Происшествия и риск в дорожном движении
Подлежащие регистрации дорожно-транспортные происшествия с травматиз мом
Важнейшим источником сведений о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с травматизмом в Норвегии являются происшествия с травматизмом, регистрируемые полицией. Последние 20 лет полиция ежегодно регистрировала 8000-9000 ДТП с травматизмом с количеством раненых от 11000 до 13000 человек. Обязанность сообщать в полицию о происшествиях с травматизмом вытекает из Закона о до рожном движении Норвегии. В статье 12 Закона о дорожном движении говорится: "Если дорожное происшествие привело к смерти или ранению человека или ранение не является незначительным, участники происшествий должны позаботиться о скорейшем сообщении о происшествии в полицию". Понятие "несчастный случай" на дороге включает ДТП, в которых принимает участие как минимум одно транспортное средство. На основании положения Закона о дорожном движении об обязанности сообщать о ДТП с травматизмом можно выделить три основных группы происшествий, про исходящих на общей сети дорог. Это разделение представлено на рис. G.3.1.
Рис. G.3.1. Определение происшествия с травматизмом, которое должно регистрироваться. Источник: Berger, Fosser, Ingebrigtsen og Sаtermo, 1995
Происшествия, в которых транспортное средство не участвует, т.е. падение пешеходов, не определяются в Законе о дорожном движении как ДТП. По этому такие происшествия не регистрируются, не смотря на тяжесть травм, полученных людьми.
Происшествия, в которых участвует транспортное средство, подлежат регистрации, если они при водят к ранению человека и ранение не является не значительным. Закон о дорожном движении не дает определения незначительного ранения. Возможным критерием этого служит, обращается ли пострадавший за медицинской помощью или нет. Ранение, которое является настолько небольшим, что пострадавший не обращается к врачу или в больницу для лечения от полученного ранения, следует считать не значительным.
|
К транспортному средству относятся все механические транспортные средства и велосипеды. Это означает, что ДТП, в которых участвуют только велосипеды (в качестве единственного типа транспортного средства), должны регистрироваться, если они привели к ранению, которое не является незначительным. Имеются три типа ДТП, подлежащих регистрации, в которых не участвует транспортное средство:
1. Одиночное происшествие с велосипедом (опрокидывание, съезд с дороги).
2. Столкновение велосипедов.
3. Столкновение велосипеда с пешеходом.
Опыт (Hvoslef, 1996) показал, что существует значительное различие между ДТП, подлежащими регистрации, в которых участвует транспортное средство, и ДТП, подлежащими регистрации, в кото рых транспортное средство не участвует.
Регистрация ДТП с травматизмом в Норвегии и других странах
Регистрация ДТП в Норвегии
Ряд исследований показывают, что далеко не обо всех подлежащих регистрации ДТП с травматизмом сообщается в полицию, как это предусмотрено Законом о дорожном движении. Hvoslef (1996) и Borger и др. (1995) проанализировали результаты этих исследований. В табл. G.3.1 приведено сопоставление расчетного, реального количества раненых в ДТП в 1991 г. и количества раненых, указанного в официальной статистике.
|
Реальные количества ранений рассчитаны на основании регистра травм и ранений Государственного института здравоохранения. Этот регистр основан на регистрации травм и ранений в четырех больницах и службах скорой медицинской помощи в раз личных частях страны. Регистрация, в значительной степени, зависит от того, участвует ли в происшествии транспортное средство и какова степень тяжести ранения. В случае происшествий, в которых участвует транспортное средство, степень регистрации составляет порядка 40-45%. В случае происшествий, в которых транспортное средство не участвует, эта цифра составляет порядка 1-5%. Если все случаи, подлежащие регистрации, рассматривать как одно целое, то эта цифра составит приблизительно 33%. Последние годы степень регистрации ДТП была стабильной (Borger и др., 1995).
Кроме подлежащих регистрации ДТП, в 1991 г. произошло приблизительно 21000 происшествий с травматизмом при падении пешеходов во время дви жения в зоне общественного дорожного движения. Различные исследования (Borger, 1991; Elvik, 1991 С; Guldvog, Thorgersen og Ueland, 1992, Haagen, Skaadeforebyggende forum /Форум, посвященный вопросам предотвращения травматизма/, 1996) указывают количество падений пешеходов в пределах от 17000 до 50000. Такой разброс объясняется, вероятно, различиями в том, как такие случаи определяются и разграничиваются по отношению к другим типам происшествий в регистре травм и ранений Государственного института здравоохранения. Оно может также изменяться в зависимости от того, учитываются ли только происшествия, связанные с ездой, или и другие происшествия в зоне общественного дорожного движения.
|
Таблица G.3.1. Количество регистрируемых ДТП в Норвегии на основе данных Государственного института здравоохранения и учета ДТП Центральным статистическим бюро.
Источник: Hvoslef, 1996
Группа участников движения | Количество раненых | Степень регистрации (%) | Коэффициент прироста | |
Центральное статистическое бюро | Институт здра воохранения | |||
Подлежащие регистрации ДТП с участием транспортного средства | ||||
Пешеход | 45,6 | 2,2 | ||
Велосипедист | 42,4 | 2,4 | ||
Водитель мопеда | 33,2 | 3,0 | ||
Мотоциклист | 37,9 | 2,6 | ||
Люди в автомобиле | 52,6 | 1,9 | ||
Другие транспортные средства | 10,9 | 9,2 | ||
Итого: | 47,6 | 2,1 | ||
Подлежащие регистрации ДТП без участия транспортного средства | ||||
Наезд велосипеда на пешехода | 10,2 | 9,8 | ||
Велосипедист при наезде на пешехода | 0,0 | Не определено | ||
Столкновение велосипедов | 2,5 | 40,3 | ||
Единичное происшествие - велосипед | 0,7 | 142,9 | ||
Неуказанная группа участников движения | 42,6 | 2,3 | ||
Итого: | 1,5 | 65,8 | ||
Все подлежащие регистрации | 33,3 | 3,0 | ||
Другие происшествия в зоне общественного движения (не определяемые как ДТП) | ||||
Падение пешеходов | 0,0 | Не определено |
Неизвестно, сколько ДТП, приводящих к ранениям, считаются незначительными. Однако в опросах велосипедистов в 1987 г. и 1992 г. указано, сколько травм они получили за последний год и сколько травмированных обратилось к врачу или в больницу. Обработка этих данных (Elvik, 1994 C) показывает, что порядка 90% происшествий с участием велосипеда для детей и порядка 80% для взрослых приводят к ранениям, которые не требуют лечения у врача или в больнице и которые поэтому следует считать незначительными.