Педагогическое творчество педагога




Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и об­щественно-исторической уникальностью [54].

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается про­дукт, отличающийся новизной.

Понятие творчества рассматривается в двух аспектах: как соз­дание нового, ранее неизвестного и как способность принятия лучшего решения в конкретной практической ситуации. Поэтому говорят о социальном и психологическом критериях творчества (Г. М. Афонина).

Следует различать субъективную и объективную стороны творчества. С объективной точки зрения оно определяется ко­нечным продуктом — научным открытием, новизной исследова­ния, изобретением, рационализацией. При этом его масштаб мо­жет быть весьма различен, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом, даже если конечный его продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. Фактически человек как бы открывает в творчестве новое о себе и для себя. В связи с этим различают два вида твор­чества: предварительно подготовленное и сиюминутное в виде экспромта.

Существует целая система стилеобразующих особенностей творческой деятельности, которые проявляются и закрепляются в устойчивых интеллектуальных качествах творческой деятель­ной личности (Н. Ю. Посталюк).

1. Способность к видению проблемы (проблемное видение мира, чувство проблемы, интеллектуальная инициатива) считают важнейшим качеством, определяющим системность практи-ко-познавательного процесса. Оказывается, что труднее увидеть проблему, чем найти ее решение, а ее постановка уже сама по себе в определенной степени ведет к ответу.

2. Оригинальность мышления является важным интеллекту­альным качеством, в котором проявляется творчество. Она выра­жается в самостоятельности мышления, или самостоятельности суждений, признаком которого является оригинальность, т. е. способность смотреть на предмет нетрафаретно, увидеть его в новом свете, а также необычность и остроумность решения.

3. Диалектичностъ мышления — одна из важнейших инте­гральных характеристик творческой деятельности, выражающая­ся в вариативности мышления.

4. Легкость ассоциирования рассматривается как способность мысли к быстрому и свободному переключению от движения в одном направлении к движению в обратном. Рядом с этим каче­ством всегда называется воображение, или творческое изображе­ние, как способность вызывать в сознании определенные со­ставные части и создавать из них новые психологические обра­зования.

5. Гибкость мышления (подвижность мыслительных процес­сов) противоположна инертности. Характеризуется свободным переключением с одной умственной операции на качественно другую.

6. Антиконформизм мышления (неконформность, инверсионность мышления) проявляется как неподчинение общепринято­му мышлению. Независимость, умение отбросить общепринятый ход мысли, поменять свое мнение, отрешиться от традиционных взглядов — важнейшие условия продуктивной деятельности, по­скольку разрушают шаблоны прошлого опыта.

7. Легкость генерирования идей (экспрессивная беглость) за­ключается в том, что чем больше идей выдвигает человек, тем выше вероятность, что среди них будут ценные, но при этом еше важно, чтобы хоть одна получила развитие.

8. Критичность мышления в широком смысле рассматривает­ся как строго контролируемое отношение к поступающей ин­формации и выражается в способности чувствовать, какие идеи следует развить, а какие отбросить.

9. Способность к оценочным действиям. Ее показателем назы­вают умение выбирать одну из многих альтернатив до ее провер­ки. Это качество связано с предыдущим.

10. Способность к переносу (транспозиция отношений, рас­ширение сферы применения). Механизм переноса усвоенных об­разцов деятельности в новую ситуацию делает сопоставимой раз­личную информацию в процессе решения. Для творческой дея­тельности характерны достаточно сложные формы переноса (элементарный перенос, или просто алгоритмический), а также высокие показатели широты переноса.

11. Готовность памяти как интеллектуальное качество лич­ности является важной необходимостью, потому что творческая деятельность в любой области предполагает предварительное овладение достаточно большим объемом хорошо систематизиро­ванных знаний.

Проблема творчества — одна из самых актуальных для про­фессионала, а особенно для преподавателя колледжа, поскольку в самом общем плане вся его педагогическая деятельность носит творческий характер; является высшей ее ступенью, а также на­правлена на совершенствование или создание новых форм, мето­дов и средств педагогической деятельности, переработку собст­венного опыта педагога.

