Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.




Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства — долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

8.14. Основы Конституционного строя Российской Федерации

Ведущим принципом конституционного строя является гуманизм. Такой принцип позволяет подчеркнуть, что не человек создан для государства, а, наоборот, государство должно служить человеку. Государство регулирует поведение человека только в той мере, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. В этом смысле государство обязано признавать, обеспечивать и защищать человека.

В тоталитарных странах человек рассматривается как «винтик» единой государственной машины, который обязан беспрекословно подчиняться власти. Государство в таких условиях может в любой момент избавиться от неугодных. В соответствии с таким подходом власти могут высылать из страны и лишать гражданства тех, кто отстаивает свои права и критикует правящую элиту. В условиях современного российского государства подобное отношение к людям недопустимо.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ. Следует признать, что народ никогда не является единым в своих целях, ибо у каждой социальной группы существуют различные интересы. Поэтому важной гарантией реализации этого принципа выступает развитие и защита прав человека. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Этим закладывается гарантия против тоталитаризма, установления единоличной диктатуры.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Право на участие в осуществлении власти в таких формах принадлежит только лицам, которые являются гражданами РФ. Волеизъявления граждан могут осуществляться путем организации собраний избирателей, петиций, индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы.

Референдум — осуществляемое путем тайного голосования утверждение или неутверждение гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие или несогласие с действиями парламента, главы государства или правительства.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы.

Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они предоставляют гражданам право выбирать того, кто достоин исполнять те или иные государственные функции.

Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе равных возможностей для каждого гражданина. В этом заключается важная особенность народовластия.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право. Оно является составной частью конституционного права.

В понятие основ конституционного строя входят характеристики государства, которые закреплены в Конституции РФ. РФ является демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления.

Демократическое государство обеспечивает общие интересы всего народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Важнейшими признаками демократического государства являются реальная и представительная демократия.

Представительная демократия— осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены правом принимать законы. Представительные органы решают наиболее важные вопросы жизни людей (объявление войны, принятие бюджета, разрешение территориальных споров).

В России представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной думы ФС РФ и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации ФС РФ.

На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность какого-либо вмешательства со стороны. В то же время эта система носит целостный характер. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важный признак демократического государства. Следует заметить, что демократия — это не вседозволенность, однако и принуждение должно осуществляться только в соответствии с законом.

Государственное устройство РФ основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов. Некоторые из таких субъектов называются в Конституции государствами. Это республики. Однако республики не являются полностью независимыми, ибо они входят в состав единого государства.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных. Республики имеют свою конституцию и законодательство.

Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. При этом разграничиваются полномочия между органами государственной власти федерации и ее субъектами. Признается равноправие и самоопределение народов.

Во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты между собой равны.

Наше государство признано правовым. Такое определение предполагает соблюдение следующих принципов:

1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

2. Независимость судакак главного механизма гарантий прав и свобод.

3. Верховенство Конституциипо отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон не вправе исправлять Конституцию или противоречить ей.

4. Приоритет международного права.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

6. Разделение властей.

Российская Федерация признается социальным государством, то есть таким, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан. Оно защищает безработных, инвалидов, нетрудоспособных и иные категории граждан. В этих условиях у государства появляются социальные обязанности. Например, они направлены на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, социальных пособий.

Россия является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Они не вмешиваются в дела друг друга. При этом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. Закрепление светского государства не означает ущемление свободы веро­исповедания.

Государство не должно заниматься атеизмом или препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Россия провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

Экономической основой конституционного строя является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции. Свобода экономической деятельности позволяет людям беспрепятственно создавать, преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки. Однако государство не просто гарантирует подобную свободу, оно и регулирует ее. Так экономике придается социальная ориентация. В противном случае жесткие условия рынка привели бы к произволу со стороны предпринимателей по отношению к работникам. В нашей стране признается частная собственность, идеологическое и политическое многообразие.

8.15. Федерация, ее субъекты

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития нашей страны.

В 1990–1991 годах большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 ­года Федеративного договора, который 10 апреля 1992 года был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные области и автономные округа признавались субъектами Федерации. Самое же важное состояло в том, что Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации. Эти акции не решили всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.

Определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населения составляют русские, 3,7 % — татары, 2,9 % — украинцы, 1,2 % — чуваши, 0,9 % — башкиры, 0,7 % — мордва, 0,6 % — чеченцы и т. д. Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации с другой, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

Следует выделить юридические признаки Российской Федерации, которые позволяют отнести ее к числу федеративных государств:

1) территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные обра­зования, обладающие определенной учредительной вла­стью;

2) компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией;

3) в российском государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

4) субъекты Федерации обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы;

5) в России существует единое гражданство;

6) в российском парламенте — Федеральном собрании Российской Федерации — имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);

7) внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Российскую Федерацию в межгосударственных отношениях.

Российская Федерация — нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особое правовое, а по ряду позиций привилегированное положение в России занимают республики, автономные округа, автономная область.

Конституция РФ 12 декабря 1993 года заложила конституционные основы российского федерализма, среди которых выделяют: целостность и неприкосновенность российской территории; равноправие всех субъектов Федерации; строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; признания обладания государственным суверенитетом за РФ, а не за ее субъектами.

В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федерацию, выделяют два типа федераций: конституционные и договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия Конституции, а договорные ­возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений.

В науке конституционного права относительно юридической природы современной РФ высказываются разные суждения. Одни ученые считают, что закрепленая в Федеративном договоре система федеративных отношений позволяет считать Россию договорной Федерацией. Другие придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что отечественная Федерация имеет конституционную форму и именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и ее субъектами, обсуждаются вопросы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов. Тогда о договорной природе РФ в данном случае речи быть не может. Здесь следует учитывать, что концепция договорной феде­рации может служить идейным обоснованием распада федерации, т. к. ее субъекты, считая себя равноправными участниками договора, предусматривают возможность его одностороннего расторжения.

