Профессиональный рост педагога




От того, как сформирована «Я-концепция» человека, как он смог определиться в жизни, будет зависеть, счастливо сложится его судьба или нет. Самоопределение человека как любая часть его образа «Я» непосредственно складывается в любой жизнен­ной сфере, будь то семья, карьера, товарищество. В связи с этим выделяются следующие типы самоопределения:

—жизненный, выраженный в выборе личностью того или иного стиля и образа жизни человека;

—профессиональный, когда профессия выступает как сред­ство реализации жизненного стереотипа, поскольку при выборе образа жизни человек реализует социальные роли и стереотипы, которые затем находят выражение в профессиональной деятель­ности;

—личностный, рассматриваемый как проявление жизненно­го самоопределения. Однако есть существенное отличие лич­ностного самоопределения от жизненного, которое заключается в том, что человек как бы приподнимается над профессией, над социальными ролями и стереотипами, не просто овладевает ро­лью, а создает новые на основе нахождения самобытного образа «Я», постоянного развития этого образа и утверждения его среди окружающих людей; человеку, по сути, удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни;

— самоопределение в культуре — высший тип личностного самоопределения. Он проявляется в том, что вся жизнь человека и все его дела являются значительным вкладом в развитие куль­туры (Н. С. Пряжников).

Таким образом, каждый тип самоопределения является осно­вой для последующего; не пройдя одного из них, человек не мо­жет попасть на другие типы, которые и являются частью лич­ностного роста.

Каждому из типов самоопределения условно соответствуют пять уровней самореализации человека.

Критерием выделения уровня является степень внутреннего принятия человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения.

Первый уровень — деструктивный — характеризуется агрес­сивным неприятием выполняемой деятельности.

Второй уровень выражает стремление мирно избежать данной деятельности.

Третий уровень — пассивный — означает выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции.

На четвертом уровне происходит стремление усовершенст­вовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы.

Пятый уровень — творческий уровень — определяется стрем­лением обогатить, усовершенствовать выполняемую деятель­ность в целом.

Правильное профессиональное самоопределение влияет на продвижение человека по служебной лестнице, позволяет ему достигать высоких результатов в труде, осуществлять свой про­фессиональный рост.

Понятие «профессиональный рост» часто отождествляют с такими понятиями, как «профессиональное продвижение», «карьера», «рост профессионального мастерства», «повышение квалификации», однако перечисленные определения лишь час­тично характеризуют профессиональный рост, показывают от­дельные его стороны. Так, например, карьера рассматривается как процесс смены социальной позиции субъекта в профессио­нально-должностной структуре; это — продвижение, перемена социальных ролей, через которые человек добивается повыше­ния своего престижа. Рост профессионального мастерства рас­сматривается как процесс увеличения и совершенствования зна­ний, умений и навыков в рамках конкретной профессии. Термин «профессиональное продвижение» трактуется как процесс долж­ностного и профессионального роста и предполагает перемеще­ние и смену места приложения труда работника.

Для определения понятия «профессиональный рост» следует говорить о включении в него таких компонентов профессиональ­ной деятельности, как: личностный, предполагающий развитие качеств личности, которые необходимы для людей определенных профессий; предметный, предполагающий освоение предмета

профессиональной деятельности на основе профессионального мастерства; функциональный, предполагающий усложнение про­фессиональных функций и повышение их значимости; социаль­ный, предполагающий изменение социального статуса профес­сионала за счет повышения должностного положения.

В самом общем плане профессиональный рост следует пони­мать как комплексный процесс, включающий в себя совокуп­ность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходя­щих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта [25, с. 8]. Профессиональный рост происходит в процессе развития. Он определяется как повышение работником своих индивиду­альных возможностей по выполнению профессиональных функций, направленных на улучшение количественных и каче­ственных показателей труда, повышение профессионального потенциала человека, который понимается как системное обра­зование, включающее в себя качества индивида, необходимые для выполнения функций конкретной профессии. Уровень профессионального развития характеризуется его профессио­нальным потенциалом.

Для осуществления специалистом профессионального роста необходима мотивация, которая определяет активность субъекта в профессиональном развитии и должностном продвижении. В качестве стимулов к профессиональному росту выделяют: стра­тификационные стимулы (блага, связанные с должностным про­движением и сохранением рабочего места); предметно-функцио­нальные стимулы, связанные с непосредственной профессио­нальной деятельностью (потребность в общественной практике, изменение орудий труда, профессионализм коллег, динамика собственных результатов труда); социально-психологические стимулы (представления о социальных функциях данной про­фессии, принятые обществом и конкретной профессиональной средой); оценка результатов труда человека его коллегами.

Формирование мотивации профессионального роста связано с направленностью личности, с системой ее ценностных отноше­ний на основе жизненных целей, с конкретно-ситуативными установками, отражающими систему потребностей личности.

Профессиональный рост представляет собой одну из сторон профессиональной деятельности. Так, например, познаватель­ные, эстетические, интеллектуально-коммуникативные потреб­ности направлены на развитие как общих, так и специальных способностей конкретной деятельности; потребность в самореа­лизации формируется на основе интереса к определенной дея­тельности и проявляется в стремлении как можно качественнее ее освоить; ориентация на улучшение результатов труда форми­руется на основе потребности в профессиональном признании. Следует подчеркнуть, что установка на развитие личности достигается высокой результативностью ее деятельности лишь при условии выраженной склонности человека к данной профессии. Профессиональный рост можно рассматривать с двух сторон, во-первых, его побудительной стороной является мотивация от­дельного работника; во-вторых, профессиональный рост как со­циальное явление связан с противоречиями между потребностью общества в результатах труда по определенной профессии и об­щим профессиональным уровнем конкретной группы, куда вхо­дит человек. Следствием этого является несоответствие между уровнем профессионального роста и должностным продвижени­ем. Если в течение пяти лет не происходит повышение в должно­сти, то падает мотивация профессионального роста.

Следует отметить, что в качестве механизма профессиональ­ного роста выделяются условия профессионального развития, стимулы профессионального роста, индивидуальные особенно­сти субъекта, формы и характер профессионального развития и должностного продвижения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: