Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 9 глава




В-третьих, органы местного самоуправления решают следующие вопросы:

— социально-экономическое развитие территории;

— муниципальное образование и здравоохранение;

— охрана общественного порядка;

— обеспечение пожарной безопасности;

— управление муниципальной собственностью;

— содержание муниципальных дорог и транспорта;

— организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

— социальная поддержка населения;

— поддержание муниципальных средств массовой информации и многие другие.

В-четвертых, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Она создается из средств, получаемых в виде налога: на землю, на имущество физических лиц, с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, с различных продаж, курортного сбора и т. д.

7.10. Политическая культура

Политическая культура — комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности,­ определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.

Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей — нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы:

Формы политической деятельности — способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги и демонстрации, участие в выборах и референдумах и т. п.) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства и т. п.).

Стереотипы — образцы политического поведения в той или иной ситуации, могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьезных злоупотреблений властей практически никогда, в отличие от Запада, не обращаются в суд, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

Политические знания — теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений, доступ к информации о происходящих политических событиях.

Идеалы — оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие — либеральных (или идеалов свободы), третьи — националистических.

Ценности — внутренние привязанности, политические ориентиры, представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать — терпимость к различным мнениям (или наоборот — приверженность к общему взгляду на общественное развитие), равенство граждан (или привилегированность отдельных слоев), поиск компромиссов (или бескомпромиссность), патриотизм и т. д.

Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы, которые мы и рассмотрим ниже.

А. Патриархальная (могут быть и другие названия — традиционалистская и др.). Ее основным составляющим является отсутствие интереса граждан к политике. Данная позиция преобладает в отстающих в политическом развитии странах и регионах, где человек ограничивает свою деятельность местными делами.

Б. Подданническая. Характеризуется сильной ориентацией на официальные институты и низким уровнем самостоятельной активности граждан. Человек либо положительно, либо отрицательно относится к правительству, не готов к активному взаимодействию с властью и подчиняется ей в силу традиции или страха. Государства, где вся полнота власти принадлежит одному человеку или небольшой группе лиц, стараются формировать у населения именно такой тип культуры.

В. Активистская (иногда встречаются такие названия, как культура участия, или партисипаторная). Важнейшей характеристикой является заинтересованность граждан в политике и их реальное политическое участие.

7.11. Гражданское общество

Гражданское общество — совокупность отношений и объединений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового хара­ктера.

Современное гражданское общество отличают:

• высокий уровень политической культуры, уход от аморфности к вычленению, артикулированию, формулировке интересов тех или иных общественных объединений;

• повышение активности общественных объединений в жизни социума;

• распространение политических знаний, информации, развитие свободных средств массовой информации.

Главная цель функционирования гражданского общества — обеспечение прав человека, жизни, достойной для свободного развития личности. Институты гражданского общества, в отличие от государственных, возникают снизу. К ним со временем может переходить и часть функций государства.

Основы гражданского общества

Экономическая   Социальная   Политическая   Духовная  
Частная собственность гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости личности; экономическая свобода производителя и потребителя; зрелая рыночная экономика и конкурентная среда. Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, деятельность монополий ограничивается государством Сложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества. Высокий уровень жизни значительной части населения, некритический уровень социального расслоения в обществе (разрыв между богатыми и бедными слоями не превышает 5–6 раз); действует система социального партнерства Демократические традиции, парламентаризм, политический плюрализм и конкурентная среда, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, ее доступ к СМИ; реальная многопартийность; разделение и независимость властей; система сдержек и противовесов между центрами силы; реальная ответственность власти перед обществом, антикоррупционная среда. Узаконенное лоббирование Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоев населения; формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории; высокий уровень общей, политической и правовой культуры; утверждение ценностей ненасилия, политкультурности; уважения к традициям разных народов и вероисповеданий

 

Немецкий политолог Р. Дарендорфписал о гражданском обществе: «Фактически гражданское общество — общий знаменатель демократии и эффективной рыночной эконо­мики».

В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом.

Непременной составляющей гражданского общества являются и независимые интеллектуалы. Свободная страна нуждается в критиках, не связанных со структурами власти.

