Риск происшествия с травматизмом существенно изменяется в зависимости от типов дорог и среды дорожного движения. Обычно риск на различных типах дорог или для различных элементов дорог описывают с помощью зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом на миллион авт-км. Различают следующие элементы дорог:
1. Участок дороги, включая перекрестки на этом участке.
2. Перекрестки.
3. Мосты и тоннели.
4. Неожиданные повороты.
Табл. G.3.7 показывает нормальные уровни риска на различных типах дорог, рассчитанные на основе результатов различных исследований (Elvik og Muskaug 1994; Elvik, 1996D; Hvoslef,1995A; Sagberg, 1996). Отдельные цифры даны оценочно. Таблица показывает также характерное количество происшествий на различных дорогах в год. Это количество является средним для периода 1991-94 гг.
Таблица G.3.7. Нормальный риск на различных типах дорог в Норвегии. Зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на миллион авт-км
Среда движения | Тип дороги | Стандарт дороги / предел скорости, км/ч | Происшествия с травматизмом на млн. авт-км | Характерное количество происшествий в год (округленно) |
Малонаселенная | Гос. дорога | Автомагистраль А | 0,07 | |
Автомагистраль В | 0,10 | |||
Прочие дороги 90 км/ч | 0,12 | |||
80 км/ч | 0,17 | |||
70 км/ч | 0,20 | |||
Областная | 80, 70 км/ч | 0,25 | ||
Муниципальная | 80, 70 км/ч | 0,40 | ||
Средненаселенная | Гос. дорога | 60 км/ч | 0,27 | |
50 км/ч | 0,47 | |||
Областная | 60-50 км/ч | 0,45 | ||
Муниципальная | 50, 40, 30 км/ч | 0,75 | ||
Густонаселенная | Гос. дорога | 50 км/ч | 0,59 | |
Областная | 50, 40 км/ч | 0,59 | ||
Муниципальная | 50, 40, 30 км/ч | 1,05 | ||
Все | Частная дорога | Все | 0,60 | |
Все | Все | Все | 0,30 |
Для государственных дорог характерен меньший уровень риска, чем в случае областных и муниципальных дорог. Риск происшествий выше в средне- и густонаселенных местностях, чем в малонаселен-ных. Цифры в табл. G.3.7 охватывают все зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом на различных типах дорог, происшествия на перекрестках и происшествия на участках дорог.
|
В табл. G.3.8 показан уровень риска на различных типах перекрестков дорог (Elvik og Muskaug, 1994). Риск выражен как количество зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом на миллион въезжающих на пересечение транспортных средств. Риск происшествий выше на Хобразных перекрестках, чем на Т-образных перекрестках. Далее, риск происшествий возрастает с увеличением доли параллельной дороги на перекрестке. Кольцевые пересечения имеют наименьший из всех типов пересечений риск происшествий.
Таблица G.3.8. Характерный риск ДТП на пересечениях в одном уровне в Норвегии. Количество зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом на миллион въезжающих на пересечение транспортных средств
Форма регулирования | Тип перекрестка | Предел скорости | Доля движения по параллельной дороге (%) | Происшествия на млн. въезжающих транспортных средств |
Обязанность уступить дорогу | Т-образный | 80/90 км/ч | 0-14,9 | 0,06 |
15-29,9 | 0,12 | |||
>30 | 0,26 | |||
60/70 км/ч | 0-14,9 | 0,07 | ||
15-29,9 | 0,11 | |||
>30 | 0,14 | |||
50 км/ч | 0-14,9 | 0,08 | ||
15-29,9 | 0,11 | |||
>30 | 0,11 | |||
Х-образный | 80/90 км/ч | 0-14,9 | 0,07 | |
15-29,9 | 0,27 | |||
>30 | 0,58 | |||
60/70 км/ч | 0-14,9 | 0,12 | ||
15-29,9 | 0,19 | |||
>30 | 0,28 | |||
50 км/ч | 0-14,9 | 0,07 | ||
15-29,9 | 0,10 | |||
>30 | 0,31 | |||
Правило правостороннего движения | Т-образный | 50 км/ч | 0-14,9 | 0,07 |
15-29,9 | 0,07 | |||
>30 | 0,13 | |||
Х-образный | 50 км/ч | 0-14,9 | 0,10 | |
15-29,9 | 0,19 | |||
>30 | 0,18 | |||
Регулирование сигналами | Т-образный | 60 км/ч | Все | 0,07 |
50 км/ч | Все | 0,05 | ||
Х-образный | 60 км/ч | Все | 0,11 | |
Круговое движение | Т-образный | 50 км/ч | Все | 0,10 |
Все | Все | 0,03 | ||
Х-образный | Все | Все | 0,05 | |
Все | Все | Все | Все | 0,10 |
В табл. G.3.9 показан риск происшествий в связи с другими элементами дороги, т.е. мостами, тоннелями, пересечениями в разных уровнях и пересечениями с ограниченной видимостью (Elvik og Muskaug, 1994; Hvoslef, 1995B; Wold, 1995; Amundsen og Ranes, 1998).
|
Таблица G.3.9. Характерный риск происшествий для различных типов элементов дорог в Норвегии. Происшествия с травматизмом на миллион авт-км
Элемент дороги | Варианты оформления элемента | Часть участка/тип происшествия | Происшествия на млн. авт-км |
Мосты | Подъем <6% | 50-100 м до | 0,28 |
Первые 50-100 м | 0,18 | ||
Средняя зона | 0,11 | ||
Весь участок | 0,16 | ||
Подъем >6% | 50-100 м до | 0,42 | |
Первые 50-100 м | 0,34 | ||
Средняя зона | 0,22 | ||
Весь участок | 0,26 | ||
Все | Все | 0,20 | |
Тоннели | Подъем <6% | 50-100 м до | 0,33 |
Первые 50-100 м | 0,33 | ||
Средняя зона | 0,10 | ||
Весь участок | 0,12 | ||
Подъем >6% | 50-100 м до | 0,42 | |
Первые 50-100 м | 0,36 | ||
Средняя зона | 0,12 | ||
Весь участок | 0,15 | ||
Все | Все | 0,13 | |
Пересечения в разных уровнях | В виде половинки листа клевера | Все происшествия | 0,08 |
В виде ромба | Все происшествия | 0,09 | |
В виде двойных ручек | Все происшествия | 0,10 | |
Бубны/клеверный лист | Все происшествия | 0,05 | |
В виде трубы | Все происшествия | 0,08 | |
Труба/лист клевера | Все происшествия | 0,16 | |
Труба/бубны | Все происшествия | 0,06 | |
Все | Все происшествия | 0,08 | |
Неожиданный поворот | До 0,25 на км | Встречное и скоростное движение | 0,66 |
0,26-0,50 на км | Встречное и скоростное движение | 0,59 | |
0,50-75 на км | Встречное и скоростное движение | 0,24 | |
Более 0,75 на км | Встречное и скоростное движение | 0,19 | |
Все | Встречное и скоростное движение | 0,50 |
Риск происшествий на мостах и в тоннелях наиболее высок в зоне перехода к мостам и тоннелям. Зоны перехода, обычно, определяются как первые 50-100 м на мостах и тоннелях. Средняя зона - остальная часть моста и тоннеля. Цифры риска для мостов и тоннелей в табл. G.3.9 являются представленными для мостов и тоннелей длиной в пределах приблизительно от 500 до 1500 м. Цифры риска охватывают все зарегистрированные полицией происшествия с травматизмом.
|
На пересечениях в разных уровнях средняя величина происшествий составляет 0,08 происшествий с травматизмом на авт-км. Дорожное движение на таких перекрестках рассчитывается в авт-км, а не в количестве въезжающих транспортных средств, по-скольку съезды и въезды вместе могут иметь длину до 1-2 км.
Неожиданные повороты, указанные в так называемой программе URF (Amundsen og Lie, 1984), представляющей собой программу для ЭВМ рассчитывающую, насколько неожиданно поворот появляется перед водителем, имеют в среднем 0,50 встречных и на выезде происшествий на миллион авт-км. При условии, что каждый поворот имеет протяженность 0,15 км. Поэтому дорожное движение является довольно небольшим. Чем больше таких кривых приходится на километр, тем меньшую опасность будет представлять такой поворот.