Тема: Прибыль и рентабельность - основные финансовые результаты деятельности организации (предприятия)




Прибыль — основная цель предпринимательской дея­тельности. В условиях рыночных отношений прибыль явля­ется формой созданной и реализованной добавленной стои­мости (рис. 5).

Рис. Формирование прибыли хозяйствующего субъекта

 

 

В структуре прибыли наибольшая доля приходится на выручку от реализации продукции — денежные средства, поступающие от продажи продукции. Из выручки возме­щаются затраты на производство и сбыт продукции.

Оставшаяся часть — прибыль от реализации продукции. Прибавив прибыль (или исключив убытки) подсобных и смежных производств, не связанных непосредственно с финансовой деятельностью, прибыль от долевого участия в деятельности других организаций, сдачи имущества в аренду (т. е. прибыль от внереализационной деятельности), а также прибыль от прочей реализации, получим прибыль до налогообложения.

Разница между прибылью до налогообложения и на­логовыми льготами (необлагаемой налоговой суммой) на­зывается налогооблагаемой прибылью.

Чистая прибыль определяется как разница между при­былью до налогообложения и величиной налога на при­быль, размер которого составляет 20%.

Чистая прибыль (прибыль в распоряжении организа­ции) поступает в распоряжение субъекта хозяйствования. Она должна обеспечить возможность расширения произ­водства, осуществления социальных программ, выплату ди­видендов по акциям.

Для оценки эффективности работы организации ис­пользование только показателя прибыли недостаточно. По­этому дополнительно необходимо рассчитать рентабель­ность — относительный показатель доходности, прибыль­ности и эффективности деятельности.

Выделяют следующие показатели рентабельности:

 

1. Рентабельность имущества:

 

 

 

где П — прибыль;

ОПФ — основные производственные фонды, т. е. сум­ма среднегодовой стоимости основных и оборотных средств организации.

2. Рентабельность продукции:

 

 

где С — себестоимость товарной продукции.

3. Рентабельность продаж:

 

 

 

 

где Пр — прибыль от реализации продукции;

Vpn — объем реализованной продукции (выручка от реализации).

 

 

 

где R i рентабельность /-го вида изделия;

di— доля /-го вида продукции в общем объеме реали­зации;

q — количество выпускаемых изделий.

 

4. Рентабельность активов:

где А — сумма активов организации.

 

5. Рентабельность инвестиций:

где И — величина инвестиций;

Пч — прибыль чистая.

 

 

ПРИМЕРЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача 1

В I квартале организация реализовала продукции 5 ООО ед. по цене 80 руб. Общие постоянные расходы состав­ляют 70 000 руб., удельные переменные расходы — 60 руб.

Во II квартале изготовлено на 100 ед. больше, а посто­янные расходы удалось сократить на 20%.

Определить величину прибыли (убытка) от реализа­ции продукции в I и II кварталах, а также ее прирост в абсолютном и относительном выражении.

 

 

Решение

1. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции и ве­личиной затрат на ее производство и сбыт:

Пр = Вр - 3.

2. Определим выручку от реализации продукции в I квартале:

Вр = 5 ООО ед. • 80 = 400 тыс. руб.

3. Удельные переменные затраты — это затраты, при­ходящиеся на одну единицу продукции. Совокупные удель­ные затраты:

Зпер (I кв.) = 60 руб. • 5 ООО ед. = 300 тыс. руб.

4. Прибыль от реализации продукции в I квартале:

Пр (I кв.) = 400 тыс. руб. — (300 тыс. руб. + 70 тыс. руб.) = = 30 тыс. руб.

5. Рассчитаем объем произведенной продукции во II квартале:

V Tп (II кв.) = 5 000 ед. + 100 ед. = 5 100 ед.

6. Величина переменных затрат на весь выпуск:

Зпер (II кв) = 60 руб. • 5 100 ед. = 306 тыс. руб.

 

7. Общие постоянные расходы во II квартале снизи­лись на 20%, следовательно,

3 Пост = 70 тыс. руб. — 20% = 56 тыс. руб.

 

8. Прибыль от реализации продукции во II квартале:

Пр (II кв.) = (5100 ед. • 80 руб.) - (56 тыс. руб. + + 306 тыс. руб.) = 46 тыс. руб.

 

9. Определим прирост прибыли от реализации продукции во II квартале по сравнению с 1 кварталом в натуральном и стоимостном выражении:

ΔПр (абс) = 46 тыс. руб. — 30 тыс. руб. = 16 тыс. руб.;

ΔПр (отн) = 46 тыс. руб.: 30 тыс. руб. · 100% - 100% = 53,3%.

 

Задача 2

Сравнить рентабельность продукции за три квартала и указать наиболее рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:

Показатель Кварталы года
I II III
1. Кол-во выпущенной продукции, шт. 1 500 2 000 1 800
2. Цена 1 изделия, руб.      
3. Себестоимость 1 изделия, руб.      

 

Решение

1. Рентабельность продукции определяется как отно­шение прибыли к себестоимости продукции:

 

 

 

2. Определим выручку от реализации продукции за все кварталы:

 

 

 

 

Bp (I кв.) = 1 500 шт. • 60 руб. = 90 тыс. руб.;

Вр (II кв.) = 2 000 шт. • 60 руб. = 120 тыс. руб.;

Вр (III кв.) = 1 800 шт. • 60 руб. = 108 тыс. руб.

3. Себестоимость товарного выпуска:

 

 

 

С (I кв.) = 1 500 шт. • 50 руб. = 75 тыс. руб.;

С (II кв.) = 2 000 шт. • 52 руб. = 104 тыс. руб.;

С (III кв.) = 1 800 шт. • 48 руб. = 86,4 тыс. руб.

 

 

4. Прибыль от реализации продукции:

Пр = Вр - С;

Пр (I кв.) = 90 тыс. руб. — 75 тыс. руб. = 15 тыс. руб.;

Пр (II кв.) = 120 тыс. руб. — 104 тыс. руб. = 16 тыс. руб.;

Пр(Ш кв.)= 108тыс.руб.-86,4тыс.руб. = 21,6тыс.руб.

5. Рентабельность продукции по кварталам:

R прод (I кв.) = 15 тыс. руб.: 75 тыс. руб. · 100% = 20%;

RnpoД (II кв.) = 16 тыс. руб.: 104 тыс. руб. • 100% = 15,4%;

R прод (III кв.) = 21,6тыс. руб.: 86,4тыс. руб. • 100% = 25%.

Таким образом, наиболее эффективным является вы­пуск продукции в III квартале.

 

Задача 3

Организация выпустила за год продукции на 17 млн руб. Затраты на производство составили 10 млн руб., проценты, полученные по банковским депозитам, — 500 тыс. руб., до­ходы, полученные по ценным бумагам, — 300 тыс. руб., арен­дная плата за сданное имущество — 300 тыс. руб., штра­фы, уплаченные за нарушение договорных обязательств, — 410 тыс. руб., убытки от списанных долгов — 10 тыс. руб., расходы на благотворительные цели — 15 тыс. руб.

Определить прибыль до налогообложения и уровень рен­табельности продаж.

 

Решение

1. Прибыль до налогообложения определяется как сумма всех доходов предприятия за вычетом расходов от прочей деятельности. Определим величину прибыли от ре­ализации продукции:

Пр = 17 млн руб. — 10 млн руб. = 7 млн руб.

2. Рассчитаем прибыль организации до налогообло­жения:

Пдн = 7 млн руб. + 0,5 млн руб. + 0,3 млн руб. + 0,3 млн руб. +

+ 0,41 млн руб. — 0,01 млн руб. - 0,015 млн руб. = 8,485 млн руб.

3. Рентабельность продаж рассчитаем как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализа­ции продукции:

Rпрод = 7 млн руб.: 17 млн руб. • 100% = 41%

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: