Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 8 глава




На выборах депутатов Государственной думы РФ, прошедших в декабре 2003 года, победу одержала партия «Единая Россия», объединившая ряд центристских политических партий и движений, поддерживающих курс президента. Ядро партии составили политическое движение «Единство» и блок «Отечество — вся Россия».

В ходе подготовки декабрьских выборов 2007 года в Государственную думу РФ были внесены существенные поправки в избирательное законодательство. Была введена вместо смешанной, пропорциональная система, предполагающая голосование избирателей только за кандидатов, представленных списком от политических партий. Также возрос избирательный порог — только те партии, которые смогут набрать более 7 % голосов избирателей, проходят в Думу и формируют свои партийные фракции. Данные изменения в законе направлены на усиление роли партий в обществе и приоритетное развитие крупных и влиятельных партий.

Партия «Единая Россия» превратилась в современной России в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает существенное влияние на правительственный курс. На парламентских выборах 2007 года партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавил В. В. Путин, набрала 64 % голосов избирателей. Благодаря подобному результату, «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте.

К числу иных влиятельных политических партий сегодня можно отнести КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», то есть те партии, которые преодолели 7 % барьер и представлены в парламенте. Не смогли преодолеть 7 % барьер и пройти в Думу партии либеральные — «Яблоко» и СПС, игравшие заметную роль в Думах предыдущих созывов.

Приведем фрагмент Закона РФ «О политических партиях»:

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

7.7. Политическая идеология

Под идеологией понимается система взглядов, отражающих определенные политические интересы. Основных базовых идеологий, на которых основываются программы большинства из существующих в мире политических партий, четыре: консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм.

Консервативная политическая идеология уходит своими корнями в глубокое прошлое. Оформление политического консерватизма как системы идей и принципов большинство исследователей относят к концу ХVШ века. Его основоположником в Европе считают Эдмунда Берка. Критикуя опыт Французской революции, английский мыслитель и политический деятель писал: «Никто никогда и мечтать не должен о начале перемен путем ниспровержения, к ошибкам государства должно относиться, как к отцовским ранам — с уважительным благоговением и трепетной заботой». Уважение к традициям, заповедям предков, религиозным нормам и устоям, невозможность реального равенства между людьми (как полагают консерваторы — люди исконно не равны — одни лучше, умнее, благороднее, чем иные) — вот основные положения и принципы политического консерватизма. В российской общественно-политической мысли ХIХ века также значительное место принадлежало консерваторам.

Либеральная идеология зарождается в Западной Европе на рубеже ХVШ–ХIХ веков. Предшественниками ее были в значительной степени идеи просветителей о естественных правах и свободах людей. Экономическая теория либерализма была сформулирована англичанином Адамом Смитом в работе «О происхождении богатства народов». Главная ценность либерализма — свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной конкуренции, предпринимательской инициативе. Либералы признают равенство граждан в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» — провозгласила Декларация прав человека и гражданина, принятая в годы Французской революции XVIII века. Естественные, природные права человека — жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует государство. Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие цензов — например, имущественного или же образовательного. В развитии общества либералы уделяют внимание обновлению, реформированию общества. Крупным идеологом либерализма можно назвать Бенджамина Констана — французского мыслителя первой половины ХIХ века. К концу ХIХ века — началу ХХ либеральное учение дополнилось идеей вмешательства государства в экономическую жизнь — как средства защиты свободной конкуренции и интересов потребителей от произвола крупных производителей — монополистов.

Преодоление отдельных положений либеральной идеологии, абстрактно провозглашающей равенство возможностей в политической сфере, приводит к формированию социал-демократической доктрины. В современном виде ее основы были заложены Эдуардом Бернштейном. Главными положениями данной идеологии являются: расширение участия народа в формировании государственных органов и принятии политических решений; всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного) избирательное право, прямые, равные выборы с тайной подачей голосов; расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений. Принципы демократии должны распространяться не только на политическую сферу. На людей богатых, обладающих значительным доходом, должны быть наложены прогрессивные налоги. Богатые должны «поделиться» частью своего богатства во имя общественного согласия и спокойствия. Обществу необходимо развитое социальное законодательство, гарантирующее право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное страхование по болезни, старости, безработице. Необходимо создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Демократические принципы предполагают расширение участников политической жизни, приобщение народа к участию во власти. Cоциал-демократия отдает предпочтение реформистскому пути преобразования общества.

Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм. Его основоположниками стали в середине ХIХ века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человечества в коммунистическую эпоху. Коммунизм мыслился как бесклассовый общественный строй, обеспечивающий всестороннее развитие личности человека и удовлетворение ее потребностей. В этом обществе не будет эксплуатации — принуждения к труду одних людей другими. Экономическую основу такого общества должна была составить общественная собственность на средства производства. Все произведенное в обществе формирует общественные фонды, которые используют все люди. Труд из тяжкой обязанности превратится в первейшую человеческую потребность, приобретет творческий характер. Исчезнет неравенство людей в экономической сфере. Путь к этому справедливому обществу лежит через исчерпание капитализмом его возможностей развития, через мировую социалистическую революцию. Идеи классического марксизма были развиты и дополнены Владимиром Ильичом Лениным. Общество и государство в марксистской идеологии как бы вбирает в себя личность, равенство распространяется не только на сферу политики и права, справедливыми должны быть и экономические отношения. И мерой этой справедливости должен стать трудовой вклад. Отличием марксизма от социал-демократии является то, что он откровенно высказывается в пользу революционного пути преобразования общества — коренной ломки общественного строя. «Революции — локомотивы истории» — так утверждал Маркс. Главной движущей силой исторического прогресса марксизм признает классовую борьбу. Ведущие принципы идеологии марксизма — приоритет экономической сферы над другими общественными процессами и явлениями и классовый подход к осмыслению и анализу общественной жизни.

К этим доктринам в ХХ веке добавились националистические, фашистские идеи, новые разновидности социалистических идей, к примеру, «социализм в цветах пророка» — исламский социализм, получивший значительное распространение в странах арабского Востока.

7.8. Политический режим. Типы политических режимов

Одной из важнейших форм государства является политический режим. Именно он определяет те способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть, управляет обществом.

Главным в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между обществом и государством. Кратко это соотношение можно выразить таким образом: либо государство для людей, либо люди для государства.

Английский мыслитель Дж. Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество как бы нанимает государство для руководства своими делами. Для этого, собственно, граждане и платят налоги. Если же власть не выполняет своих обязанностей, то граждане вправе изменить ее.

В другом случае государство, напротив, полностью порабощает общество, превращая всех людей в слепые орудия своей воли. В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать. Известный лозунг Германии времен Третьего рейха гласил: «Фюрер думает за каждого из нас». А ведь как хорошо — не думать, не терзаться сомнениями (вспомните несчастного Гамлета). Да и голова болеть не станет от раздумий. Но вот будет ли такой человек личностью, гражданином, осознанно и самостоятельно делающим свой выбор и несущим за него ответственность?

Возможен и вариант баланса сил, равновесия между обществом и государством. По типам взаимодействия и соотношения власти и общественных структур определяются и основные разновидности политического режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Однако в рамках каждого из указанных режимов можно обнаружить множество различных оттенков. Например, демократические режимы бывают охлократическими, либерально-демократическими, консервативными. Еще больше выделяют ученые-политологи разновидностей тоталитаризма: фашизм, милитаризм, тирания, военно-бюрократический, коммунистический режим, национал-социализм, религиозно-фундаменталистический режим.

Демократический режим

Само слово «демократия» буквально может быть переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся во главу угла в демократических обществах. Вспомним в связи с этим знаменательные изречения: «Государство — достояние народа», «Глас народа — глас божий» (латинские пословицы).

Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и множественности (плюрализма) политических движений, партий, идеологий и заканчивая множественностью выразительных форм и средств в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где различные политические партии, лидеры могут оспаривать меру своего влияния в народе. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, тем не менее меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможности отстаивать свои позиции.

Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также разделение властей и независимость каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти — ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная — не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества.

Идеи демократии ведут свое происхождение со времен глубокой древности. Однако нельзя сказать, что они снискали себе только сторонников. Особой критике подвергалась представительная демократия, предполагающая выражение воли и интересов народа не непосредственно, а опосредованно — через его представителей (избранников) — парламентариев. Так, русский мыслитель конца XIX — начала XX века Лев Александрович Тихомиров (1852–1923) отмечал, что представительная демократия — это иллюзия со стороны представляемого и ложь или заблуждение со стороны представляющего. «Чужую волю нельзя представлять, потому что она даже неизвестна заранее. Никто не может и сам знать заранее, какова будет его воля. Тем более не может этого знать представитель». Ограниченность и несовершенство демократических порядков отмечал и Иван Александрович Ильин (1882–1954). В своих статьях, объединенных в сборник «Наши задачи», написанных в эмиграции, русский ученый писал, что выборы в демократическом обществе отнюдь не гарантируют выражение реальных интересов граждан. Для России И.А. Ильин предлагал особую модель — корпоративную демократию. Люди должны сами выдвигать кандидатов и точно представлять, за кого и за что они голосуют.

