Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [54].
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной.
Понятие творчества рассматривается в двух аспектах: как создание нового, ранее неизвестного и как способность принятия лучшего решения в конкретной практической ситуации. Поэтому говорят о социальном и психологическом критериях творчества (Г. М. Афонина).
Следует различать субъективную и объективную стороны творчества. С объективной точки зрения оно определяется конечным продуктом — научным открытием, новизной исследования, изобретением, рационализацией. При этом его масштаб может быть весьма различен, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом, даже если конечный его продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. Фактически человек как бы открывает в творчестве новое о себе и для себя. В связи с этим различают два вида творчества: предварительно подготовленное и сиюминутное в виде экспромта.
Существует целая система стилеобразующих особенностей творческой деятельности, которые проявляются и закрепляются в устойчивых интеллектуальных качествах творческой деятельной личности (Н. Ю. Посталюк).
1. Способность к видению проблемы (проблемное видение мира, чувство проблемы, интеллектуальная инициатива) считают важнейшим качеством, определяющим системность практи-ко-познавательного процесса. Оказывается, что труднее увидеть проблему, чем найти ее решение, а ее постановка уже сама по себе в определенной степени ведет к ответу.
|
2. Оригинальность мышления является важным интеллектуальным качеством, в котором проявляется творчество. Она выражается в самостоятельности мышления, или самостоятельности суждений, признаком которого является оригинальность, т. е. способность смотреть на предмет нетрафаретно, увидеть его в новом свете, а также необычность и остроумность решения.
3. Диалектичностъ мышления — одна из важнейших интегральных характеристик творческой деятельности, выражающаяся в вариативности мышления.
4. Легкость ассоциирования рассматривается как способность мысли к быстрому и свободному переключению от движения в одном направлении к движению в обратном. Рядом с этим качеством всегда называется воображение, или творческое изображение, как способность вызывать в сознании определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.
5. Гибкость мышления (подвижность мыслительных процессов) противоположна инертности. Характеризуется свободным переключением с одной умственной операции на качественно другую.
6. Антиконформизм мышления (неконформность, инверсионность мышления) проявляется как неподчинение общепринятому мышлению. Независимость, умение отбросить общепринятый ход мысли, поменять свое мнение, отрешиться от традиционных взглядов — важнейшие условия продуктивной деятельности, поскольку разрушают шаблоны прошлого опыта.
7. Легкость генерирования идей (экспрессивная беглость) заключается в том, что чем больше идей выдвигает человек, тем выше вероятность, что среди них будут ценные, но при этом еше важно, чтобы хоть одна получила развитие.
|
8. Критичность мышления в широком смысле рассматривается как строго контролируемое отношение к поступающей информации и выражается в способности чувствовать, какие идеи следует развить, а какие отбросить.
9. Способность к оценочным действиям. Ее показателем называют умение выбирать одну из многих альтернатив до ее проверки. Это качество связано с предыдущим.
10. Способность к переносу (транспозиция отношений, расширение сферы применения). Механизм переноса усвоенных образцов деятельности в новую ситуацию делает сопоставимой различную информацию в процессе решения. Для творческой деятельности характерны достаточно сложные формы переноса (элементарный перенос, или просто алгоритмический), а также высокие показатели широты переноса.
11. Готовность памяти как интеллектуальное качество личности является важной необходимостью, потому что творческая деятельность в любой области предполагает предварительное овладение достаточно большим объемом хорошо систематизированных знаний.
Проблема творчества — одна из самых актуальных для профессионала, а особенно для преподавателя колледжа, поскольку в самом общем плане вся его педагогическая деятельность носит творческий характер; является высшей ее ступенью, а также направлена на совершенствование или создание новых форм, методов и средств педагогической деятельности, переработку собственного опыта педагога.
|
Специфика педагогического творчества проявляется в том, что его объектом становится процесс созидания личности. У педагога есть установка на поиск наиболее эффективных решений; он обладает способностью видеть проблему, выявлять противоречия, а подражание, изумление, интуиция, фантазия, развитое воображение служат механизмами активизации педагогического творчества.
В качестве стимула к педагогическому творчеству выделяют наличие у преподавателя педагогического идеала [19], который определяет смысл и место педагога в жизни, является движущей силой педагогического процесса, сплавом социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Педагогический идеал позволяет решить противоречие между желаемым и реально существующим педагогическим бытием, когда преподаватель сам начинает интенсивно создавать условия для эффективной работы.
Педагогический идеал педагога включает в себя несколько аспектов:
— мировоззренческий — социальные ориентиры в творческой деятельности преподавателя;
— профессиональный — научно-педагогические знания и представления, педагогическая направленность личности, педагогические взгляды педагога;
— этический — система нравственных установок личности;
— эстетический — совокупность эмоционально-чувственных компонентов, заставляющих педагога переживать наслаждение от процесса творчества.
Творчество преподавателей может быть связано с интересом к специальности как области научного и практического знания. Профессионализм в совокупности с интересом к предмету активизирует совместную творческую работу педагога и студентов.
Развитию творческого потенциала преподавателя способствует его опыт, который дает возможность искать новые пути, способы организации своей деятельности.
Педагогический опыт следует рассматривать как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, а также привычек, постоянно применяемых в практике обучения и воспитания и дающих определенный эффект. Передовой опыт как стимулятор творчества реализует прогрессивные тенденции отечественной школы, т. е. опирается на научные достижения, создает нечто новаторское в средствах и методах педагогического воздействия, не имеющее ранее места в опыте педагогов.
Успешность решения педагогических проблем и повышения качества обучения и воспитания учащихся находится в прямой зависимости и от мастерства педагога, которое рассматривается как результат успешного развития педагогического творчества.
В зависимости от того, на получение какого именно результата ориентирован педагог, его творчество может быть продуктивным, малопродуктивным, непродуктивным. Эти его виды значительно влияют на конечный результат деятельности [26].
Продуктивным является такое творчество, при котором в центре внимания находятся способы подготовки студента к жизни и дальнейшей деятельности, методы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю. Выделяют три группы факторов достижения вершин в педагогической деятельности.
1. Объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий педагогов, направленные на достижение искомого результата.
2. Субъективные, связанные с субъективными предпосылками. К ним относятся: мотивы, направленность, способности, компетентность, умение, удовлетворенность, творчество. Мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие достижению вершин профессионализма или препятствующие этому процессу.
3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей.
Малопродуктивным является такое педагогическое творчество, которое ориентируется лишь на формальное соблюдение правил, инструкций, диктуемых органами административного управления,
Непродуктивным является такое творчество, во главу угла которого педагог ставит только свои личные интересы, без учета потребностей и интересов своих воспитанников; мотивы педагогической деятельности замыкаются на стремлении к власти, желании произвести впечатление.
Выделяют следующие уровни развития педагогического творчества:
профессиональное становление — это уровень элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок;
стихийное самосовершенствование, или частно-методический уровень, — это педагогическое творчество, опирающееся, с одной стороны, на уже приобретенный комплекс умений и навыков, а с другой — на широко известный опыт и рекомендации частных методик, которые внедряются в практику;
планомерную рационализацию — это когда педагог стремится проектировать и создавать свою систему работы, используя при этом в качестве строительного материала элементы опыта коллег;
оптимизацию процесса и результатов труда — это творчество, которое осуществляется не только планомерно, но и системно с учетом принципов оптимизации педагогического процесса;
научно организованный — наиболее высокий уровень организации творческого труда. Он отличается тем, что теоретическую основу педагогической деятельности составляют идеи и принципы, а также методы научной организации педагогического труда. Этот уровень является своего рода эталоном и достигается очень редко.
Рассмотренное здесь деление педагогической деятельности по уровням творчества условно. У одного педагога возможно наличие разных уровней, а также самые различные варианты пересечения уровней.
Чтобы выйти на определенный уровень, следует говорить о готовности педагога к творчеству, которая выражается: в непрерывном образовании и самообразовании преподавателя; в развитии творческих возможностей всех участников педагогической деятельности, т. е. самого педагога и его студентов; в создании и эффективном использовании научной организации труда учителя.
Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальностью каждого педагога.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие — определяется как высшая стадия развития личности, основной характеристикой которой являются целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, ценности (С. А. Гильманов).
Творческая индивидуальность — характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.
Творческая индивидуальность педагога проявляется: в характере и содержании отношений и взаимодействий со студентами; в способах осуществления профессиональных действий и личностном доминировании, проявляющемся в оригинальности, неповторимости методических приемов и интуитивных находках; в результатах творчества, имеющих два аспекта: нахождение оригинальных приемов и создание нового в содержании и технологиях образования.
Творческий процесс в деятельности преподавателя реализуется через систему личностно-профессиональных качеств. В нее входят:
научно-поисковая подсистема (логико-педагогическая): научные знания по предмету; психолого-педагогические знания; развитое педагогическое мышление; умение научно-обоснованно решать педагогические задачи; владение методиками учебно-воспитательного воздействия;
субъективно-эмоциональная подсистема (психологическая): психофизиологические компоненты личности и их состояние; творческое самочувствие и умение управлять психологическим состоянием; процесс общения; педагогическая импровизация и интуиция; практическое владение своей эмоционально-творческой природой; элементы актерского мастерства, оказывающие воспитывающее и психотерапевтическое воздействие на индивидуальность студента.
Кроме этого, структуру творческой деятельности дополняют такие качества личности, как чувство увлеченности при решении педагогических задач, способность генерировать идеи, отражать и устанавливать новые связи между компонентами задачи, стремиться к независимому суждению, самоорганизации и самообразованию (А. С. Косогорова).
Творческие проявления личности соединяются в своеобразную триаду качеств: оригинальность как способность предлагать необычный способ решения проблемы и мыслить неординарно; чувствительность; интеграция как способность одновременно учитывать и объединять несколько противоположных условий, предпосылок, принципов.
Творческая индивидуальность проявляется и закрепляется в творческом стиле деятельности (Ю. Ю. Посталюк).
Категория «творческий стиль деятельности» является упрощенным отражением реального творческого процесса, проявляется на уровне субъектов творчества как сложная многомерная система, основные компоненты которой — мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой. Содержание каждого реализуется через стилеобразующие черты творческой деятельности и выражается в способности видеть и проводить педагогическую «инструментовку» проблемы, находить индивидуальные способы решения.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что творчество в педагогической практике проявляется: в эффективном применении кем-то созданного опыта в новых условиях; в совершенствовании известного в соответствии с новыми задачами; в освоении научных разработок и их развитии; в умении обосновывать интуитивные и заранее подготовленные решения; в умении фантазировать, видеть ближнюю и дальнюю перспективы; в умении развивать идею и видеть набор вариантов в ее решении; выявлятьранее непознанные закономерности обучения и воспитания; в умении вести экспериментальную, исследовательскую работу. Творчество для преподавателя является источником самовыражения, самоутверждения. Развитие педагогического творчества педагога — важная предпосылка успешного развития личности вс питанника.