ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»
2. МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Диффузный токсический зоб, микседема, эндемический зоб – наиболее распространенные заболевания щитовидной железы.
Диффузный токсический зоб (тиреотоксикоз) – заболевание в основе которого леежит гиперфункция щитовидной железы, ее гиперплазия и гипертрофия. Заболевание впервые описал итальянский врач Флаяни в 1802 году, а в 1840 году немецкий офтальмолог Базед, поэтому это заболевание называют еще «базедова болезнь». Тиреотоксикозом чаще болеют женщины возрастом 20 – 50 лет с возбудимой и лабильной нервной системой.
Микседема – это тяжелое заболевание, связанное со снижением функции щитовидной железы (гипотиреоз), чаще возникает в период снижения функции половых желез.
Эндемический зоб – это увеличение щитовидной железы, вызванное дефицитом йода в организме. Эндемический диффузный зоб – наиболее распространенная форма зоба, страдают около 200 млн человек в мире. Женщины им заболевают в 3–4 раза чаще, чем мужчины. Это связано с повышенной потребностью женского организма в гормонах щитовидной железы в период полового созревания, беременности и кормления грудью.
При этих заболеваниях отмечаются изменения сердечно – сосудистой, нервной систем и обмена веществ. При тяжелых формах заболевания больные теряют трудоспособность. Чтобы сохранить трудоспособность и предотвратить развитие осложнений, эти больные нуждаются в активной и систематической диспансеризации. Задачи медсестры заключаются в раннем выявлении этой патологии, что позволяет своевременно провести лечение и значительно улучшить прогноз. Роль медсестры в этом очень важна и необходима.
|
3. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные цели:
- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений,
- факторов риска возникновения заболеваний щитовидной железы;
- углубить знания студентов по лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы;
- развивать профессиональные умения по уходу за больными с заболеваниями щитовидной
железы.
Студент должен знать:
З.1. Анатомию и функции щитовидной железы.
З.2. Определение понятий «гипертиреоз », «гипотиреоз», «микседема», «эндемический зоб».
З.3. Причины развития и факторы риска.
З.4. Клинические проявления заболеваний. Этапы сестринского процесса.
З.5. Диагностику и лечение заболеваний щитовидной железы.
З.6. Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.
З.7. Значение ЗОЖ, принципов рационального и диетического питания.
Студент должен уметь:
У.1. Провести сестринское обследование пациента с заболеваниями щитовидной железы.
У.2. Выявить проблемы пациента.
У.3. Оказать неотложную доврачебную помощь при тиреотоксическом кризе, гипотиреоидной коме.
У.4. Измерить АД, провести термометрию, исследование пульса, записать полученные данные в температурный лист.
У.5. Провести взвешивание больного.
У.6. Подготовить пациента к УЗИ щитовидной железы.
У.7. Определить суточный диурез и водный баланс.
У.8. Выполнить все виды инъекций.
У.9. Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры.
У.10. Оформить сестринскую документацию.
У. 11. Обучить пациента и семью самоуходу (уходу).
У.12. Составить рекомендации по вопросам рационального и диетического питания.
|
У.13. Составить план профилактических мероприятий.
Способствовать формированию соответствующих ПК (2.1 – 2.2, 2.4-2.6) и ОК (2-3,4,8,12).
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
Воспитательные цели:
- способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
|
- добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
- акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;
- воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
- воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:
- уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;
- уметь анализировать свое поведение;
- воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.
- формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
- расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.
Развивающие цели:
- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
1. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.
2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416
Дополнительная:
1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.
2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.
3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.
4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.