшихся местах изменялось в пределах от 1 до 29.
На рис. G.4.7 показано, что существует лишь слабая взаимосвязь между частотой упоминания особо опасного места и количеством происшествий на этом месте. Другими словами, места, упоминавшиеся участниками дорожного движения как особо опасные, не обязательно являются местами, где происходит большинство происшествий.
|
Johansson и Naeslund (1986) провели подобное исследование в Упсале. Для четырех различных групп водителей они установили корреляционные коэффициенты в пределах от 0,02 до 0,08 между субъективными оценками опасности в определенных местах и фактическим количеством происшествий, т.е. практически никакой взаимосвязи вообще.
Vaa (1991) анализировал взаимосвязь между риском ранений водителей в норвежских областях и их испытанной степенью неуверенности во время ежегодных опросов участников дорожного движения об их взгляде на политику содержания дорог государственного дорожного управления. Использовались результаты, полученные в 19 областях. Взаимосвязь между испытанной неуверенностью и фактическим риском составила - 0,04, т.е. практически не было никакой взаимосвязи. Vaa указывает, что имеется основание сомневаться в ценности этого результата вследствие проблем измерения неуверенности и вследствие того, что расчет взаимосвязи между риском и неуверенностью делался с областями, а не с водителями.
Большинство людей воспринимают риск по ряду свойств источника риска (Brun, 1991, 1995). Если специалисты рассматривают риск как высокий или низкий, исходя из чисто статистического уровня риска, то большинство людей используют также другие аспекты в своих оценках риска. К ним относятся добровольность риска, степень личного контроля риска, возможность катастрофы при происшествиях и насколько известен или привычен риск. Риск ДТП большинство людей оценивают как частично добровольный риск с относительно высокой вероятностью гибели.
|
Важной стороной неуверенности в дорожном движении является неуверенность изза других. Kоltzow (1986) предложил понятие "заботливый страх" для того, чтобы описать страх, который многие матери испытывают за своих детей, когда те играют на дорогах или возле дорог с автомобильным движением. Понятие "заботливый страх" охватывает также чувство физического бессилия, которое многие матери испытывают к участнику дорожного движения; они переживают, что не могут что-либо сделать, чтобы повысить безопасность детей, кроме как ограничить их свободу играть на улице. Неуверенность в дорожном движении следует считать проблемой, если она ограничивает жизненные потребности или приводит к тому, что люди отменяют нужные для них поездки; например, не позволяют детям играть на улице без присмотра или ходить в магазин за покупками. С другой стороны, фальшивая уверенность в дорожном движении также представляет проблему. Если люди недооценивают опасности в дорожном движении и проявляют неосторожность, это приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Неправильные представления риска в различных местах также представляют проблему. Происшествия не обязательно происходят в тех местах, где люди считают езду самой опасной.
Фальшивая уверенность и обоснованная неуверенность в отдельных случаях могут быть взаимосвязаны. Неправильное представление водителя автомобиля о том, что езда по дорогам в жилой застройке связана с низким риском (фальшивая уверенность), может способствовать настолько неосторожной езде, что матери будут неуверенными за своих детей.
|
Поиск "острых ощущений" и риск в дорожном движении
Люди сильно отличаются по своему отношению к риску. Крайними противоположностями, возможно, являются матери, заботящиеся о безопасности своих детей, с одной стороны, и рискованные молодые люди, которые выискивают напряженность и любят смелые поступки, с другой стороны.
Вопрос о том, способствуют ли водители, ищущие острые ощущения, многим ДТП, в последние годы обсуждался достаточно широко. Понятие поиск напряженности (острых ощущений) ввел Zuckerman (1979, 1991). Любители острых ощущений - это люди, которые имеют особо сильную потребность испытывать напряженность и которые испытывают радость в осуществлении контроля в опасных ситуациях. Поэтому любители острых ощущений ищут опасные ситуации или создают их сами и до предела напрягают свои способности в таких ситуациях. Zuckerman разработал несколько тестов, которые можно применять для идентификации искателей острых ощущений.
При опросе 300 молодых людей Moe и Jenens (1990) установили, что 15-20% из них, в основном подростки, могут считаться искателями острых ощущений, исходя из результатов теста Zuckerman. Молодые люди выполнили практическую езду на дороге. Испытания показали, что искатели острых ощущений ехали наиболее быстро и рискованно. Одновременно эта группа имела наилучшие навыки вождения.
Jonah (1996) обобщает 31 исследование о взаимосвязи между поиском острых ощущений и особенностями вождения и приходит к выводу, что большинство этих исследований свидетельствует о том, что искатели острых ощущений ездят менее осторожно по сравнению с другими водителями. Среди мероприятий осторожности, применявшихся в этих исследованиях, являются скорость, алкогольное воздействие и количество нарушений правил дорожного движения.
В этих исследованиях не говорится о доле происшествий, которые можно отнести на искателей острых ощущений.