Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 4 глава





• создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

6.12. Молодежь как социальная группа

Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Под возрастными границами молодежи принято считать интервал от 14 до 30 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16 летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18–24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25–30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

Молодежь социально неоднородна, и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Возраст молодого ученого, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнеров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное. Ему приходится бороться за первое попавшееся место, но не супруга. В этом случае средний возраст вступления в брак увеличивается. Когда экономическая ситуация в стране благоприятна, безработица невысока, а численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, люди успевают перепробовать разные профессии за более короткое время и раньше закрепиться на рабочем месте. Если безработица велика, закрепление происходит позже.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека — время неустанного экспериментирования, ­творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди.

А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В. Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте.

Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа.

В каждой стране вырабатывается особая молодежная политика. Значимость ее объясняется тем, что от устремлений и настроения молодежи зависит будущее страны. Познакомимся с основными положениями Концепции государственной молодежной политики РФ.

«Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, не заменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т. д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи, в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории, характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности».

Государственная молодежная политика в РФ призвана обеспечить:

• стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

• становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

• формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

•разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

• формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

• освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

6.13. Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью — каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами, и поэтому происходили ­постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась — ­по­явились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.

Этническая группа — группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические гру­ппы.

Характерная черта этнической группы — то, что ее члены классифицируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.

Таким образом,этническую группуможно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующихся общим происхождением и осознающих свою причастность к единой группе.

Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества: племена, народности и нации.

Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.

Следующей ступенью объединения людей было племя — объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением. Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить — в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен — они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.

С возникновением государств племена стали превращаться в народности — более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней — загадочна судьба скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.

Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI–XVII векам. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.

Общность нации выражается в особой национальной культуре.

6.14. Межнациональные отношения

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными. При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной обстановки, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепара­тизмом).

В мире достаточно примеров национальных конфликтов — кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками­ бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так далее.

Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Чтобы закончить устройство мира, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу — был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний — черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.

Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации — сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере — запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане — обидными кличками, насмешками, анекдотами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.

ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев — избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы — определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.

Сейчас появилось много неонацистских партий и движе­ний, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает герои­ческой историей, а его предки господствовали над другими лю­дьми? Подобные идеи используются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культу­ры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан — до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.

Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений — дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции(тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:

— отказ от насилия и принуждения;

— поиск согласия (консенсуса);

— признание прав и свобод человека важнейшим принципом;

— готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

6.15. Социальный конфликт
и пути его разрешения

Древние китайцы говорили: «Хороший климат не сравнится с плодородной землей, плодородная земля не сравнится с согласием». Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. Тем не менее человек достаточно часто вынужден вступать в различные конфликтные ситуации. Существуют разные мнения как по поводу причин возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации. Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нем, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Попробуем выяснить, почему же возникают конфликты между людьми. Среди основных причин перечислим:

- неблагоприятные условия работы, неудовлетворенность оплатой труда, психологическая несовместимость работающих вместе людей, разное отношение к собственности;

- противоположные взгляды на мир (на любовь, семью и брак, манеру поведения, искусство, спорт и т.п.);

- несовместимость культур, различное индивидуальное восприятие ситуации, идеологические разногласия (политические и религиозные);

- несправедливое распределение благ (доходов, знаний, информации), перераспределение влияния в группе или между группами.

Конфликт – столкновение, вызванное противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

 

Наличие противоречий создает ситуацию, когда достаточно одной искры, чтобы внутренняя напряженность вылилась в открытое столкновение. Спровоцировать такое обострение могут подозрение или недоверие, несдержанность, открытая личная антипатия, постоянные мелочные придирки, унижение одного человека другим, угрозы, подчеркивание своего превосходства, нежелание признавать ошибки, навязывание своего мнения, неискренность.

В данной ситуации существуют разные варианты дальнейшего поведения — приспособление (если предмет конфликта не очень ценен для одной из сторон, то она может поступиться своими интересами и изменить позицию), компромисс (ведутся переговоры, в результате которых стороны договариваются о взаимных уступках), сотрудничество (стороны садятся за стол переговоров и вместе вырабатывают общее решение, обсуждая каждый шаг), игнорирование (делается вид, что конфликта не существует, его причины не устраняются) и соперничество (упорное отстаивание своей позиции, нежелание поступаться принципами, агрессивная линия поведения). Нельзя сказать, какой из этих путей является самым лучшим, ведь многое зависит от конкретной ситуации и характерных особенностей участников.

Ученые выделяют конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов. Конструктивные способы ведут к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения. Деструктивные же чаще всего завершаются взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения – применение насилия.

В современном мире, когда общение людей становится все более тесным, столкновения интересов случаются постоянно. Конкурирующие фирмы вступают в конфликт друг с другом, претенденты на освободившуюся должность стараются оттеснить соперников, подростки отстаивают свое понимание жизни в спорах с родителями. Не всегда эти конфликты заметны постороннему человеку. Они могут сопровождаться обманом, провокациями, интригами, а в открытом противоборстве выливаются в словесные прения с обменом угрозами и оскорблениями, в драки и поножовщину, а также в забастовки, демонстрации, политическую борьбу.

Самым же опасным и трагическим разрешением конфликта является война. Никто не в состоянии подсчитать, сколько людей погибло в войнах за всю историю человечества. Особенно ужасными были последствия двух мировых войн в ХХ веке, которые унесли жизни почти 100 млн человек, а ведь войны продолжаются до сих пор. Каждый день кто-то гибнет в результате бессмысленного кровопролития. К сожалению, человечество пока не всегда умеет находить разумные пути разрешения конфликтов.

А разве каждый из вас умеет это делать в своей повседневной жизни? Тысячи скрытых «войн» ежедневно разворачиваются на кухнях, на рабочих местах, в магазинах, в школьных классах, везде, где сходятся люди: соседи завидуют друг другу; курильщик в тамбуре электрички не думает о том, что отравляет других пассажиров; парень включает ночью магнитофон на полную громкость, мешая спать другим людям; кто-то вместо мусоропровода бросает мусор с балкона на прохожих и т.д. В большинстве случаев всем этим нарушителям даже в голову не приходит, что они создают конфликтные ситуации, не считаясь с другими людьми.

Конфликты часто возникают в семьях, в школьной среде, во дворе. Например, в квартире всего один телевизор. Дедушка хочет смотреть по телевизору футбольный матч, внук – детективный сериал, а бабушка – передачу по кулинарии. Стороны не смогли договориться, вот вам и конфликт. Разрешить его можно либо покупкой дополнительных телевизоров, либо походом кого-либо из участников конфликта к соседям или друзьям, либо попытками проникнуться интересами друг друга, попытаться всем вместе посмотреть что-то одно, к примеру, футбольный матч, тем более, если дедушка будет пояснять и комментировать происходящее на поле своим близким. Можно избрать и еще один путь – вообще избавиться от телевизора, но подобное наиболее неконструктивно. Частой причиной конфликта в школе выступает представление ученика, что учитель его недооценивает, придирается. Ну, не выучил я сегодня урок, сижу тихо, едва видно меня из-под парты. Зачем же меня спрашивать, вызывать к доске?

Социальных конфликтов немало, они мешают жить. Чтобы их не было, нужно с детства воспитывать в человеке уважение к другим, культуру поведения, терпимость и бережное отношение ко всему, что его окружает.

Все конфликты можно разделить на несколько видов.

Внутриличностный– столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах. Нестойкую личность это может надломить и вся оставшаяся жизнь пойдет по течению, без надежд на будущее и стремления что-то изменить. Только тот, кто готов к возникновению внутреннего конфликта, кто верит в свои силы и полон решимости бороться за счастье, выстоит, пересмотрит некоторые свои представления и пойдет дальше.

Межличностный – разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются на каждом шагу – в часпик пассажиры становятся свидетелями скандалов, возникающих почти из ничего, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения.

Межгрупповой – в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой категории – национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных. Часто в этом случае большую роль играют групповые лидеры, которые способны как раздуть конфликт до огромных масштабов, так и попытаться урегулировать его.

Конфликт принадлежности – человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты – их семьи враждовали между собой, а двое влюбленных оказались в сложной ситуации – они одновременно были членами своей семьи и любили человека из вражеского стана. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность.





Читайте также:
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.05 с.