Самовоспитание и самообразование выполняют ряд функций:
— замещающую, когда человеком осваивается курс образовательного учреждения, а затем получается документ на основе сдачи государственных квалификационных экзаменов (например, экстернат);
—дополняющую, когда приобретение новых знаний происходит вне учебной программы образовательного учреждения. Так, например, во многих колледжах и вузах существуют учебно-методические центры, дающие возможность студенту получить дополнительную квалификацию по конкретному педагогическому направлению. Обучение завершается выпускной квалификационной работой и выдачей различных сертификатов, дипломов, подтверждающих право педагога заниматься данным видом образовательных услуг;
—связующую, способствующую установлению и упрочению межпредметных связей;
— интегрирующую, соединяющую дискретно идущие периоды организованной учебной деятельности в целостный процесс;
— компенсаторную, предполагающую приобретение преподавателем профессиональных функций, которыми другие преподаватели уже владеют, путем расширения своего профессионального кругозора и усвоения новой информации;
—адаптирующую, позволяющую преподавателю быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям учебно-воспитательного процесса, находить адекватные условиям методы, средства и формы организации деятельности студентов;
— развивающую, предполагающую формирование у педагога способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности (Н. Р. Битянова).
Виды самообразования. Их рассматривают как разновидности самостоятельных занятий, различающихся по ряду признаков:
|
— целенаправленность — наличие или отсутствие программы, предусматривающей достижение определенных результатов;
— уровень внешнего руководства — мера участия профессионального педагога;
— форма учебной деятельности — индивидуальная или групповая;
—содержание учебной деятельности — профессиональное, непрофессиональное;
—социальная цель учебной деятельности — изменение социального статуса, достижение понимания изменения какого-либо вопроса, проблемы, затрагивающее интересы субъекта.
Профессиональное самообразование педагога разделяется на общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое.
Говорят еще о таких видах самообразовательной деятельности преподавателя, как:
—фоновое общеобразовательное самообразование, которое является естественной частью жизни педагога и выражается в постоянной самостоятельной познавательной деятельности;
— фоновое педагогическое самообразование, определяемое разнообразными видами работы с психолого-педагогической периодикой;
— перспективное профессиональное самообразование, рассчитанное на длительный срок. Оно представляет собой разработку методической проблемы преподавателем как аспирантом под руководством научного руководителя, а также посещение педагогом долгосрочных курсов повышения квалификации или организацию самостоятельной опытной работы преподавателя;
—актуальное педагогическое самообразование направлено на устранение частных затруднений в педагогической деятельности преподавателя.
|
Процесс самообразования может протекать как организованное самообразование, предполагающее инициирование педагогом своей самостоятельной учебной деятельности по специально разработанной программе или самим педагогом, или с чьей-то помощью. Программа направлена на удовлетворение познавательного интереса и освоение какого-то нового вида профессиональной деятельности; самоучение, рассматриваемое как намеренное саморегулируемое приобретение знаний и умений неформальным или формальным путем.
В связи с этим выделяют компоненты готовности педагога к самообразованию: когнитивный, мотивационный, процессуальный, организационный, нравственно-волевой.
В качестве критериев сформированности модели самообразовательной деятельности преподавателя различают: познавательную активность педагога и формы ее проявления; педагогическую направленность; уровень педагогического мастерства; сформированность педагогической рефлексии; проявление творчества и новаторства; степень овладения технологией самообразовательной деятельности; позитивную личностную «Я-концепцию».