Функции самовоспитания и самообразования.




Самовоспитание и самообразование выполняют ряд функций:

— замещающую, когда человеком осваивается курс образо­вательного учреждения, а затем получается документ на основе сдачи государственных квалификационных экзаменов (напри­мер, экстернат);

—дополняющую, когда приобретение новых знаний проис­ходит вне учебной программы образовательного учреждения. Так, например, во многих колледжах и вузах существуют учеб­но-методические центры, дающие возможность студенту полу­чить дополнительную квалификацию по конкретному педагоги­ческому направлению. Обучение завершается выпускной квали­фикационной работой и выдачей различных сертификатов, дипломов, подтверждающих право педагога заниматься данным видом образовательных услуг;

—связующую, способствующую установлению и упрочению межпредметных связей;

— интегрирующую, соединяющую дискретно идущие перио­ды организованной учебной деятельности в целостный процесс;

— компенсаторную, предполагающую приобретение препо­давателем профессиональных функций, которыми другие препо­даватели уже владеют, путем расширения своего профессиональ­ного кругозора и усвоения новой информации;

—адаптирующую, позволяющую преподавателю быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям учебно-воспита­тельного процесса, находить адекватные условиям методы, сред­ства и формы организации деятельности студентов;

— развивающую, предполагающую формирование у педагога способности активно и компетентно участвовать в преобразова­нии себя, своей педагогической деятельности (Н. Р. Битянова).

Виды самообразования. Их рассматривают как разновидности самостоятельных занятий, различающихся по ряду признаков:

— целенаправленность — наличие или отсутствие програм­мы, предусматривающей достижение определенных результатов;

— уровень внешнего руководства — мера участия профес­сионального педагога;

— форма учебной деятельности — индивидуальная или груп­повая;

—содержание учебной деятельности — профессиональное, непрофессиональное;

—социальная цель учебной деятельности — изменение со­циального статуса, достижение понимания изменения како­го-либо вопроса, проблемы, затрагивающее интересы субъекта.

Профессиональное самообразование педагога разделяется на общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое.

Говорят еще о таких видах самообразовательной деятельности преподавателя, как:

—фоновое общеобразовательное самообразование, которое является естественной частью жизни педагога и выражается в по­стоянной самостоятельной познавательной деятельности;

— фоновое педагогическое самообразование, определяемое разнообразными видами работы с психолого-педагогической пе­риодикой;

— перспективное профессиональное самообразование, рас­считанное на длительный срок. Оно представляет собой разра­ботку методической проблемы преподавателем как аспирантом под руководством научного руководителя, а также посещение пе­дагогом долгосрочных курсов повышения квалификации или ор­ганизацию самостоятельной опытной работы преподавателя;

—актуальное педагогическое самообразование направлено на устранение частных затруднений в педагогической деятельно­сти преподавателя.

Процесс самообразования может протекать как организован­ное самообразование, предполагающее инициирование педагогом своей самостоятельной учебной деятельности по специально раз­работанной программе или самим педагогом, или с чьей-то по­мощью. Программа направлена на удовлетворение познаватель­ного интереса и освоение какого-то нового вида профессиональ­ной деятельности; самоучение, рассматриваемое как намеренное саморегулируемое приобретение знаний и умений неформаль­ным или формальным путем.

В связи с этим выделяют компоненты готовности педагога к самообразованию: когнитивный, мотивационный, процессуаль­ный, организационный, нравственно-волевой.

В качестве критериев сформированности модели самообразо­вательной деятельности преподавателя различают: познаватель­ную активность педагога и формы ее проявления; педагогиче­скую направленность; уровень педагогического мастерства; сформированность педагогической рефлексии; проявление твор­чества и новаторства; степень овладения технологией самообра­зовательной деятельности; позитивную личностную «Я-концепцию».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: