На степень регистрации ДТП с травматизмом, в первую очередь, оказывают влияние присутствие в ДТП транспортного средства и степень тяжести ранения. Borger и др. (1995) исследовал эти факторы, влияющие на степень регистрации ДТП с травматизмом при участии в ДТП транспортного средства. В табл. G.3.2 приведены результаты этого исследования.
О тяжелых ранениях сообщалось в 2,6 раза чаще, чем о легких ранениях. Т.е., если степень регистрации для легких ранений составляет, например, 20% (соотношение сообщений = = 20/80 = 0,25), то для тяжелых ранений она составит 39% (соотношение сообщений = = 0,25 2,6 = 0,65; соответствует вероятности 39%). Таким же образом толкуются и другие данные в таблице.
Уровень регистрации возрастает, чем больше раненых участвуют в происшествии. Он уменьшается, чем больше времени пройдет с момента происшествия до посещения пострадавшим больницы. Степень регистрации одиночного происшествия ниже, чем в случае происшествий с несколькими участниками. Степень регистрации происшествий с участием велосипеда, в которых также участвует транспортное средство, выше, чем в случае других типов происшествий. Степень регистрации наивысшая, если пострадавшие люди в возрасте 18-22 лет или 65 лет и старше. Далее, степень регистрации выше зимой, чем летом. Другие исследовавшиеся факторы не дали статистически надежных результатов и лишь указывают на тенденцию.
Таблица G.3.2. Влияния выборочных условий на уровень регистрации ДТП с травматизмом при участии транспортного средства. Норвегия. Источник: Borger и др., 1995
Фактор | Значение фактора | Относительная степень регистрации* | Интервал доверительной вероятности, 95% |
Степень ранения | Легкое ранение | 1,0 | |
Тяжелое ранение | 2,6 | 1,4-4,8 | |
Количество раненых | Никто из других | 1,0 | |
Другой | 1,9 | 1,0-3,5 | |
Два других | 1,8 | 0,8-4,0 | |
Три или больше других | 2,5 | 0,9-7,1 | |
Обратился в больницу | В тот же день | 1,0 | |
На следующий день | 0,2 | 0,1-0,8 | |
Через два или больше дней | 0,2 | 0,0-1,0 | |
Тип происшествия | Одиночное | 1,0 | |
Другой участник происшествия | 1,9 | 1,0-3,6 | |
Группа участников движе ния | Водитель | 1,0 | |
Велосипедист | 3,6 | 1,0-12,8 | |
Мотоциклист/водитель мопеда | 0,8 | 0,3-2,4 | |
Пешеход | 1,3 | 0,4-3,7 | |
Водитель | Не водитель | 1,0 | |
Водитель | 1,4 | 0,7-2,6 | |
Возрастная группа | 0-14 лет | 1,0 | |
15-17 лет | 2,0 | 0,5-8,0 | |
18-22 года | 3,2 | 1,0-9,6 | |
23-24 года | 2,4 | 0,8-7,5 | |
35-64 года | 2,1 | 0,7-6,4 | |
65 лет и старше | 3,9 | 1,0-15,5 | |
Время года | Лето | 1,0 | |
Зима | 1,8 | 1,1-3,0 | |
День недели | Будни | 1,0 | |
Выходные (суббота, воскресенье) | 0,7 | 0,4-1,3 | |
Тип дороги | Европейская | 1,0 | |
Государственная | 0,6 | 0,3-1,2 | |
Областная/муниципальная | 0,4 | 0,2-0,9 | |
Пол | Мужчина | 1,0 | |
Женщина | 1,3 | 0,8-2,2 |
* Первая строка для каждого фактора - эталонная величина, с которой сопоставляют остальные значения фактора. Например, степень тяжести ранения: регистрация тяжелого ранения относительно регистрации легкого ранения. Степень регистрации тяжелого ранения, например, на 160% выше, чем степень регистрации легкого ранения.
|
Для происшествий со смертельным исходом по страдавшего степень регистрации приближается к 100%. Для происшествий, приводящих к тяжелым ранениям, степень регистрации составляет порядка 50%, для происшествий, приводящих к легким ране ниям, она составляет около 30%. При этом все под лежащие регистрации происшествия с участием транспортного средства или без его участия, рассматриваются как одно целое.
|
Уровень регистрации ДТП с травматизмом в других странах
Метанализ 39 исследований о регистрациях ДТП в 11 странах (Borger, 1995) показал наличие много общего между различными странами, что касается степени регистрации ДТП с травматизмом. Результаты этого метанализа представлены в табл. G.3.3.
Таблица G.3.3. Степень регистрации ДТП с травматизмом по группам участников движения и странам. Ис точник: Borger, 1995
Группа участников движе ния | Страна | Средневзвешенная степень регистрации (%) | ||
Лучшая оценка | Нижняя граница | Верхняя граница | ||
Пешеход | Норвегия | 44,8 | 42,4 | 47,3 |
Швеция | 70,3 | 65,5 | 75,4 | |
Дания | 36,4 | 32,9 | 40,3 | |
Великобритания | 74,8 | 63,0 | 88,9 | |
Германия | 44,5 | 38,7 | 51,3 | |
Австралия | 68,6 | 59,2 | 79,6 | |
Велосипед | Норвегия | 9,6 | 9,0 | 10,3 |
Швеция | 30,2 | 28,2 | 32,3 | |
Дания | 8,5 | 8,0 | 9,1 | |
Великобритания | 39,7 | 35,2 | 44,8 | |
Германия | 21,7 | 19,5 | 24,1 | |
Австралия | 33,5 | 29,7 | 37,8 | |
Мопед-мотоцикл | Норвегия | 37,1 | 35,5 | 38,7 |
Швеция | 58,0 | 53,5 | 62,7 | |
Дания | 28,8 | 26,7 | 31,0 | |
Великобритания | 76,1 | 61,9 | 93,5 | |
Германия | 43,6 | 39,3 | 48,3 | |
Австралия | 52,5 | 45,9 | 60,1 | |
Автомобиль | Норвегия | 55,2 | 54,2 | 56,2 |
Швеция | 77,5 | 74,5 | 80,6 | |
Дания | 48,8 | 46,3 | 51,6 | |
Великобритания | 60,7 | 54,2 | 67,9 | |
Германия | 52,1 | 47,9 | 56,6 | |
Австралия | 73,0 | 67,7 | 78,7 |
Таблица свидетельствует о низкой степени регистрации происшествий с участием велосипеда по сравнению с другими ДТП во всех странах. Табл. G.3.3 свидетельствует также о том, что в Дании самая низкая степень регистрации для всех групп участников дорожного движения. С другой стороны, наблюдается тенденция высокой степени регистрации в Швеции, Великобритании и Австралии. Это относит ся ко всем группам участников дорожного движения. Однако британские исследования построены на относительно небольшом количестве происшествий, по этому надежность степени регистрации будет относительно низкой.
|