Специфика педагогического творчества проявляется в том, что его объектом становится процесс созидания личности. У педагога есть установка на поиск наиболее эффективных решений; он об­ладает способностью видеть проблему, выявлять противоречия, а подражание, изумление, интуиция, фантазия, развитое воображе­ние служат механизмами активизации педагогического творчества.

В качестве стимула к педагогическому творчеству выделяют наличие у преподавателя педагогического идеала [19], который определяет смысл и место педагога в жизни, является движущей силой педагогического процесса, сплавом социального заказа об­щества и педагогического кредо самого педагога. Педагогический идеал позволяет решить противоречие между желаемым и реально существующим педагогическим бытием, когда преподаватель сам начинает интенсивно создавать условия для эффективной работы.

Педагогический идеал педагога включает в себя несколько ас­пектов:

— мировоззренческий — социальные ориентиры в творче­ской деятельности преподавателя;

— профессиональный — научно-педагогические знания и представления, педагогическая направленность личности, педа­гогические взгляды педагога;

— этический — система нравственных установок личности;

— эстетический — совокупность эмоционально-чувственных компонентов, заставляющих педагога переживать наслаждение от процесса творчества.

Творчество преподавателей может быть связано с интересом к специальности как области научного и практического знания. Профессионализм в совокупности с интересом к предмету акти­визирует совместную творческую работу педагога и студентов.

Развитию творческого потенциала преподавателя способству­ет его опыт, который дает возможность искать новые пути, спо­собы организации своей деятельности.

Педагогический опыт следует рассматривать как совокуп­ность профессиональных знаний, умений, навыков, а также привычек, постоянно применяемых в практике обучения и вос­питания и дающих определенный эффект. Передовой опыт как стимулятор творчества реализует прогрессивные тенденции оте­чественной школы, т. е. опирается на научные достижения, соз­дает нечто новаторское в средствах и методах педагогического воздействия, не имеющее ранее места в опыте педагогов.

Успешность решения педагогических проблем и повышения качества обучения и воспитания учащихся находится в прямой зависимости и от мастерства педагога, которое рассматривается как результат успешного развития педагогического творчества.

В зависимости от того, на получение какого именно результа­та ориентирован педагог, его творчество может быть продуктив­ным, малопродуктивным, непродуктивным. Эти его виды значи­тельно влияют на конечный результат деятельности [26].

Продуктивным является такое творчество, при котором в цен­тре внимания находятся способы подготовки студента к жизни и дальнейшей деятельности, методы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю. Выделяют три группы факторов достижения вершин в педагогической деятельности.

1. Объективные, связанные с реальной системой и последо­вательностью действий педагогов, направленные на достижение искомого результата.

2. Субъективные, связанные с субъективными предпосылка­ми. К ним относятся: мотивы, направленность, способности, компетентность, умение, удовлетворенность, творчество. Мера их проявления объясняет субъективные причины, содействую­щие достижению вершин профессионализма или препятствую­щие этому процессу.

3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей.

Малопродуктивным является такое педагогическое творчест­во, которое ориентируется лишь на формальное соблюдение пра­вил, инструкций, диктуемых органами административного управ­ления,

Непродуктивным является такое творчество, во главу угла ко­торого педагог ставит только свои личные интересы, без учета потребностей и интересов своих воспитанников; мотивы педаго­гической деятельности замыкаются на стремлении к власти, же­лании произвести впечатление.

Выделяют следующие уровни развития педагогического твор­чества:

профессиональное становление — это уровень элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок;

стихийное самосовершенствование, или частно-методический уровень, — это педагогическое творчество, опирающееся, с од­ной стороны, на уже приобретенный комплекс умений и навы­ков, а с другой — на широко известный опыт и рекомендации частных методик, которые внедряются в практику;

планомерную рационализацию — это когда педагог стремится проектировать и создавать свою систему работы, используя при этом в качестве строительного материала элементы опыта коллег;

оптимизацию процесса и результатов труда — это творчество, которое осуществляется не только планомерно, но и системно с учетом принципов оптимизации педагогического процесса;

научно организованный — наиболее высокий уровень организа­ции творческого труда. Он отличается тем, что теоретическую ос­нову педагогической деятельности составляют идеи и принципы, а также методы научной организации педагогического труда. Этот уровень является своего рода эталоном и достигается очень редко.

Рассмотренное здесь деление педагогической деятельности по уровням творчества условно. У одного педагога возможно нали­чие разных уровней, а также самые различные варианты пересе­чения уровней.

Чтобы выйти на определенный уровень, следует говорить о готовности педагога к творчеству, которая выражается: в не­прерывном образовании и самообразовании преподавателя; в развитии творческих возможностей всех участников педагоги­ческой деятельности, т. е. самого педагога и его студентов; в создании и эффективном использовании научной организации труда учителя.

Творческая природа педагогического труда связана с индиви­дуальностью каждого педагога.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие — определя­ется как высшая стадия развития личности, основной характери­стикой которой являются целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, ценности (С. А. Гильманов).

Творческая индивидуальность — характеристика личности, об­ладающей творческой направленностью, мотивацией, способно­стями, мышлением, внутренней активностью.

Творческая индивидуальность педагога проявляется: в харак­тере и содержании отношений и взаимодействий со студентами; в способах осуществления профессиональных действий и лично­стном доминировании, проявляющемся в оригинальности, непо­вторимости методических приемов и интуитивных находках; в результатах творчества, имеющих два аспекта: нахождение ори­гинальных приемов и создание нового в содержании и техноло­гиях образования.

Творческий процесс в деятельности преподавателя реализует­ся через систему личностно-профессиональных качеств. В нее входят:

научно-поисковая подсистема (логико-педагогическая): научные знания по предмету; психолого-педагогические знания; развитое педагогическое мышление; умение научно-обоснованно решать педагогические задачи; владение методиками учебно-воспита­тельного воздействия;

субъективно-эмоциональная подсистема (психологическая): пси­хофизиологические компоненты личности и их состояние; твор­ческое самочувствие и умение управлять психологическим со­стоянием; процесс общения; педагогическая импровизация и ин­туиция; практическое владение своей эмоционально-творческой природой; элементы актерского мастерства, оказывающие воспи­тывающее и психотерапевтическое воздействие на индивидуаль­ность студента.

Кроме этого, структуру творческой деятельности дополняют такие качества личности, как чувство увлеченности при решении педагогических задач, способность генерировать идеи, отражать и устанавливать новые связи между компонентами задачи, стре­миться к независимому суждению, самоорганизации и самообра­зованию (А. С. Косогорова).

Творческие проявления личности соединяются в своеобраз­ную триаду качеств: оригинальность как способность предлагать необычный способ решения проблемы и мыслить неординарно; чувствительность; интеграция как способность одновременно учитывать и объединять несколько противоположных условий, предпосылок, принципов.

Творческая индивидуальность проявляется и закрепляется в творческом стиле деятельности (Ю. Ю. Посталюк).

Категория «творческий стиль деятельности» является упро­щенным отражением реального творческого процесса, проявля­ется на уровне субъектов творчества как сложная многомерная система, основные компоненты которой — мотивационный, ин­теллектуальный, эмоционально-волевой. Содержание каждого реализуется через стилеобразующие черты творческой деятельно­сти и выражается в способности видеть и проводить педагогиче­скую «инструментовку» проблемы, находить индивидуальные способы решения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что творчество в педагогической практике проявляется: в эффективном примене­нии кем-то созданного опыта в новых условиях; в совершенство­вании известного в соответствии с новыми задачами; в освоении научных разработок и их развитии; в умении обосновывать ин­туитивные и заранее подготовленные решения; в умении фанта­зировать, видеть ближнюю и дальнюю перспективы; в умении развивать идею и видеть набор вариантов в ее решении; выявлятьранее непознанные закономерности обучения и воспитания; в умении вести экспериментальную, исследовательскую работу. Творчество для преподавателя является источником самовыраже­ния, самоутверждения. Развитие педагогического творчества пе­дагога — важная предпосылка успешного развития личности вс питанника.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: