Личностный и профессиональный рост,
Культура самосовершенствования педагога
Понятие личностного роста преподавателя
Понятие «личностный рост преподавателя» связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение.
С точки зрения психологии личность может быть представлена как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В качестве сформированности личности выделяют такие критерии, как: наличие социально значимых мотивов и по происхождению, и по смыслу; способность личности к сознательному руководству собственным поведением. В целом личность характеризуют активность, направленность, наличие глубинных смысловых структур.
Педагог представляет собой развивающуюся личность, проходящую все фазы личностного развития — от адаптации к индивидуализации, а затем к интеграции. В связи с этим можно сказать, что педагог как личность постоянно стремится к самоактуализации и самосовершенствованию. Это определяется спецификой самой педагогической деятельности, предполагающей инициативность, самостоятельность мышления, изобретательность, способность к импровизации.
Самоактуализация — это способность человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [53].
Самосовершенствование — осознание личного идеала, сопоставление с коим вызывает недовольство собой и стремление изменить себя [53].
Самоактуализация и самосовершенствование личности происходят в процессе поиска смысла жизни и ответов на вопросы: живет ли человек в соответствии с присущими ему ценностями и потребностями? Каким образом он соединяет в своей жизни то, что хочет, может, должен, имеет? Есть ли у него жизненные перспективы?
|
В зависимости от того, какими ценностными отношениями руководствуется человек, происходит формирование смысле жизни на основе самоосмысления как активности особого рода; направленной на осознание ведущих мотивов и поиск ответов н вопросы: «Как я хочу жить? Для чего я живу?», — которые, в свою очередь, позволяют определить стратегию жизненного пути-
Жизненный путь можно рассматривать через совокупность занятий, явлений, таких, как выбор профессии, карьера, жизненные кризисы, структуры общения в различных видах деятельности. Он реализуется личностью на основе осознания собственных выборов и предпочтений; профессиональной ориентации как профессиональной судьбы на жизненном пути; оптимистического или пессимистического восприятия будущего в зависимости от социальных перспектив, таких, как преодоление кризисов, разрешение жизненных противоречий. Поэтому жизненный путь представляет собой движение человека вперед и вверх, к более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности и достижение личностного и профессионального совершенства.
Процесс самоактуализации неразрывно связан со способностью личности к самоопределению путем сознательного утверждения собственной позиции. Именно она заставляет человека проявлять активность, рефлексировать, соотносить себя с другими людьми и тем самым находить свое место в социуме. Это происходит на уровне удовлетворения / неудовлетворения собой и как следствие ведет к поиску новых путей и возможностей для личностного роста.
|
Следует отметить, что личностный рост как процесс приобретения невозможен без саморегуляции, которая помогает личности понять и принять цель своей активности, смоделировать значимые условия деятельности и на этой основе наметить программу собственных исполнительских действий, выработать и выбрать критерии ее успешности, получить информацию о полученных результатах, оценить их и на этой основе принять решение о необходимости коррекции деятельности или приобретения нового навыка.
Основа личностного роста — «Я-концепция». Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание», но оно не исчерпывается ни тем ни другим, поскольку «Я» не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.
Наше «Я» — это сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самого себя и осуществлением приспособления личности к реальности.
Несомненно, «Я» — это продукт самосознания, но человек воспринимает и осознает себя целостно, потому что есть физическое «я», т. е. тело, внешность, физическое состояние конкрет-ного человека. Существуют эмоциональное «Я» в виде чувств переживаний, настроения и интеллектуальное «Я» — мир мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми в свою профессиональную деятельность и имеющее определен ные ценности, интересы, установки.
|
«Я-концепция» — достаточно сложное и многоуровневое образование, которое может быть представлено как совокупность установок «на себя»: «Я» реальное, идеальное, зеркальное, выраженное в представлении о том, каков человек на самом деле, каким он хотел бы быть, как его воспринимают другие в физическом, социальном, умственном, эмоциональном плане.
Основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста является «Я-идеальное».
Следует отметить, что поведение личности в направлении формирования «Я-концепции» зависит от ракурса индивидуального восприятия: во-первых, человек по своей природе субъективен; во-вторых, всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания; в-третьих, желание человека осуществить свое стремление стать тем, кем он может быть, реализуется через процесс саморазвития посредством самовыражения.
Самовыражение человека является объективно необходимым условием его жизни как в физическом, так и в духовном плане. Самовыражение — это сущностная потребность человека; процесс и результат его самоопределения, самоутверждения; творческий процесс, который направлен на обеспечение саморазвития как развертывания сущности «Я» (А. С. Косогорова).
Саморазвитие — это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир с целью его преобразования [7].
Выделяют отличительные черты развитой личности: удовлетворение своих нужд без ущерба для других людей; достижение значительного успеха в деятельности, так как это служит объектом самовыражения; демонстрация энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни; открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.
Можно проследить динамику развития, складывания «Я-концепции» человека по формуле «осознание — знание — сознание».
В процессе развития и социализации личности происходит постепенное выделение себя из окружающей действительности: трехлетний ребенок своей категоричностью «я сам» как бы заявляет о себе. В процессе роста, приобретения опыта и суммы знаний формируется сознание, выраженное в осуществленной позиции, ценностных факторах и отношении личности к окружающему миру, другим людям. Человек живет, взаимодействуя с ними, поэтому ему совсем не безразлична их оценка. Эта оценка эмоционально окрашена, кроме того, она помогает личности лучше узнать себя, взвесить свои возможности, и хотя любая оценка — элемент субъективизма, но именно она является основным инструментом формирования образа «Я».
Таким образом, можно сказать, что «Я-концепция» — это соединение трех составляющих: осознания себя как ценности; осознания себя как целостности; осознания себя как уникальной творческой личности.
Сформированная «Я-концепция» позволяет человеку отстаивать приоритеты в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, а также сосредоточивает его внимание на постижении и развитии своих внутренних сил, эмоций, отношений, убеждений, ценностей, помогает найти ответы на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Какой я?»
Личностный и профессиональный рост невозможен без сформированного самосознания и профессионального самосознания.
Самосознание рассматривается как осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, ее нравственного облика и интересов, ценностей,, идеалов и мотивов поведения; как полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе.
Профессиональное самосознание рассматривается как комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу.
В связи с этим профессиональное самосознание включает в себя следующие компоненты:
— осознание человеком норм и правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;
—осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с абстрактным или конкретным коллегой;
— самооценивание человеком своих отдельных сторон, понимание себя, своего профессионального поведения, самоотношение, оценивание себя.
Можно представить самосознание профессионала и так:
—сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
—знание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в структуре профессиональных ролей, в иерархии общественных положений и свое мнение о них;
—знание о степени притязаний человека в профессиональной группе;
— знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, своего индивидуального почерка в работе.
Профессиональное самосознание педагога может быть представлено как:
—актуальное «Я», т. е. каким себя видит педагог;
—ретроспективное «Я», т. е. каким себя видит и оценивает педагог по отношению к начальным этапам своей работы;
—идеальное «Я», т. е. каким бы он хотел себя видеть;
—рефлексивное «Я», т. е. как, с точки зрения педагога, его оценивают руководители, коллеги, студенты и их родители.
Строение профессионального самосознания педагога структурируется по тем же основаниям, что и самосознание личности. В нем скрещиваются три подструктуры: когнитивная, аффективная, поведенческая. Содержательные характеристики каждой подструктуры: «Я-понимание», «Я-отношение», «Я-поведение» — включают в себя и специфические характеристики, обусловливающие саморазвитие и самоактуализацию педагога в профессиональной деятельности (Л. М. Митина).
Когнитивная подструктура содержит три компонента: педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность педагога. Личностный компонент обеспечивает потребности личности в самоактушшзации, в раскрытии своих творческих возможностей.
В аффективной подструктуре «Я-отношение» выделяют два уровня: глобальное и интегральное самоотношение, выраженное в виде самоуважения, самоинтереса, ожидаемого отношения других, за/против собственного «Я».
Поведенческая подструктура проявляется в удовлетворенности педагогом своей профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, выражается в соотношении между мотивационно-ценностной сферой личности преподавателя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.
Сформированное профессиональное самосознание влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса и выражается в убежденности преподавателей в своей социальной значимости, в использовании конструктивных методов и форм преодоления затруднений, творческой активности, в повышении фрустрационной толерантности, в стимулировании самостоятельности, инициативы обучаемых с ориентиром на их способности, что в самом общем плане позволяет говорить о наличии профессиональной «Я-концепции».
Таким образом, в педагогическом профессиональном самосознании реализуется практическая, жизненная функция самосознания не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную «Я-концепцию». Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности, личностного и профессионального роста.
В заключение следует отметить, что личностный рост — многогранное и многоаспектное понятие. Поэтому наиболее приемлемым будет рассматривать понятие «личностный рост» как явление саморазвития, как непрерывность процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красе [7].