Сущность, функции, принципы контроля результатов обучения студентов педвуза




В философском энциклопедическом словаре понятие "контроль" определяется как: "Контроль (от Франц. Controle — встречная, вторичная запись с целью проверки первой) - проверка, наблюдение; часто употребляется в смысле англ. Control (господство, насилие, власть)" [237, с.221].

"Большая советская энциклопедия" дает такое определение: "Контроль...- проверка чего-либо, например, выполнения законов, планов, решений." [51, с.70].

В "Педагогическом словаре" [164] понятия "контроль" мы не встречаем, однако, находим определения таким понятиям как "проверка" и "оценка". "Проверка (учебная) - выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся, составная часть процесса обучения " [164, с. 183]. "Оценка - определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины " [164, с.69].

Такая же самая картина наблюдается в "Российской педагогической энциклопедии" - понятие "контроль" отсутствует, зато дано определение понятиям "проверка" и "оценка". "Проверка знаний, умений, навыков учащихся - составная часть процесса обучения, имеющая целью контроль учебной работы школьников, учет их успеваемости" [194, с. 198]. "Оценка успеваемости учащихся - определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами " [194, с. 198].

Г.М.Коджаспирова дает следующее определение понятию «контроль»: «Контроль (ф.сошгоіе) - 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливания степени соответствия принятых решений фактическому состоянию дел» [106, с.63].

Для нашего исследования также важно рассмотрение основных физиологических и психологических механизмов, лежащих в основе процесса контроля.

Физиологическим механизмом, обеспечивающим этот процесс, является обратная афферентация [23, 62, 63], что составляет необходимое условие для замыкания кольца условного рефлекса. С ее помощью осуществляется обратная связь реакции с анализом и оценкой полученного полезного эффекта. П.К.Анохиным установлено наличие центрального нервного аппарата-акцептора действия, который служит для восприятия аффектных сигналов от работающих органов и оценки результатов выполненного действия. На основе этих оценок осуществляется коррекция действия. Оценка производится путем сличения совершенного действия с поставленной целью. Тем самым устанавливаются ориентиры для контроля.

Таким образом, всякая деятельность людей, в том числе и учебная, включает в себя не только отдельные движения и действия, но и контроль за их протеканием и получаемыми результатами. Контроль заключается в сличении текущего состояния с образом действия и результата, которые предваряют само действие. Завершается контроль действия исправлением ошибок и совершенствованием всей деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что основную роль в обеспечении контроля в процессе обучения играет корригирующая функция обратных афферентаций.

Основной психологический механизм, описывающий контроль, выражен в идее ПЛ.Гальперина о внимании как идеальной, сокращенной и автоматизированной форме контроля [62, 63]. Суть идеи состоит в том, что внимание представляет собой контроль в особой форме идеального, автоматизированного действия, конечного продукта поэтапного формирования контроля как умственного действия. В основе разработки данной идеи лежит, во-первых, понятие ориентировочной основы деятельности, а во-вторых, знание тех изменений, которые претерпевает материальное действие, становясь умственным. Поиск ориентировочной основы деятельности в ситуации контроля предполагает присутствие образа среды действия и самого действия, на основе которого происходит управление. Управление действием на основе образца требует сопоставления задания с его исполнением, поэтому контроль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Отсюда делается вывод, что контроль является неотъемлемым элементом психики, особенно на этапе ориентировки.

Затем П.Я.Гальперин раскрывает те изменения, которые имеют место при формировании умственных действий. Становясь умственными, действия неизбежно сокращаются. На участке сокращения происходит "как бы непосредственный, ассоциативный переход между сохранившимися звеньями" [63]. Когда такое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, оно становится вниманием, за счет которого происходит улучшение деятельности. Раскрывая характер такого улучшения, П.Я.Гальперин отмечает, что в отличие от других действий, которые все производят какой-нибудь продукт, деятельность контроля не имеет отдельного продукта. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты. Улучшение деятельности за счет внимания происходит благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью критерия меры, образца. Наличие такого образца, создавая возможность более четкого сравнения и различения, ведет к гораздо лучшему распознанию явлений и другим положительным характеристикам.

Можно проследить следующую эволюцию контроля [23, 62, 63]: в самом начале контроль, направленный на основное действие как на свой объект, только следует за ним. Затем контроль все более начинает совпадать с основным действием, и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия контроль постепенно распространяется на все более ранние фазы ориентировочной деятельности. При этом контроль всегда совпадает с ориентировочной деятельностью по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени.

Рассматривая интересующую нас проблему с точки зрения педагогики, следует отметить что, в настоящее время в теории еще нет установившегося подхода к определению понятий "оценка", "контроль", "проверка", "учет" и других, тесно с ними связанных. Во многих источниках эти понятия нередко смешиваются и взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: