Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 2 глава





Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:

Виды социальных групп

Основания классификации групп   Тип группы   Примеры  
По количеству участников   малые     средние   большие семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета этносы, конфессии, программисты
По характеру отношений и связей   формальные     неформальные политическая партия, трудовой коллектив   посетители кафе
По месту жительства   поселенческие   горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы  
В зависимости от пола и возраста   демографические   мужчины, женщины, дети, старики, молодежь  
По этнической принадлежности   этнические (этносоциальные)   русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы  
По уровню дохода   социально-экономические   богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)  
По характеру и роду занятий   профессиональные   программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари  

 

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство — принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отноше­ниям.

Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников — поиск добычи; коллекционеров — стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии — переживания по поводу прочитанного; меломанов — впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих — в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.

Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп — люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы — банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины — тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь.

В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества — огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост — одна из основных задач государственной поли­тики.

6.3. Социальный статус

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.

Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей. Все статусы делятся на две большие группы — исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.

Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы. Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие — абсолютное большинство жителей страны — было лишено гражданских прав.

В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный (положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).

6.4. Социальная роль

Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской, социологической мысли подобное понятие было введено более полувека тому назад.

Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене.

Древние греки говорили, что жизнь — театр, а человек в ней — актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые играются на сцене под названием «повседневная жизнь». Вы просыпаетесь рано утром, и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника­ и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице — футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности.

В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки или музея.

Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение — то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а поведение покупателя не может переноситься в школу. Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Есть они и у учащихся.

Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Исторические и национальные особенности значительно влияют на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т. д.

Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом.

Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую.

Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука или внучки, сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской­ компании во дворе или на даче, члена фанатского ­объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т. д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека, уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформиться на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые.

И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми. Футбольными болельщиками, посетителями интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов.

6.5. Неравенство и социальная стратификация

Некоторые примеры, которые мы привели, являются отражением существующего в обществе неравенства. Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений. Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определенные, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых и презираемых, достигших успеха и неудачников.

Сословная структура была более характерна для древнего и средневекового общества, которые принято называть традиционными. Сословие — это группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Некоторые из сословий имели привилегии — особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счет других. Так, в Российской империи привилегированным сословием было дворянство. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причем родителей даже отдельно от детей.

С началом промышленной революции структура общества изменилась, вместо сословий появились классы. Классовое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к собственности, по размеру получаемых ими доходов. Принадлежность к классу не передается по наследству, переход из одного класса в другой никак не регламентируется, многое зависит от самого человека. В XIX веке основными классами в ведущих странах мира стали буржуазия и пролетариат (наемные рабочие). Именно тогда появилась теория К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом делении общества. Они полагали, что классы всегда противостоят друг другу, находятся в состоянии борьбы, и эта борьба между ними является движущей силой истории. Сначала противоборствующими классами были рабы и рабовладельцы, затем — феодалы и зависимые крестьяне и, наконец, — рабочие и буржуазия.

Современное обществознание трактует понятие класса несколько иначе. Важным признаком классовой принадлежности считается определенный образ жизни, обусловленный профессией и уровнем дохода. В структуре общества сегодня принято выделять три основных класса:

высший, к которому относят банкиров, работодателей, владеющих производством и контролирующих его, топ-менеджеров, выполняющих ведущие управленческие функции;

средний — служащие и квалифицированные рабочие, коммерсанты с определенным уровнем дохода;

низший — работники без специального образования, обслуживающий персонал.

В особую группу также включают людей, работающих на земле, — фермеров, крестьян. Конечно, подобное деление предельно условно, а реальное распределение людей по общественным группам значительно сложнее.

В каждом обществе в разные исторические периоды были люди, которые не относились к утвердившимся группам и слоям. Они занимали как бы пограничное, промежуточное положение. Такое состояние в науке именуется маргинальным, а самих этих людей называют маргиналами.

Маргиналы — люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам. К примеру, с началом промышленного переворота в странах Европы и в России часть крестьян вынуждена была переселяться в города, искать там работу, приспосабливаться к новой жизни. Но не каждому крестьянину по душе городские условия, ритм городской жизни. Переселенцы чувствуют себя в этой новой среде чужими. Душой и умом они все еще остаются крестьянами, живущими в небольшой деревне, со своим укладом.

Можно привести и другой пример. Некоторые представители русской интеллигенции, радикально настроенной и отрицательно относящейся к самодержавию, государственным и общественным порядкам Российской империи, отказывались от своей принадлежности к господствующим слоям в обществе и заявляли о переходе на позиции угнетенного народа. Они провозглашали себя выразителями интересов крестьян, рабочих. Положение таких людей тоже можно назвать маргинальным.

В современной России тоже есть проблема маргиналов. Например, человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом. Его неуверенность в себе, в своем будущем может обернуться деструктивными действиями, недовольством существующими порядками.

Со временем маргиналы могут сформировать в новую устойчивую группу людей. В современном мире, где рамки социальных групп очень подвижны и люди могут переходить из одной в другую, возникновение маргинальных групп является важным источником изменения и развития общественной структуры.

От маргиналов следует отличать люмпенов. Люмпены – это группа людей, опустившихся на социальное дно, лица без определенного места жительства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состояния общественных структур. Общество как бы выбрасывает люмпенов из социальной жизни, из нормального круга человеческих отношений.

6.6. Социальная мобильность

В течение жизни человек часто переходит из одного статуса в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, под которой понимается совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса. Представьте себе, что в нашем общественном многоэтажном доме, или внутри пирамиды, встроенные лифты. Сел в кабинку такого лифта и поднялся на несколько этажей вверх, или же, напротив, опустился вниз. Подобные перемещения и отражают суть социальной мобильности. А в качестве подобных лифтов русский философ П. Сорокин рассматривал различные общественные организации — школа, армия, церковь. Перемещения могут осуществляться не только по вертикали. Это только один вид мобильности — вертикальная, которую, в свою очередь можно рассматривать как восходящую, если человек поднялся вверх, или нисходящую, если он опустился вниз общественной иерархии. Люди могут переходить из одной группы в другую и на одном уровне. Такой вид мобильности называется горизонтальной. Примером подобной мобильности может служить переход врача из одной поликлиники в другую, переезд в новый район города в связи с переменой квартиры и т. д.

Социальная мобильность может подразумевать изменение статуса детей по сравнению с их родителями; такая мобильность называется межпоколенной, или долговременной (в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей); помимо этого, один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию; такая мобильность будет называться внутрипоколенной, или кратковременной.

Существуют и другие классификации мобильности: географическая (подразумевает не изменение статуса или ­группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса), индивидуальная (перемещение человека, происходящее независимо от других лиц, его карьерный рост), групповая (коллективные перемещения, появление новых классов после революций или войн), организованная (перемещение человека или групп людей под управлением государства — раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселение), структурная (вызывается изменениями в организации производства и происходит помимо воли людей, например сокращение или закрытие предприятия).

Существует несколько способов, к которым может прибегнуть человек в процессе социальной мобильности:

1) Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня необходимо: устройство квартиры, книги, машина и другие вещи, которые должны соответствовать новому статусу. Материальная культура — самый распространенный способ приобщения к более высокому статусному уровню.

2) Развитие типичного статусного поведения. Личность не будет принята в новый статус, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы без усилий следовать им. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто специально готовят к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам.

3) Изменение социального окружения. Налаживание контактов с отдельными людьми и группами того статусного слоя, в который интегрируется человек.

4) Брак с представителем более высокого статусного слоя. Предоставляет возможность быстрого подъема. Такой брак может быть полезен только в том случае, если человек из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

В разные времена и эпохи уровень мобильности в обществе был различным. Например, в средневековом обществе он был крайне невысок. Человек был словно втиснут в рамки своего сословия, общины. Классический пример ограничения социальной мобильности в России — крепостное право. Подавляющее большинство жителей российского государства, и крестьяне и посадские, были прикреплены «Соборным уложением» царя Алексея Михайловича к своему месту жительства. Более того, существовала еще и личная зависимость крестьян от помещиков. Во времена Петра Первого крестьянин не мог без паспорта отъехать более чем на 30 километров от своего дома. Прикрепляли петровские указы и священников к приходам, и монахов к монастырям. Для многих средневековых обществ были характерны подобные ограничения мобильности.

Но и в прошлые времена были примеры перемещения людей по социальной лестнице. Вспомним хотя бы историю патриарха Никона. Сын мордовского крестьянина Никита Минов сделал успешную карьеру в рамках церковной организации, возвысился до сана патриарха — главы Русской православной церкви. Или же А. Д. Меншиков — всесильный фаворит и сподвижник Петра Первого. Простолюдин, в молодости торгующий с лотка пирожками, достиг высших в государстве должностей, обрел гигантское состояние, измеряемое в пересчете на современные цены 500 мил­лионами долларов. Но подобные примеры все-таки исключение из правил.

Современное общество считается обществом с высоким уровнем социальной мобильности. И действительно, люди перемещаются не только из одного района своей страны в другой, но и спокойно пересекают границы, получают образование за рубежом. Рост социальной мобильности — неотъемлемая черта сегодняшней жизни молодых россиян. Если в прежние времена люди могли всю жизнь прожить в своем селе или маленьком городе, проработать на том же предприятии, что и их родители, то теперь такие ­явления — ­редкость. Введение в систему российского образования единого государственного экзамена существенно повысило уровень мобильности. Выпускник, закончивший школу в отдаленной от столицы местности, может прислать результаты своего экзамена в любой столичный вуз, быть зачисленным в студенты. Способствует перемещениям людей и служба в армии. Поэтому нужно заранее быть готовым к тому, что придется менять место работы, быть мобильным, легким на подъем.

Нельзя не сказать и о таком факторе развития социальной мобильности, как трудовая миграция. Люди переезжают из тех регионов, где трудности с поиском работы в регионы динамично развивающиеся, где существует традиционный спрос на рабочие руки.

6.7. Социальные нормы

Важную роль в обществе играют правила поведения, сложившиеся на протяжении его развития и упорядочивающие многообразные общественные отношения. В социологии под социальными нормами понимаются предписания, требования, рекомендации и ожидания, образцы поведения, которым должно соответствовать поведение людей. Нормы определяют должное, социально одобряемое, допустимое, а также то, от чего следует воздерживаться.

Нормы представляют своего рода идеал, и зачастую находятся в конфликте, противоречии с реальностью. Подлинные действия людей далеко не всегда соответствуют принятым нормам, и, напротив, норма далеко не всегда соответствует типичной картине поведения.

Значение норм в обществе весьма велико. Они объединяют, координируют деятельность людей, помогают освоить жизнь в обществе новому поколению, то есть способствуют социализации. Иногда нормы могут стать отличительным признаком определенных групп. Например, накачанные бицепсы, бритые головы отличают так называемых «скинхедов». Социальные нормы могут быть универсальными, а могут распространяться только среди определенного круга людей. Такие нормы можно назвать «групповыми привычками». К примеру, нормы могут существовать в рамках одной семьи, фирмы, дружеского круга.

Известны случаи, когда один из членов рода нарушает установленные в семье правила, допустим, женится на представительнице иного социального круга, сословия. В таком случае члены его семьи, клана могут объявить ему «бойкот», прекратить с ним всякие контакты и общение. Примеры действия подобных норм часто встречаются в произведениях английских писателей. Крайне важны традиции рода у народов Кавказа - нельзя обидеть гостя, отказать ему в крове, пище, воде.

Немало норм складывается в трудовых коллективах. Например, футбольная команда, которой не нравится вновь назначенный тренер, будет негативно относиться к тем игрокам, которые нарушают общее согласие и выполняют установки данного тренера на игру.

Нормы, утвердившиеся в больших социальных общностях, обществе в целом, принято называть общими правилами.

С точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:

Моральные нормы (называемые также этическими) — соответствующие представлениям людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения, авторитета.

Правовые нормы — выражающие волю государства, сформулированные и закрепленные в издаваемых государством нормативных актах, обеспечиваемые силой государственного принуждения. Нормы права носят общеобязательный характер.

Политические нормы — распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, отношения между государствами.

Религиозные запреты и предписания распространяются среди приверженцев определенных конфессий. Эти нормы содержат в себе элементы моральных и правовых норм.

Эстетические нормы — соответствующие представления, сложившиеся в обществе о прекрасном и безобразном.

Можно выделить в определенную группу также традиции, обычаи, ритуалы, нравы, привычки. Главное в обычаях и традициях — это превращение в норму тех образцов поведения, которые многократно повторяются в обществе, переходят из поколение в поколение.

Особую значимость имеют для общества правовые нормы. Поэтому следует остановиться на них более подробно. Еще с древних времен люди полагали, что в основе права лежит мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и его же, человеческой, несвободы. Оно как бы определяет ту рамку, за пределы которой, с одной стороны, не может выходить в своих действиях человек, а с другой стороны, государство, общество ограничено этой же рамкой в своем воздействии на личность гражданина. Говоря о праве, мы выделяем два его признака. Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право — это то, чем мы владеем от рождения. Права индивидуализируются, их носителями становятся люди — граждане. В этом смысле право — это то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Это установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству. Осмысление сути и назначения права начинается вместе с зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств.

Юристы выделяют следующие черты права: во-первых, право представляет собой единственную систему правил поведения, обязательных для всех членов общества без исключения. Другие же правила распространяются на отдельные группы людей. К примеру, обычаям следуют люди, либо проживающие в той местности, где чтятся обычаи, либо принадлежащие к определенному сословию (казачество, духовенство, купечество), в среде которых приняты данные правила. Можно привести и иной пример — устав какой-либо общественной организации. Его положения будут распространяться только на членов этой организации. Если в Уставе Общества борьбы за трезвость записано, что его членам воспрещается употреблять спиртные напитки, это не означает, что данной установки будут придерживаться люди, не состоящие в членстве Общества. Религиозные заповеди, ритуалы, обряды также будут различаться у представителей разных конфессий (вероисповеданий). Существуют свои ритуалы у религиозно-философских объединений, политических партий. Все это не относится к сфере общеобязательного, к сфере действия права.

Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, в то время как все иные социальные нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством, или же, напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений. Отличается и сама степень обеспеченности норм. Правила, установленные общественными организациями, могут быть гарантированы и обеспечены только силой мнения самих членов организации. Если же они нарушены, например, член политической партии не выплачивает положенные по уставу взносы или не выполняет решения вышестоящих органов, государство в данном случае не вмешивается в конфликт, остается нейтральным. То же самое относится и к невыполнению верующими предписанных религией ритуалов. Запреты, обряды, установления обеспечиваются только силой мнения данной религиозной общины, а также церковью.





Читайте также:
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.032 с.