В философском энциклопедическом словаре понятие "контроль" определяется как: "Контроль (от Франц. Controle — встречная, вторичная запись с целью проверки первой) - проверка, наблюдение; часто употребляется в смысле англ. Control (господство, насилие, власть)" [237, с.221].
"Большая советская энциклопедия" дает такое определение: "Контроль...- проверка чего-либо, например, выполнения законов, планов, решений." [51, с.70].
В "Педагогическом словаре" [164] понятия "контроль" мы не встречаем, однако, находим определения таким понятиям как "проверка" и "оценка". "Проверка (учебная) - выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся, составная часть процесса обучения " [164, с. 183]. "Оценка - определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины " [164, с.69].
Такая же самая картина наблюдается в "Российской педагогической энциклопедии" - понятие "контроль" отсутствует, зато дано определение понятиям "проверка" и "оценка". "Проверка знаний, умений, навыков учащихся - составная часть процесса обучения, имеющая целью контроль учебной работы школьников, учет их успеваемости" [194, с. 198]. "Оценка успеваемости учащихся - определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами " [194, с. 198].
Г.М.Коджаспирова дает следующее определение понятию «контроль»: «Контроль (ф.сошгоіе) - 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливания степени соответствия принятых решений фактическому состоянию дел» [106, с.63].
|
Для нашего исследования также важно рассмотрение основных физиологических и психологических механизмов, лежащих в основе процесса контроля.
Физиологическим механизмом, обеспечивающим этот процесс, является обратная афферентация [23, 62, 63], что составляет необходимое условие для замыкания кольца условного рефлекса. С ее помощью осуществляется обратная связь реакции с анализом и оценкой полученного полезного эффекта. П.К.Анохиным установлено наличие центрального нервного аппарата-акцептора действия, который служит для восприятия аффектных сигналов от работающих органов и оценки результатов выполненного действия. На основе этих оценок осуществляется коррекция действия. Оценка производится путем сличения совершенного действия с поставленной целью. Тем самым устанавливаются ориентиры для контроля.
Таким образом, всякая деятельность людей, в том числе и учебная, включает в себя не только отдельные движения и действия, но и контроль за их протеканием и получаемыми результатами. Контроль заключается в сличении текущего состояния с образом действия и результата, которые предваряют само действие. Завершается контроль действия исправлением ошибок и совершенствованием всей деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что основную роль в обеспечении контроля в процессе обучения играет корригирующая функция обратных афферентаций.
Основной психологический механизм, описывающий контроль, выражен в идее ПЛ.Гальперина о внимании как идеальной, сокращенной и автоматизированной форме контроля [62, 63]. Суть идеи состоит в том, что внимание представляет собой контроль в особой форме идеального, автоматизированного действия, конечного продукта поэтапного формирования контроля как умственного действия. В основе разработки данной идеи лежит, во-первых, понятие ориентировочной основы деятельности, а во-вторых, знание тех изменений, которые претерпевает материальное действие, становясь умственным. Поиск ориентировочной основы деятельности в ситуации контроля предполагает присутствие образа среды действия и самого действия, на основе которого происходит управление. Управление действием на основе образца требует сопоставления задания с его исполнением, поэтому контроль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Отсюда делается вывод, что контроль является неотъемлемым элементом психики, особенно на этапе ориентировки.
|
Затем П.Я.Гальперин раскрывает те изменения, которые имеют место при формировании умственных действий. Становясь умственными, действия неизбежно сокращаются. На участке сокращения происходит "как бы непосредственный, ассоциативный переход между сохранившимися звеньями" [63]. Когда такое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, оно становится вниманием, за счет которого происходит улучшение деятельности. Раскрывая характер такого улучшения, П.Я.Гальперин отмечает, что в отличие от других действий, которые все производят какой-нибудь продукт, деятельность контроля не имеет отдельного продукта. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты. Улучшение деятельности за счет внимания происходит благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью критерия меры, образца. Наличие такого образца, создавая возможность более четкого сравнения и различения, ведет к гораздо лучшему распознанию явлений и другим положительным характеристикам.
|
Можно проследить следующую эволюцию контроля [23, 62, 63]: в самом начале контроль, направленный на основное действие как на свой объект, только следует за ним. Затем контроль все более начинает совпадать с основным действием, и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия контроль постепенно распространяется на все более ранние фазы ориентировочной деятельности. При этом контроль всегда совпадает с ориентировочной деятельностью по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени.
Рассматривая интересующую нас проблему с точки зрения педагогики, следует отметить что, в настоящее время в теории еще нет установившегося подхода к определению понятий "оценка", "контроль", "проверка", "учет" и других, тесно с ними связанных. Во многих источниках эти понятия нередко смешиваются и взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.