Риск происшествий в дорожном движении изменяется по времени и пространству. В табл. G.3.10 показано изменение риска для зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом по регионам Норвегии. Цифры даны усредненные для периода 1991-94 гг.
Таблица G.3.10. Риск происшествий в норвежских областях. Зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на млн. авт-км
Области | Зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на млн. авт-км | ||
Происшествия | Пробег | Риск | |
Эстфоль | 0,29 | ||
Акерсхус | 0,21 | ||
Осло | 0,40 | ||
Хедмарк | 0,28 | ||
Опланн | 0,28 | ||
Бускеруд | 0,23 | ||
Вестфолль | 0,28 | ||
Телемарк | 0,35 | ||
Эустадгер | 0,30 | ||
Вестагдер | 0,35 | ||
Ругаланн | 0,30 | ||
Хордаланн | 0,34 | ||
Согн-ог-Фьюране | 0,29 | ||
Мере-ог-Ромсдаль | 0,33 | ||
Сер-Треннелаг | 0,28 | ||
Нур-Треннелаг | 0,22 | ||
Нурланн | 0,33 | ||
Тромс | 0,33 | ||
Финнмарк | 0,27 | ||
Страна в целом | 0,30 |
Разница в риске происшествий между областями довольно небольшая. Крайними точками являются Акерсхус и Осло. В Осло риск происшествий почти вдвое выше, чем в Акерсхусе. В Акерсхусе относительно большая часть дорожного движения приходится на автомагистрали. Это способствует сокращению риска. В Осло смешанное движение на улицах города способствует высокому уровню риска.
Рис. G.3.10. Риск ранения для водителей и пассажиров легковых автомобилей, разделенных по дням недели и времени суток. Норвегия, 1991/1992. Относительные цифры, всего риск = 1
На рис. G.3.10 показано изменение риска ранения по дням недели и по времени суток для водителей и пассажиров легкового автомобиля. Рисунок взят из работы Bjоrnskau (1993). Данные на рисунке ограничиваются легковым автомобилем, поскольку для других групп участников дорожного движения нет достаточно надежных данных об интенсивности движения, разделенного по дням недели и по времени суток. При расчете риска использовались официальные данные о ранениях.
|
Рисунок показывает, что риск ранения в легковом автомобиле выше всего ночью (00-06 часов), чем в остальное время суток, в среднем, приблизительно в 9,5 раз. Среди дней недели наибольший риск приходится на пятницу и субботу. В эти дни риск приблизительно в 1,3 раза выше среднего значения.
Рис. G.3.11, также взятый из работы Bjоrnskau (1993), показывает соответствующее изменение по дням недели и времени суток риска материального ущерба. Регистр TRAST применяется в качестве основы для расчета этих цифр риска. Рис. G.3.11 показывает, что риск материального ущерба изменяется меньше по дням недели и времени суток, чем риск ранения. Однако ночь на воскресенье дает наивысший риск также и материального ущерба. При этом риск приблизительно в 1,6 раза выше среднего значения. Послеобеденное время в пятницу также дает относительно высокий риск материального ущерба. Высокий риск в послеобеденное время в пятницу может иметь взаимосвязь с тем, что в это время часто наблюдается интенсивное дорожное движение и большие заторы движения при небольшой скорости.
Рис. G.3.11. Риск материального ущерба легковых автомобилей по дням недели и времени суток. Норвегия 1991/92 гг. Относительная цифра, полный риск = 1
Темнота, осадки и трудная дорога способствуют увеличению риска происшествий. Это подтверждается многими исследованиями (Hvoslef, 1976; Satterthwaite, 1976; Sherretz og Farhar, 1978; Ivey, Griffin, Newton og Lytton, 1981; Brodsky og Hakkert, 1988; Ragnоy, 1989; Fridstrоm og Ingebrigtsen, 1991; Fridstrоm, Ifver, Ingebrigtsen, Kulmala og Krogsgard Thomsen, 1995; Sakshaug og Vaa, 1995). На основе этих исследований составлены относительные цифры риска в табл. G.3.11. Предполагается дать наилучшую оценку относительного риска ранения, связанного с условиями освещения и дорожными условиями в Норвегии.
|
Таблица G.3.11. Относительный риск происшествий с травматизмом, связанных с различными внешними условиями
Фактор | Значение факторов | Относительный риск | Разброс в относительном риске |
Условия освещенности | Дневной свет | 1,0 | |
Темное время суток - происшествия транспортных средств | 1,2 | (1,1-1,5) | |
Темное время суток - происшествия пешеходов | 2,1 | (1,5-4,0) | |
Темное время суток - все происшествия | 1,5 | (1,2-2,0) | |
Дорожные условия | Сухое ровное покрытие | 1,0 | |
Мокрое ровное покрытие | 1,3 | (1,1-1,8) | |
Слякоть (мокрый снег) | 1,3 | (1,1-2,0) | |
Дорога, покрытая снегом или льдом | 2,5 | (1,5-4,0) |
Риск происшествий увеличивается в темное время, на мокрой дороге или когда дорога покрыта снегом или льдом.