В качестве основных функций гражданского общества может быть названо:

•гражданский контроль за деятельностью органов власти на всех уровнях;

•проведение мониторингов деятельности властных органов, проводимых реформ;

•проведение общественной экспертизы законопроектов, утвержденных законов;

•проведение общественных расследований определенных событий, например, трагедии в Беслане;

• проведение научно-исследовательских работ по анализу проектов реформ и результатов уже проведенных реформ;

• выработка инноваций, альтернативных проектов развития общества;

• продвижение гражданских инициатив;

• осуществление правозащитной деятельности;

• осуществление социальных проектов;

• активное участие в деятельности органов местного самоуправления и т. д.

Предпосылки и условия развития гражданского общества в РФ:

— достаточно высокий образовательный потенциал;

— интерес граждан к общественной жизни;

— осознание своих интересов, отличных от интересов властей;

— контакты россиян с мировым сообществом, в современном мире невозможно развиваться изолированно от магистральных тенденций развития.

К наиболее активным отрядам граждан можно отнести движение пенсионеров, студенческие движения, весьма организованно действуют педагоги, врачи, активизировались ученые и преподаватели ­вузов.

Достаточно серьезная критика непродуманных и вследствие этого весьма непредсказуемых реформ в области социальной сферы проводится как раз общественными организациями.

Значительный потенциал имеется и у предпринимательских сообществ. Несмотря на достаточно сложные объективные условия формирования основ гражданского общества, процесс этот, безусловно, в нашей стране идет. Действует ряд организаций, обладающих признаками гражданского общества — инициатива, осознанный интерес, критика официальных властей, стремление отстаивать свои интересы. В демократическом обществе народ контролирует три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную — при помощи разветвленной сети специальных институтов, которые предают всеобщей гласности неправедные или незаконные поступки государственных служащих, критикуют принимаемые решения, доводят до власть предержащих мнение населения по самому широкому кругу вопросов. Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие так называемую «четвертую власть», публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. За критические выступления журналисты нередко подвергаются гонениям, травле и преследованиям.

Кроме СМИ, в гражданском обществе функционируют и другие институты общественного контроля. К ним, в частности, относятся общественные объединения юристов, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры, институт присяжных. Общественные приемные — это площадка для диалога между властью и обществом, один из структурных компонентов института общественно-гражданского контроля деятельности чиновников. Они создаются в каждой области и регионе. Жителей чаще всего волнуют: вопросы нарушения прав граждан, зачастую вызванные неправомерными действиями правоохранительных органов, юстиции, а также неисполнение судебных решений. Несколько выше процент жалоб социального характера и обращений, связанных с преодолением административных барьеров при развитии предпринимательства.

С 1 июля 2005 года вступил в силу федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации». В соответствии с законом, Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики Российской Федерации, учета общественных инициатив и интересов россиян, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. В состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Согласно закону, Общественная палата должна стать независимым институтом, который сможет осуществлять общественную экспертизу законодательной деятельности Федерального собрания, а также проводить контроль за деятельностью исполнительной власти. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.

Институт парламентских расследований существует во всех странах мира, в том числе и в России. В российском парламенте неоднократно создавались комиссии по расследованию тех или иных событий. В частности — факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, обстоятельства, связанные с возникновением и негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, расследование причин и обстоятельств трагических событий в Беслане, расследование деятельности Новороссийского порта, комиссия Совета Федерации по расследованию причин ­финансового кризиса 17 августа 1998 года, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Парламентские расследования, согласно законопроекту, также прекращаются в случае принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых обстоятельств. При этом парламентарии не могут расследовать деятельность президента и органов судебной власти по осуществлению правосудия, а также деятельность органов следствия и факты, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.

Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов — важный институт гражданского общества, который позволяет сократить масштабы неправомерных действий правоохранителей и помочь людям, пострадавшим от произвола.

7.12. Правовое государство

Термин «правовое государство» впервые введен немецкими учеными К. Т. Велькером и Й. Ф. фон Аретином. Но о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI века до н.э. греческий правитель Солон. В Древнем Риме возникло разделение властей как основная предпосылка правового государства. А сама концепция сложилась в XVII–XIX веках в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. Первые правовые государства появились в Англии, Франции и США.

В основе правового государства лежит стремление оградить граждан от диктатуры и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, фундаментальные права личности на жизнь, безопасность, свободу, собственность. Это возможно лишь при разграничении государства и гражданского общества.

В России интерес к правовому государству начал проявляться только в 80-х годах ХХ века. До этого государственная власть опиралась на идеологию, а не на право.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути имеют надклассовый и общечеловеческий характер. В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противоречащие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальной жизни.

Определения понятия «правовое государство»

Приведем несколько встречающихся в общественных науках определений правового государства:

•«Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы. Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

• «Государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности».

• «Правовое государство — система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей, признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса».

• «Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан».

Принципы правового государства

Среди основных принципов правового государства главными можно назвать следующие:

— признание народа единственным источником власти, законы могут быть приняты только компетентными органами, уполномоченными на это народом (ст. 3 Конституции РФ);

— верховенство права, законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой (ст. 4, 15);

— верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

— признание прав человека (ст. 2);

— равенство всех перед законом (ст. 19);

— гарантии от злоупотреблений власти;

— разделение властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (ст. 10, 46, 53);

— разрешение всего, что не запрещено законом, свобода (ст. 45);

— соблюдение иерархии законов, они не должны противоречить конституции и друг другу;

— презумпция невиновности — только суд может признать человека виновным (ст. 47, 22);

— принцип взаимной ответственности государства и граждан, гарантированный независимым характером суда (ст. 32, 33);

— отделение идеологии от государства (ст. 13);

— парламентаризм и конституционализм;

— отделение церкви от государства;

— различные политические партии и организации;

— приоритет свободы перед равенством.

В правовом государстве господствует право, понимаемое в духе естественных прав человека, присущих каждому индивиду от рождения как разумному и свободному существу. Эти права не должны нарушаться государственными законами.

Основополагающими принципами правового государства являются порядок в государстве и защищенность гражданина.

Самоочевидными признаками демократического правового государства являются:

— право участия в политическом процессе;

— соблюдение определенных правил игры между политическими партиями и группами;

— смена власти в процессе всеобщих выборов на всех уровнях власти.

Предпосылки создания и функционирования
правового государства

— Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность индивида.

— Режим демократии, предотвращение попыток узурпации власти.

— Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

— Юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, что обеспечивает уважение закона.

— Формирование гражданского общества, удовлетворение прав и интересов граждан на основе самоуправления и свободы.

7.13. Человек в политической жизни. Политическое участие

Под политической социализацией понимается процесс приобщения человека к различным формам участия в политической жизни, включающий в себя ознакомление с представлениями о политике и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни, развитие навыков анализа политических документов, ценностную ориентацию на активную роль по отношению к политике, понимание народа источником власти и возможность критической оценки тех или иных действий правительства.

В политологии выделяют два основных этапа политической социализации:

1. Первичный — на этом этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации через мнения и оценки окружающих (родителей, друзей, учителей, родственников и знакомых). Появляется определенное отношение к политике, возникает опыт взаимодействия с властью. Важную роль играют здесь такие институты, как семья, детский сад, школа, средства массовой информации.

2. Вторичный — расширяется самостоятельный политический опыт, человек сам вырабатывает мнения и взгляды на политику, он меньше поддается давлению извне и перестает подражать суждениям окружающих. Начинается участие в политических организациях, партиях, общественных объединениях. Теперь решающее воздействие оказывают профессиональные и другие союзы, государственные органы, средства массовой информации. Важнейшим примером политического участия является участие в выборах.

Основные категории участников избирательного процесса — избиратели, кандидаты, избирательные комиссии, избирательные объединения (блоки, партии и др.), средства массовой информации, наблюдатели, общественные организации.

Избирателями обычно являются все граждане, достигшие определенного возраста (как правило 18 лет), находящиеся на свободе и обладающие нормальной психикой. Иногда могут быть установлены условия постоянного проживания на одном месте, а для эмигрантов — определенного количества времени, прожитого в стране. В недемократических странах существуют и другие ограничения. Все граждане, участвующие в голосовании, обладают активным избирательным правом. Часто встречается такое название, как электорат (лат. elector — избиратель) — так именуются граждане, имеющие право голоса для участия в политических выборах. Их поведение на выборах зависит от рода деятельности, уровня доходов, религиозных убеждений, этнической принадлежности, места проживания, предвыборной пропаганды и других факторов.

Кандидатами также становятся граждане, но чаще всего на несколько иных условиях. Они должны обладать пассивным избирательным правом. Часто возраст должен быть старше 18 лет, надо в течение определенного времени быть гражданином страны, а иногда обязательно требуется родиться в стране (президентом США может быть только тот, кто родился на территории этого государства).

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии, составляющие списки избирателей, регистрирующие кандидатов, следящие за соблюдением законов, организующие сам ход голосования.

Избирательные объединения могут быть самых разных видов и форм (партии, движения, союзы, блоки, организации и т. п.). Они проводят агитацию, распространяют свои программы и лозунги в массах, собирают подписи для выдвижения кандидата и т. д. Блоками называют объединения политических структур, имеющих общие цели. Партии, вошедшие в избирательный блок, договариваются о разделе депутатских и правительственных мест, а также о формах взаимодействия — совместных обращениях к населению, выдвижении общих кандидатов или их списка на выборах, выработке единой идейно-теоретической платформы, образовании коалиционного правительства, организации митингов, демонстраций и т. п. Избирательные блоки могут быть местного или общепартийного руководства.

Средства массовой информации главным образом информируют граждан, давая им возможность разобраться в своих симпатиях и антипатиях. Газеты, журналы, телевидение, видео, компьютерные системы содержат обзор политических событий, освещают личные и деловые качества кандидатов. Вместе с тем нередко средства массовой информации могут давать искаженные сведения, поэтому очень важно, чтобы они были не только максимально независимы (на практике этого добиться практически невозможно), но и существовали в условиях конкуренции.

Роль заинтересованных или независимых контролеров выполняют в избирательном процессе наблюдатели от политических партий, общественных организаций, международных объединений. Они следят за соблюдением законов накануне голосования и в момент волеизъявления, а также за честным подсчетом голосов.

Право избирать и быть избранным является одним из важнейших прав человека и закреплено в Конституции страны. Однако недостаточно просто установить это право. Справедливыми будут считаться только те выборы, в которых не использовались незаконные формы и методы агитации.

Основными формами агитации в ходе избирательной кампании являются: проведение предвыборных собраний и митингов, публикация статей и памфлетов в средствах массовой информации, распространение афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению, рекламные ролики.

Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат. absentia — отсутствие) — уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде — и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня, даже некоторые демократические государства, устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет остается на совести каждого человека, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25 % граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит, меньше денег будет выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т. п. Почему же так происходит?

Причины абсентеизма могут быть разными:

1. Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя «уйти» от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.

2. Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило, это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.

3. Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.

В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным.

Раздел 8
Право

8.1. Право в системе социальных норм

Пока общество не было строго разделено на бедных и богатых, для всех его членов существовали единые правила поведения: ритуалы, обряды, обычаи, религиозные и другие нормы, в рамках которых были созданы свои устойчивые правила человеческого поведения. Они помогали людям выжить и регулировали повторяющиеся типичные ситуации, последствия которых человеку были уже известны. Создавая эти нормы, наши предки пытались предотвратить опасность, защитить себя и других, научить чему-то своих детей.

Социальные нормы — это общепринятые правила поведения людей, их объединений в обществе, которые регулируют взаимоотношения сторон.

Социальные нормы (общественные правила поведения) должны быть четкими, непротиворечивыми, понятными и справедливыми с точки зрения уважаемых в обществе общечеловеческих ценностей. Они нужны для того, чтобы предотвратить хаос, внести организованность в совместную жизнь людей.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые, правовые и другие нормы. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят, таким образом, в привычку поведения людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения. Долгое время обычаи регулировали самые важные стороны жизни народов пока на смену им не пришло право. Тем не менее свое первоначальное значение обычаи не утратили во многих регионах мира. В России они продолжают оставаться важными образцами поведения у народов Севера, Кавказа и ряда других регионов. Сегодня обычаи являются не только правилами поведения, но и способом сохранения самобытности и культуры народов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: