Стремление преподавателя к расширению границ своей компетентности, мастерства, профессионализма, а также личностного и профессионального роста невозможно без осознания им необходимости заниматься самовоспитанием и самообразованием. Разные сферы научных знаний по-своему трактуют эти понятия, но в определении наблюдается и некоторое единство. Говорят, что самовоспитание — это деятельность человека, направленная на развитие у него положительных качеств личности; воспитательная работа над самим собой; сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию его как личности; формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.
Самообразование в совокупности всех определений можно рассматривать как: образование, получаемое самостоятельно; целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; самостоятельное преобразование личностью систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры; образование, получаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении; целеустремленную работу преподавателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых.
В основе самовоспитания и самообразования лежит личностный подход. В связи с этим самовоспитание и самообразование представляются как систематический процесс, регулируемый мотивацией личностного порядка и осознанием педагогом общественной значимости самообразовательной деятельности. Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, когда происходит так называемое самоопределение личности, которое, в свою очередь, связано с процессом саморазвития индивида. Ход саморазвития и его результаты определяются способностью человека к деятельности со знанием дела и характером и мерой воплощения социально-культурного опыта.
|
Самовоспитание и самообразование связаны с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.
Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют нормальному функционированию профессионала. Они обозначают характер, структуру и меру потребности преподавателя в различных направлениях, видах, формах образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квалификации человека. Она растет по мере удовлетворения его познавательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразовательных умений и осознание им самоценности образования, которая выражается в том, что человек видит смысл и получает удовлетворение от самого процесса освоения социально-культурного опыта, а переработка этого опыта, в свою очередь, развивает у человека чувство причастности к родовой сущности (О. И. [Толкунова).
|
Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. При этом имеется в виду личность не только студентов, но и самого педагога.
Следует отметить, что активность процесса самообразования вытекает из условий познавательной деятельности преподавателя, поскольку иногда бывает недостаточно только осознать свои потребности, нужно преодолеть интеллектуальный, психологический барьер. Возникновение барьера обусловлено: во-первых, тем, что самообразование и самовоспитание рассматриваются как личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждения этого вопроса, все зависит от уровня педагогической компетенции, понимания, опыта преподавателя; во-вторых, тем, что сама деятельность преподавателя уже есть самовоспитание и самообразование, так как педагог при подготовке к различным видам учебно-воспитательной деятельности вынужден знакомиться с новинками учебно-методической литературы, писать аннотации, систематизировать позитивный опыт для использования в своей практике, корректировать стратегию и тактику собственного коммуникативного поведения и т. д.