Вместе с тем демократические порядки имеют и весьма горячих защитников. В частности, древнегреческий философ Демокрит писал: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в деспотии, настолько же, насколько свобода лучше рабства». Именно свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу, строить свою жизнь и является, по мнению Демокрита, главнейшим из человеческих богатств.

Эпоха Просвещения вызвала к жизни новые учения о демократии, выдвинула новых ее поборников. К их числу можно отнести английского мыслителя Шарля Монтескье (1689–1755), американского просветителя и государственного деятеля Томаса Джефферсона (1743–1826). Главная ценность демократии, по их убеждению, состоит в том, что она уважает личность человека, гражданина, выявляет и отстаивает ее интересы. В своих удачах и неудачах человек, живущий в демократическом обществе, обязан только самому себе.

К тому же теоретики демократии четко поясняли, что подлинное народовластие — это не своеволие толпы, не произвол, а твердый и жесткий порядок, основанный на знании и соблюдении закона. Именно в этом заключается суть демократического правления, смысл свободы как осознанного следования равному и всеобщему закону.

Представляется, что наиболее важным в разрешении данного противоречия является утверждение, что демократия не появляется, как говорят, на пустом месте. Безусловно, каждый народ, каждый гражданин должен выносить, воспитать в себе демократические традиции. Подлинная демократия не приемлет дилентантизма, некомпетентности, отсутствия профессионализма в делах. Нельзя руководствоваться только благими пожеланиями и красивыми идеями. Прежде всего необходимы политические, правовые и прочие знания, нужна общечеловеческая культура и многое-многое другое. Путь к подлинной демократии долог и труден. Однако если не встать на него и не пройти его от начала до конца, может быть, спотыкаясь, падая, но поднимаясь и вновь двигаясь вперед к цели, то демократия будет ассоциироваться с тиранией толпы — самой страшной из тираний, с засильем плутократов-чиновников, с продажностью и обманом, когда под прикрытием отстаивания интересов народа власть имущие будут удовлетворять свои амбиции, делить лакомые части государственного пирога. Такую «демократию» вполне можно назвать псевдодемократией.

В истории известны случаи, когда именно неподготовленность народа к восприятию демократических ценностей и порядков приносила печальные плоды. Это происходило тогда, когда политический режим приобретал охлократические черты. Общество захлестывала волна митинговых страстей, именно на митингах, в толпе и принимались важнейшие решения. Еще в «Политике» Аристотеля указывалось на то, что такие режимы недолговечны, они порождают в своей среде вождя, который ликвидирует демократию и становится тираном. От подобной демократии, а точнее, псевдодемократии всего один шаг к деспотизму.

Не будем смотреть на демократию сквозь розовые очки. Она не без издержек. В ее рамках есть место не только политикам, но и политиканам, демагогам, дешевому популизму, хитрым и ловким манипуляциям мнением народа. Есть у нее и иные недостатки. Но все же рано или поздно мы распознаем политиканов и не выберем их вновь; мы узнаем, кто оправдал наше доверие из политических лидеров и партий, а кто нет. Их век — от выборов до выборов. Демократия позволяет нам понять и исправить ошибку, причем во многом в этой ошибке нет ничьей вины, кроме нашей с вами — мы недостаточно знаем и нерадиво учимся демократии, мы больше верим словам, а не делам, по наивности полагая, что существуют простые и легкие пути решения сложных вопросов.

Демократия — это возможность говорить и мыслить, не боясь, что за тобой придут люди с оружием. Демократия — это порядок, основанный не на страхе и насилии, а на информации, знании, уважении, достоинстве.

И, как это ни парадоксально, живая, развивающаяся, ошибающаяся, несовершенная демократия оказывается многократно прочнее, устойчивее, долговечнее блистательного и величественного здания мощной диктатуры. Сравните: демократия Великобритании насчитывает уже более трех веков, а где «тысячелетний» гитлеровский рейх? На свалке истории.

Тоталитарный режим, его основные признаки

Под тоталитарным режимом понимается такой политический режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Огосударствляется не только общественная, но, в значительной степени и частная жизнь граждан, власть стремится жестко регламентировать все стороны жизни людей. Известно, что в гитлеровской ­Германии издавались специальные инструкции, запрещающие отваривать солдатам очищенный картофель в течение всего года, кроме весны, полагалось готовить его только «в мундире», дабы сохранить все полезные вещества. Строго регламентировались и семейные отношения. Каждый истинный ариец был обязан и в браке и вне брака, по возможности, «подарить фюреру ребенка».

«Тоталитарный» в переводе с итальянского языка означает «целостный», «единый». Впервые этот термин появился в начале 20-х годов ХХ столетия для характеристики политического режима Бенито Муссолини, пришедшего к власти в Италии в 1923 году. Подобным режимам присуща особая идеология — фашизм, национал-социализм. Она принимает характер единственной и общеобязательной. Тоталитаризм стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. (В 30-х годах в Германии стал популярен лозунг «Одна страна, один народ, один вождь»). В стране действует одна партия, которая монополизирует власть. Ее функции выходят далеко за пределы политического руководства общественной жизнью. Она фактически сращивается с государством. Вместо закона торжествует насилие, прикрываемое красивыми словами о светлом будущем. Общество милитаризуется, ему навязывается образ военного лагеря, крепости, окруженной со всех сторон «врагами». «Враги» не только вне крепости, они и внутри. Каждый, даже близкий родственник может оказаться «врагом нации» или класса. Атмосфера подозрительности, недоверия, а главное, страха, слежки всех за всеми является важнейшим духовным оплотом режима. Люди, которые по своему происхождению, по своим взглядам отвергали тоталитарную идеологию или просто скептически воспринимали ее догматы, становились вне закона и вне общества.

Одно из существеннейших противоречий тоталитаризма заключается в том, что, стремясь охватить все и вся, он исключает определенный круг людей из своей сферы. Уничтожая их физически, превращая в лагерную пыль, отправляя в печи крематориев, система капитулирует перед этими людьми, расписывается в неспособности включить их в свою орбиту.

При всей своей мнимой монолитности, целостности, мощи тоталитарный режим уязвим и недолговечен. Он омертвлен и не способен к восприятию нового, лишен динамизма, развития. Он отторгает от себя мыслящую часть общества, способную создавать, генерировать идеи. Малейшая трещина — и здание рухнет, похоронив под обломками своих создателей.

Тоталитаризм во многом парадоксален. Он питается идеями величия и могущества нации, класса, государства. Ему присущ и исторический оптимизм, вера в светлое будущее. Да, сегодня тяжело и трудно, но трудимся мы во имя грядущих поколений, чтобы им, жителям этого «далека», уже не пришлось испытывать трудности. Тоталитарные вожди умело манипулируют патриотическими чувствами людей, фальсифицируют историю, ловко и умело «промывают мозги». Тоталитаризм циничен, за его мнимым человеколюбием скрывается антигуманизм.

Подобные режимы могут быть весьма эффективны. Сталинская индустриализация вывела СССР на первое место в мире по целому ряду показателей (производство чугуна, добыча угля и т. д.) Но за счет чего? За счет сверхконцентрации и напряжения сил народа, вымирания деревни, многомиллионной армии узников ГУЛАГа. Да и сам этот прорыв был подобен лучу. В поле этого луча — тяжелая и военная промышленность и, как результат, искажение структуры экономики — наследие, которое мы не можем преодолеть до сих пор.

В современном мире с его быстроразвивающейся техникой и технологией, в мире, в котором с калейдоскопической скоростью нарастают объемы информации по всем проблемам жизни людей и государств, тоталитаризм неэффективен. Он переживает эпоху заката. В прошлом остались и фашистская диктатура дуче Муссолини, и военно-фашистский режим каудильо Франко в Испании, и гитлеровский национал-социализм, и сталинизм.

Задумаемся над тем, что составляет опору тоталитаризма. Это слепая вера, страх, забитость и подчиненность народа. В его умственной и душевной темноте, отсутствии элементарного уважения граждан к самим себе и к ближним, в отсутствии современных знаний и информации черпают свои силы тоталитарные диктатуры. Поистине «сон разума рождает чудовищ». Смерть же тоталитаризма — в свободной человеческой мысли.

Авторитарный режим

Авторитарный режим (от латинского слова означающего «личную власть», «власть-авторитет») — это государственное устройство, основу которого составляет сильная личная власть. Важным отличительным признаком авторитаризма является его опора на традиции, обычаи, сложившиеся в том или ином обществе. Авторитарность правления обычно связывается со сложными, переломными моментами в истории страны. Современный российский политолог Г. Белов отмечает: «Деятельность авторитарных лидеров обусловлена двумя мотивами: необходимостью противостояния тому, что воспринимается как распад, разложение, удержания того, что важно для сохранения общества, власти, и осознанием необходимости каких-либо изменений, прорывов по принципу «так дальше жить нельзя».

Государственная власть в авторитарной модели также стремится к тому, чтобы контролировать жизнь граждан наиболее полно, хотя и не всеобъемлюще, как при тоталитаризме. Вмешательство в частную жизнь подданных практиковали русские цари и императоры. Петр I ­приказал брить бороды боярам, всем повелел носить европейское платье, «пить кофий и ходить на ассамблеи», на которых и мужчинам и женщинам следовало «принимать спиртное допьяна». Железной рукою вырывая Русь из «средневековой­ азиатской отсталости», Петр I приписывал крестьян к заводам, многократно увеличивал подати, иные государственные повинности, крепостнический гнет. Авторитаризму свойственно не верить в силы народа, преувеличивая мобилизирующую роль государственной силы. Подобные режимы зачастую опираются на армию.

Авторитарный режим вмешивается в политический процесс, чтобы преодолеть длительный кризис. В результате такого вмешательства вся власть концентрируется в руках какого-либо лидера или группы людей (например, военной хунты).

Сущность авторитаризма сложна. Он во многом вбирает в себя признаки тоталитаризма, но в то же время сочетает в себе и элементы демократии.

Авторитарные режимы, как правило, не ставят своей задачей (подобно тоталитаризму) полное переустройство существующих порядков во имя некой мифической высокой цели, например, построения коммунизма. Напротив, они хотят сохранить определенные традиции. Авторитаризм не стремится охватить своим контролем все общество целиком, его вниманием отмечены лишь отдельные сферы. Для авторитаризма важно отвлечь народ от активной политической борьбы.

Иногда подобный режим идет на сохранение парламентов, многопартийности. Социальной базой авторитаризма является традиционно сложившееся деление общества на сословия, слои, этнические группы. Ему не нужно превращать весь народ в однородные безликие массы, толпу, управляемую путем воздействия на инстинкты. Напротив, лавирование между сложившимися группами, их обычаями, интересами, а не обезличивание, позволяет упрочиться авторитарному режиму. Этому режиму не нужна и единственная огосударствленная партия. Функцию управления обществом осуществляет само государство. Террор имеет избирательный характер и направлен на запугивание оппозиции, а не на ее полное искоренение.

Специфика авторитаризма и тоталитаризма XX века в их переходном характере: они переходят в демократии. У тоталитаризма этот путь длиннее: от всеобщего экономического и социально-политического кризиса сначала к авторитаризму, а затем к демократии.

Как в отношении форм правления и государственного устройства, так и в отношении политических режимов народы не приговорены отныне и до веку жить в условиях одного и того же политического режима. Происходит их непрерывная эволюция: от авторитаризма к демократии, от демократии молодой — к демократии зрелой, могут быть и попятные процессы: от демократии — к авторитаризму и тоталитаризму. Смена политического режима отражает ритм исторического развития. Сегодня мы можем наблюдать, как в подавляющем большинстве стран и регионов мира утверждаются ценности демократии. Но кто знает, станем ли мы свидетелями падения последних бастионов тоталитаризма и авторитаризма? Этот вопрос и ответ на него во многом зависят от нас самих.

7.9. Местное самоуправление

Механизм современного государства призван выполнять многоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Изучая вопросы организации власти и управления в стране, невозможно не обратить внимания на вопросы организации местного самоуправления.

В современной России в соответствии со ст. 12 Конституции признается и гарантируется местное самоуправление.­ Местное самоуправление — в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить потребности населения в различного рода услугах в жилищной, социально-культурной и иных сферах местной жизни. Его основной задачей является обеспечение участия населения в решении местных дел.

Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию минимально бюрократизированного механизма управления обществом. Это предполагает активность населения, осознание гражданами своей ответственности за управление местными делами. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но взаимодействуют с ней, имея смежные сферы деятельности.

Система реального местного самоуправления в России только начинает складываться. В каждом субъекте федерации порядок образования, структура и деятельность органов местного самоуправления имеют свои специфические особенности. Однако можно сделать ряд важных общих выводов.

Во-первых, территория местного самоуправления включает в себя городские и сельские поселения (город, район в городе, село, деревня, станица, усадьба и т. д.).

Во-вторых, на этих территориях местное самоуправление реализуется в следующих основных формах: местные референдумы; выборы органов местного самоуправления (мэров городов, глав сельских администраций, городских дум, собраний и т. п.); собрания и сходы граждан; деятельность органов местного самоуправления: представительных и исполнительных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: