Конфликт с внешней средой – неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, некоторые представители интеллигенции, отдельные журналисты. В нормальном демократическом обществе каждый имеет право выступить с критикой государственной политики и положения в стране, а недовольные люди могут повлиять на ситуацию в ходе выборов в органы власти. Если же законы не предусматривают открытых путей разрешения конфликта или народ в них разочаровывается, то возникают тайные общества, распространяется запрещенная литература, поднимаются восстания.
Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обязательно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели и ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели – защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия. Наконец, в результате конфликта у всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, принятие новых законов и принципов управления.
Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни в любую минуту могут вспыхнуть огнем нового столкновения.
|
6.16. Конституционные основы национальной политики
в Российской Федерации
Россия — многонациональная страна. Века и века, словно в огромном плавильном тигле, смешивает и соединяет она судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. И все они становятся россиянами. Это и финно-угорские народы — мурома, весь, водь, чудь, корела, меря, что издревле проживали в соседстве со славянским племенем, ассимилируясь с ним. Историки спорят о происхождении племени вятичей, живших от начала Руси между верхней Волгой и Окой, в тех местах, где сейчас расположена столица России — Москва. Славяне ли они? Или угро-финны? А может, и та и другая кровь текла в их жилах? Да и само имя Москва — не угро-финского ли происхождения, ведь «ва» означает на этом языке «вода».
Мощный поток своей крови и силы влили в Русь и тюрко-монгольские народы, Великая степь — хазары, торки, печенеги, половцы, позднее монголы. И не только кровь, но и обычаи, обряды, одежду, язык. Мы уже трудно представляем себе, что были времена, когда русская женщина не носила сарафана, а только рубаху. От истоков своих Русь складывается как полиэтничная государственность. С течением времени изменяется сам облик россиян, черты лица, цвет волос, глаз. Шире становятся скулы, темнее и жестче волосы, глаза привыкают смотреть в лицо степному ветру. Интересен в этой связи скульптурный портрет — реконструкция князя Владимиро-Суздальской земли Андрея Юрьевича Боголюбского. Его облик схож скорее всего с обликом матери — половецкой княжны.
|
Многое, многое в нас от них, пришельцев из Азии, детей степи. Послушайте музыку «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь». В ней безбрежность и вольность степи, ее удаль, необузданный порыв, только мечется пламя костров. Мог ли написать композитор такую могучую музыку, если бы не текла в жилах многих из нас кровь степняков? «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами» (А. Блок). Недаром прошли на Руси века ига. Князь Николай Трубецкой отмечал: «Иго есть не только несчастье, но и школа».
Русь — держава, царство, империя ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов.
У А. С. Пушкина находим строки о том, что «только в империи россиянин может быть свободным». От кого и от чего? От этнической изоляции, замкнутости в своем узком мирке.
И сегодня огромное евро-азиатское пространство населяет целый конгломерат народов. Но все они — россияне.
Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов — русский и российский. Чем они отличаются? Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии, к примеру, Выборгского воззвания депутатов разогнанной царем 8 июля 1906 года 1-й Государственной думы. Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом — «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась — «Ко всем гражданам России!», и, наконец, в окончательном виде документ начинался словами — «Народу от народных представителей!».
Расширяя землю, присоединяет Русь все новые и новые народы. Каждое столетие делает палитру народов нашей страны все более и более многоцветной. Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей.
|
Сегодня мы пытаемся решить проблемы, которые существовали в царской России, были при советской власти и необычайно активизировались в последнее время. В целом их можно назвать национальным вопросом. Под национальным вопросом понимается проблема равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства.
Распад СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. В ряде республик в начале 1990-х годов появились националистические силы, провозглашающие курс на отделение от России и образование самостоятельных государств.
Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис в Чеченской республике. После затяжного противостояния сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России — Москвой и столицей Чеченской республики — Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта.
Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость. Необходимы согласованные действия как центральных, так и местных властей по сохранению этнической самобытности этих народов, их уникального древнего языка и культуры. В ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии. В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе. Чем больше языков ты знаешь — тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних.
Национализм не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашистской агрессии. Однако в период резких перемен в обществе, снижения уровня жизни населения повышается число людей, недовольных своим положением. На этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к врагам и все неудачи списывать на заговор отдельных стран и наций. Поэтому нужно внимательно относиться ко всем проявлениям ксенофобии в окружающем нас мире, выступать против малейшего проявления национальной нетерпимости, розни, оскорбления людей за то, что они говорят на другом языке, придерживаются иной веры.
Познакомимся с основными положениями нормативных документов, принятых в РФ в рамках государственной национальной политики.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения)
«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:
— стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;
— возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;
— потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;
— стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России».
На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.
После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.
Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.
На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.
Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ.
Узловыми проблемами, требующими решения, являются:
— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
— поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.
Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.
На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений.
Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений.
В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.
Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Раздел 7
Политика
7.1. Власть, ее происхождение и виды
Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть. Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.
В древности основу власти составлял авторитет — влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.
Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.
Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:
• Экономические ресурсы, к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.
• Силовые ресурсы: армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня сила государства в силе законов, в четком исполнении законов и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.
• Социальные ресурсы: престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.
• Информационные ресурсы, являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту — людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.
В политической науке выделяется несколько видов власти.
Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).
Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.
Социальная власть — установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей — статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.
Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.
Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.
Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.
Существуют и другие основания для классификации власти:
•по сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т. п.);
•по функциям (законодательная, исполнительная и судебная);
•по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).
7.2. Политическая система, ее структура
и функции
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:
1) участие в делах государства;
2) историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
3) политика — наука государственного управления (В. И. Даль). Политик, по Далю, это «умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать»;
4) политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
5) политика — искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Политическая деятельность — это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.
Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:
•выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
•определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
•подбор и расстановка кадров.
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.
Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.
Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.
Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.
Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.