Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.
Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.
Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.
Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.
Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учебной дисциплине.
Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.
Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.
Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.
|
Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:
а) основы конституционного строя;
б) основы взаимоотношений государства и личности;
в) политико-территориальное устройство;
г) основы организации и деятельности органов государственной власти.
Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах конституций зарубежных стран и определяют их структуру.
Методы правового регулирования конституционного права:
а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за
высшими органами власти, что и определено в Конституции);
б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;
в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
|
Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституционного права, повседневную реализацию его норм, открывает закономерности его развития, а также дает практические советы, направленные на совершенствование конституционных норм.
Изучение конституционного права зарубежных стран - это исследование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствующими общечеловеческим ценностям.
Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, теологией и социологией. Ее формирование как самостоятельной отрасли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.
Сами же идеи конституционного значения - об устройстве общества и государства высказывались уже в сочинениях таких древнегреческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочинениях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.
В более поздний период, относящийся уже к средним векам, были опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей конституционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых конституционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.
|
На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.
В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.
Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.
В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические государства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституционное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который воплощает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидарность и пр.). Представители этого направления выступают за демократическое, правовое и социальное государство, разделение властей, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом, признание местного самоуправления, за подлинно народный характер государственной власти (а не классовый).
Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.
Ученые леворадикалистского направления полагают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так называемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.
Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.
Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существуют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.
Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х годов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер государства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в настоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и поныне.
Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Теологическая школа занимает особое место в юридической мысли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее правое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлением. И представлена она главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Халифата - справедливого правления, которое существовало при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Таковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.