Категория суверенитета наиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать федерация для обеспечения ее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.

К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:

• верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

• территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

• право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. «к» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единые вооруженные силы (п. «м» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. «ж» ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);

• исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. «к» ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);

• управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. «д» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).

Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик.

Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства — государственный флаг, герб, гимн. В Российской Федерации они устанавливаются федеральным конституционным законом. Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации,­ поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом.

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа, по устоявшемуся в юридической науке мнению, определяется через предметы ведения и полномочия. При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:

• исключительную компетенцию федеральных органов власти;

• совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;

• исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.

К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов.

Предметы совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении Федерации, предполагают, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Исходя из смысла ст. 72 Конституции РФ, предметы совместного ведения можно условно подразделить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;

• защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Вопросы регулирования экономики, социального и культурного развития:

• разграничение государственной собственности;

• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• охрана памятников истории и культуры;

• координация вопросов здравоохранения;

• защита семьи, материнства, отцовства и детства;

• социальная защита, включая социальное обеспечение.

3. Вопросы экологии и экологической безопасности:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

• особо охраняемые природные территории;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

4. Вопросы деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:

• кадры судебных и правоохранительных органов;

• адвокатура, нотариат;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Здесь действует правило о том, что если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты Федерации вправе представлять федеральным органам государственной власти рекомендации о заключении международных договоров, касающихся их интересов.

Уже сложилась определенная иерархия правовых источников, регулирующих совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Здесь определяющим актом является федеральная Конституция. На ее основе принимаются федеральные законы, которым не могут противоречить законы субъектов Федерации. Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года к числу нормативных актов данной сферы правового регулирования отнесены договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Проблемы определения прав Федерации и ее субъектов в рамках их совместной компетенции, как показывает практика, являются одними из самых трудноразрешимых в федеративном строительстве. С одной стороны, здесь не предполагается жесткая регламентация на уровне федерального законодательства, с другой стороны, конституционный принцип равноправия субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти диктует необходимость установления на уровне Федерации единых принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Данную задачу сейчас решает упомянутый ранее Федеральный закон от 24 июня 1999 года, который сформулировал в качестве руководящих начал регулирования данной сферы отношений следующие принципы.

• Принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, в том числе договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ как предметы исключительного ведения Российской Федерации, так и предметы совместного ведения. При этом данные нормативные правовые акты не могут содержать положений, которые ведут к изменению конституционно-правового статуса субъекта Федерации, ущемлению или утрате основных прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности России и единства системы государственной власти.

• Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, который предполагает, что в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям российской Конституции, федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, должны действовать положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

• Принцип равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, который закрепляет равенство прав всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений.

Споры, связанные с разграничением полномочий, стороны должны решать путем переговоров, через согласительные комиссии, а в случае необходимости — в Конституционном суде РФ. При этом ранее заключенные договоры и соглашения должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством, на что новый Федеральный закон отводит достаточно большой срок — 3 года.

На момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в составе РФ было 89 субъектов федерации. Начиная с 2005 г. начался процесс укрупнения субъектов.

Первыми объединенными субъектами РФ стали: Пермский край, объединивший Пермскую область, и Коми – Пермяцкий и Красноярский край, объединившийся с Эвенкией и Таймыром.

На 2008 г. объединились еще три субъекта: Камчатский край в составе Камчатской области и Коряцкого АО, Забайкальский край в составе Читинской области и Ачинского Бурятского АО, Иркутская область объединилась с Усть – Ордынским Бурятским АО. В общей сложности к 2008 г. в составе РФ осталось 84 субъекта.

8.16. Законодательная, исполнительная
и судебная власть в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет принцип разделения и независимости властей. Высшим органом законодательной власти является Федеральное собрание, исполнительную власть возглавляет правительство, высшую судебную власть представляют Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума — нижней (это не установлено Конституцией). Государственная дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной думы основывается на принципах политического многообразия и ­многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.

Государственная дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. Государственная дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяется Государственной думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты. Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной думы. Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального собрания.

Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Государственная дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.»

Глава 5 Конституции Российской Федерации включает в себя основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч. 4 ст. 101 Конституции). Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст. 105 Конституции).

За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст. 101), а за Государственной думой — также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Существуют три основные группы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст. 101); по принятию федеральных законов (ст. 105). Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст. 103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной думы. К ведению Государственной думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государ­ственная дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной думы.

Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной думы.

В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в случае двухкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственной думой Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру.

Условием, сдерживающим свободу Государственной думы при определении своей позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111 Конституции, в которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. К исключительной компетенции Государственной думы отнесено решение вопроса о доверии Правительству (п.«б» ст. 103 Конституции), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и 144 Регламента, Государственная дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов. В случае, если Президент России не согласился с решением Государственной думы о недоверии Правительству, Государственная дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству.

Государственная дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека. Государственная дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются на срок, предусмотренный федеральным законом о Счетной палате. Государственной думой назначается Председатель Центрального банка.

Государственная дума может вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной думы. В Предложении должны быть конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации.

В ведении Государственной думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы — исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной думы. Объявление амнистии осуществляется Государственной думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Постановление об объявлении амнистии, подписывается Председателем Государственной думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.

В ст. 170 Регламента Государственной думы утвержден порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов: «Государственная дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента Российской Федерации, или по докладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты». В частности, Президент Российской Федерации в установленном порядке вносит в Государственную думу подлежащий ратификации Международный договор Российской Федерации с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимыми материалами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: