Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 3 глава




В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством. Все другие правила либо возникают ­стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, существуя в виде убеждений, общественного мнения, морали, обычаев, традиций, либо вырабатываются и принимаются общественными организациями.

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в четко определенной форме, закреплены в законах, судебных решениях, постановлениях административных органов. Нормам права присуща внутренняя логика, единство, непротиворечивость. Все остальные нормы могут существовать и в неформализованном виде, не быть закрепленными на бумаге.

6.8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение — это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения — негативное и позитивное.

Негативное отклонение — это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социально одобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия — санкций.

Позитивное отклонение — девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как разнятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция законом запрещены.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение — нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.

Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность — воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. У него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила, где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.

6.9. Социальный контроль

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам, и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем в науке понимается совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще­ может ­утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами, человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции. Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции — это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правом назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

Виды санкций

Вид санкции   Примеры  
Позитивная формальная   Государственная награда, премия, вручение почетных знаков, грамот, присвоение титула  
Негативная формальная   Лишение свободы, штраф, увольнение с работы  
Позитивная неформальная   Похвала, комплименты, аплодисменты  
Негативная неформальная   Осуждение, критика, насмешка, жалоба  

 

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

6.10. Семья и брак как социальные институты

История искусства домостроения у человека уходит в глубь тысячелетий. Остатки древнейшего известного жилища датируются почти двумя миллионами лет. Общественные отношения у людей, начавших жить в отдельных жилищах, не могли быть стадными, они выступали в форме семейно-родовых­ отношений. Ученые до сих пор спорят о том, какой была семья на заре человечества.

Долгое время считалось, что каждый народ прошел в своем развитии период матриархата — господства женщин, на смену которого пришел патриархат — господство мужчины. Сейчас эта версия подвергается сомнению. В любом случае, групповой брак был вытеснен индивидуальным, так как люди поняли важность семейного воспитания детей и необходимость установления законов о браке и семье.

Многие народы имели свои представления о семейных отношениях и обязанностях родственников по отношению друг к другу. В Ветхом Завете сказано о взаимоотношениях родителей и детей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти». Там же устанавливается, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчине — женской, что не надо искать любви у чужой жены. Новый Завет провозглашает необходимость повиновения жен своим мужьям и требование любви мужей к собственным женам. Коран позволяет брать себе в супруги двух, трех или четырех женщин и требует изменяющих жен и мужей побивать сотней ударов.

Особенно пристальное внимание семейной жизни и отношениям между полами уделяли в Индии. Древний трактат «Камасутра» требовал от будущей жены обладания красотой и воспитанностью, здравомыслия, хорошего тело­сложения, хороших зубов, ногтей, глаз, волос и ушей, отсутствия жалоб на здоровье. Также устанавливалось, что мужчина должен обладать теми же качествами, которые он ожидает от своей невесты.

Наконец, российский «Домострой» (трактат XVI века, в котором говорилось о правилах семейной жизни и воспитания детей) подчеркивает значение строгости в воспитании детей: «Воспитай дитя в запретах, и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь в душу свою».

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношения. Изменяются нормы и роли членов семьи, законы, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным — люди продолжают вступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях. Попробуем разобраться, почему же при всех изменениях и нововведениях нет и речи об отмене семьи как формы устройства и существования общества.

Семья — группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и т. д.).

Различают две основные формы организации семьи — супружескую и родственную. В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.

При родственной организации семейной жизни родственники живут вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов, у которых особое отношение к родству и своим близким. В таких семьях главную роль обычно играют самые старшие, и даже взрослый мужчина должен беспрекословно подчиняться своей матери. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.

По-разному подходят и к созданию семьи. Раньше у большинства народов не было принято спрашивать согласия­ ­на вступление в брак у будущих супругов, а иногда они впервые видели друг друга лишь на свадьбе. Обычно решающую роль играли родители, подбиравшие «достойную» кандидатуру, а дети не могли им перечить, потому что их положение в обществе и дальнейшая жизнь зависели от воли старших в семье. Иногда поиск будущих супругов возлагался на особых людей, которые собирали все сведения о возможных кандидатах и на свой страх формировали пары. В Индии же подчас решающую роль играла дата рождения — совместимость супругов определялась гороскопом. Еще сто лет назад богатство жениха практически предопределяло участь девушки, и не редкостью было видеть молоденьких жен у дряхлых стариков. Времена меняются, и теперь в большинстве стран законы запрещают принуждать к браку, хотя и сейчас мнение родственников у многих народов является очень важным и даже определяющим.

В древнем мире браки заключались в удивительно раннем для нас возрасте, но и средняя продолжительность жизни тогда была значительно короче. В Двуречье девочка, достигшая 10 лет, считалась пригодной для замужества, а мальчику для вступления в семейную жизнь должно было исполниться 13 лет. В Риме законом был определен минимальный брачный возраст: для девочек — 12 лет, для мальчиков — 14 лет. Император Август даже издал указ против безбрачия, по которому не вступившие к 20 годам в брак могли быть оштрафованы или даже изгнаны из страны. Сейчас государство уже не вмешивается так сильно в семейные отношения, но также понимает их важность и значимость.

Давайте определим основные задачи семьи в обществе, и, может быть, тогда будет понятнее, почему правители с древнейших времен до наших дней не забывают об этой, казалось бы, исключительно личной сфере жизни человека:

1. Брак регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям, уменьшает количество венерических заболеваний. В конечном же итоге верность супругов способна значительно ограничить распространение самой опасной болезни нашего века — СПИДа.

2. Рождение детей, которые должны быть физически и психически здоровыми. Важность этой роли семьи подтверждает и то, что при всем отрицательном отношении к разводу многие народы допускали его из-за психических расстройств одного из супругов. Будущее группы людей до сих пор определяется высоким уровнем рождаемости, и его падение является тревожным сигналом для общества.

3. Формирование и воспитание подрастающего поколения. Народная мудрость гласит, что настоящим родителем является не тот, кто сумел родить, а тот, кто сумел воспитать. Время от времени у людей появлялись идеи общественного воспитания детей, без участия семьи. Но все попытки воплотить их в жизнь оказались неудачными. Именно родители становятся главным образцом поведения детей. Но если они теряют свой авторитет, то подражать дети начинают уличным знакомым. Издавна считалось важным сохранить почитание старших в семье, что признавалось главным условием морально устойчивого подрастающего поколения.

4. Эмоциональная разрядка — каждый человек мечтает получить любовь, тепло, ласку, заботу, внимание, понимание, сочувствие и многое другое, что может дать только семья. Люди, которые были с детства этого лишены, часто становятся преступниками, больше подвержены психическим расстройствам, ранней смертности

5. Физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют его близкие родственники. Они же вступаются за него при необходимости. Особенно важной бывает психологическая поддержка, полезные советы в трудных ситуациях.

6. Установление тесных экономических отношений — ведение общего хозяйства, связь родственников между собой и взаимная материальная помощь.

Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях, повестях, романах, анекдотах и притчах с древнейших времен много внимания уделялось взаимоотношениям супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» использовал ставшее впоследствии всемирно знаменитым выражение: «Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастна по-своему». Кто-то может не согласиться с утверждением классика, но именно проблемные ситуации в семейных отношениях чаще становятся известны и требуют помощи.

В семейных проблемах виноваты в первую очередь сами люди, хотя подчас очень хочется переложить вину на родителей, государство, друзей, судьбу, стечение обстоятельств и так до бесконечности. Вступая в брак, надо осознавать, что впереди ждут не только счастливые моменты, но и различные трудности.

В нашей стране можно назвать несколько самых острых вопросов:

— нерешенность жилищного вопроса (молодые семьи часто вынуждены жить с родителями, возникают многочисленные бытовые конфликты и скандалы, все это может привести к разводу, а в некоторых случаях и к преступлению — по статистике, в семейных «кухонных» ссорах погибает ежегодно не меньше людей, чем от рук уличных бандитов);

— недостаток средств для существования (пока наша страна находится в сложном экономическом положении — высокий уровень безработицы, трудно найти высокооплачиваемую работу, нередки задержки в выплате зарплаты, достаточно высоки цены на продукты питания и лекарства);

— недостаточное количество детских площадок и кружков по интересам, распространение алкоголизма и наркомании (как среди родителей, так и среди детей), ухудшение здоровья детей (в результате неблагоприятной экологической обстановки, полученных наследственных болезней, отсутствия хороших условий в школе, распространения компьютеров и постоянного просмотра телевизионных программ — это в значительной степени влияет на ухудшение зрения, неправильного питания, отсутствия занятий спортом и т. д.);

— уменьшение авторитета родителей и вообще взрослых (это происходит не только из-за материальных причин, но и в результате неумения или нежелания супругов понять мир своих детей, уважительно отнестись к их интересам и взглядам);

— рост количества разводов (в основном разводы происходят из-за легкомысленного отношения к браку), неумение спокойно решать возникающие разногласия (повышенные тона никак не могут способствовать достижению согласия), бездуховность (в семье, где низок уровень культуры, нет сложившихся традиций и обычаев, отношения обеднены решением мелких бытовых вопросов, отсутствуют совместные походы в театр, музей или просто прогулки, которые при желании превращаются в маленький праздник) и т. д.

Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровой отцовской дисциплине (грубость, сумасбродство, непонимание), 2) недостаточном материнском надзоре (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточной отцовской привязанности, 4) недостаточной материнской привязанности (холодность, враждебность), 5) отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь).

Тенденции развития семьи

В современной семейной жизни происходят серьезные изменения. Мы назвали их основными тенденциями в развитии семьи. К их числу можно отнести:

— равномерное распределение прав и обязанностей ­в семье;

— акселерация и раннее взросление;

— утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

— рост числа разводов;

— сексуальное раскрепощение;

— стремление к экономической независимости от родственников;

— ослабление религиозного воздействия;

— уменьшение интенсивности общения в семье (малое время, проведенное совместно; телевизоры и видеомагнитофоны, заменяющие непосредственное общение).

Чуть подробнее остановимся на правах несовершеннолетних детей и обязанностях родителей. Закон признает ребенком лицо, не достигшее возраста 18 лет. Он имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с 14 лет — в суд), на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о своей фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).

Теперь кратко перечислим обязанности родителей, которые зачастую соединены с правами детей: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей, способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Однако не стоит забывать, что редко родители не желают своим детям счастья и добра. Их нетерпение иногда поясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Кто из родителей желает, чтобы их дети курили, пьянствовали, употребляли наркотики и совершали преступления? На это способны только потерявшие свое человеческое обличие, и их обычно стараются лишать родительских прав.

Конечно, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, ведь отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. В наше время еще часто встречаешься с мнением, что ленивый тот родитель, кто не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

6.11. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации

В последние годы в качестве безусловного приоритета социальной политики в Российской Федерации рассматривается политика демографическая и семейная. Демографическая политика — политика в области развития народонаселения, причем не только количественного роста, но и обеспечения качества жизни человека в нашей стране. Почему проблемы демографии и семьи столь остро встали перед руководством страны? Это связано прежде всего с тем, что ситуацию с демографией вот уже многие годы ученые определяют как острый демографический кризис. В России население сокращается, смертность превышает рождаемость и страна не обеспечивает даже простого воспроизводства народонаселения. Причин демографическому кризису в стране несколько. Это и последствия двух мировых войн, которые Россия пережила в XX веке, сталинского геноцида, в особенности коллективизации, вызвавшей деградацию деревни, последствия реформ начала 1990-х го­дов, когда многие люди оказались за чертой бедности и не могли иметь детей. Это и проблемы со здоровьем нации, широко распространившееся пьянство, наркомания и т. д. Данные проблемы можно и нужно решать комплексно на государственном уровне.

Приведем фрагмент из послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации
10 мая 2006 году.

«…А теперь о главном. …О семье. И о самой острой проблеме современной России — о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? …Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее.

Первое — снижение смертности. Второе — эффективная миграционная политика. И третье — повышение рождаемости. …Но никакая миграция не решит наших демо­графических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи. …Мы заложили с вами неплохую базу, в том числе для решения демографических проблем, однако и это недопустимо­ мало, и вы знаете почему. Положение в этой сфере критическое. …Предлагаю программу стимулирования рождаемости…

…Сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка. Что мешает молодой семье, женщине принять такое решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Ответы здесь очевидны, известны. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить. …Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. …Разумеется, для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги. Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее 10 лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение, исходя из экономической и демографической ситуации в стране. И, наконец, средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. …В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям».

Как мы видим, Президент недвусмысленно подчеркнул актуальность и приоритетность выработки эффективной демографической и семейной политики как условия преодоления кризисного состояния общества. В России разработана и принята Национальная программа демографической политики. Приведем ее фрагменты.

Приоритетные задачи национальной программы:

• создание условий для повышения рождаемости, обеспечение поддержки семей с детьми;

• улучшение здоровья населения и снижение смертности;

• привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;

• улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам;

• ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны;

• формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

• общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

• совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

• совершенствование системы образования;

• улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды оби­тания на человека.

Закладываемыми в национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

• прекращение убыли, стабилизация к 2015 году численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140–142 млн человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 года;

• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

• укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: