Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика




Теоретические основы организации рабочих мест в организации

 

В системе «человек–техника–среда» рабочее место является одним из центральных направлений исследования и проектирования при организации трудовой деятельности человека [1, с.5].

Рабочее место представляет собой наименьшую целостную единицу производства, где взаимодействуют три основных элемента труда – предмет, средства и субъект труда. Определяют рабочее место и как систему функционально и пространственно организованных средств труда, обеспечивающую работающему условия для успешного и безопасного протекания трудовой деятельности.

Эргономический анализ рабочего места предполагает вначале изучение его организации и оснащенности, а затем оценку условий труда оператора, эффективность реализации трудовой деятельности.

Организация рабочего места – это результат проведения системы мероприятий по функционированию и пространственному размещению основных и вспомогательных средств труда для обеспечения оптимальных условий трудового процесса. Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для решения работающим поставленных перед ними производственных задач. К ним относятся основные и вспомогательные средства труда и техническая документация [1, с.5].

Основные средства труда – это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции (пульты управления, табло, мнемосхемы, манипуляторы, станки, стенды, промышленные роботы и т. п.).

Вспомогательные средства труда делятся по назначению на технологические и организационные средства. Технологические средства обеспечивают эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства обслуживания пультов управления, ремонта, наладки, контроля технических устройств и т. д.). Организационные средства обеспечивают эффективную организацию труда человека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования. В состав организационных средств входят: рабочая мебель (столы, средства отображения информации, стенды, печатающие устройства, компьютерная техника, инструментальные тумбочки, сиденья и т. д.); устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда (лифты, поддоны, пневмопочта и т. д.); средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места и т. п.

Рациональная организация рабочего места имеет первосте­пенное значение для любого вида деятельности. От уровня его оснащения и системы обслуживания во многом зависит эконо­мия физической и умственной энергии, эффективность труда [5, с.15].

Рабочее место менеджера представляет собой место прило­жения его труда, оснащенное техническими средствами и сис­темой обслуживания, предназначенными для наиболее эффек­тивного выполнения возложенных на него обязанностей.

Организация рабочего места – это совокупность мероприя­тий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

При организации оснащения процесса управленческого тру­да техническими средствами целесообразно обеспечить комп­лексное использование средств оргтехники по видам работ:

– составление текстовой документации;

– обработка входящих и исходящих документов;

– копирование и размножение документов;

– хранение, поиск и передача документов;

– вычислительные операции;

– обеспечение оперативной связи и сигнальной информаци­ей;

– оснащение оборудованием и мебелью служебных помеще­ний.

Кроме того, санитарно–гигиенические условия труда менед­жеров и служащих должны соответствовать общегосударствен­ным требованиям и нормам. Созданию творческой обстановки способствует рациональное цветочное оформление. Цветочный климат рабочего помещения основывается на установленной на­укой закономерности влияния цвета окружающей среды на не­рвную систему человека.

Благоприятные климатические условия на рабочем месте менеджера могут обеспечить вентиляционные установки, сис­темы кондиционирования воздуха. Для ослабления шумовых воздействий, рекомендуется использовать звукопоглощающие плиты, ковры и т.п.

Современная организация рабочих мест управленческого ап­парата вызывает необходимость учета эстетических требований к архитектурно–планировочным решениям интерьеров, декора­тивному оформлению рабочих мест: шторы, светильники, цве­точное оформление, правильная расстановка мебели и т.д.

Под рабочее место руководителя отводят, как правило, от­дельное помещение 20–50 кв.м. На рисунке 1.1 и рисунке 1.2 приве­дены схемы возможной планировки рабочих мест руководите­лей предприятий и их заместителей.

Рисунок 1.1 – Планировка рабочего места руководителя предприятия

 

 

При организации рабочих мест руководителей предусмат­ривают помещение для рабочей зоны и зоны совещаний, а так­же зоны для неофициальных переговоров. Рекомендуемое рас­положение оргтехники и материалов на рабочем столе директо­ра и внутри стола приведено на рисунке 1.3. При кабинетах руко­водителей предприятий может быть предусмотрена комната личной работы и отдыха, оснащенная рабочим столом, жур­нальным столиком, креслом, шкафом и т.д.

Некоторые отличительные особенности имеет рабочее место среднего менеджера – начальника цеха, отдела и т.д. (рисунке 1.4). Для таких руководителей рабочее место отводится в наиболее освещенной части кабинета и, оснащается рабочим столом и возможно столом–приставкой, креслом, столом и креслом для посетителей. Зона совещаний организуется специальным сто лом, стульями и креслами, а в зоне неофициальных переговоров располагается журнальный столик с двумя–тремя креслами.

Система обслуживания рабочих мест менеджеров, как пра­вило, включает средства связи и автоматизированную систему информации (АСИ).

Система связи комплектуется телефоном, телетайпом, фак­сом, переговорными устройствами, диспетчерскими и приклад­ными телевизионными установками, электронной почтой.

Рисунок 1.2 – Примеры организации рабочих мест руководителей высшего уровня

Рисунок 1.3 – Рекомендуемое расположение материалов и оргтехники на рабочем месте руководителя:

1 – ящик для руководящих материалов; 2 – ящик для фонотеки; 3 –ящик для диктофона; 4 – ящик для справочной литературы в папки под­весного хранения; 5 – ящик для канцелярских принадлежностей; 6 – ящик для писчей бумаги; 7 – ящик для оргблокнота; 8 – ящик для материалов творческой работы в папках подвесного хранения.

Рисунок 1.4 – Примеры организации рабочих мест руководителей среднего уровня:

1 – рабочий стол; 2 – стол–приставка; 3 – стол для совещаний; 4 –кресло; 5 – стулья; 6 – тумбочка для книг; 7 – корзина для бумаг; 8 –вычислительная машина; 9 – телефонный концентратор; 10 – настольная лампа; 11 – лоток для бумаг; 12 – письменный прибор; 13 – перекидной календарь; 14 – шкаф для образцов продукции; 15 – раковина; 16 – вешал­ка; 17 – шкаф для документов; 18 – тумбочка для книг; 19 – книжный шкаф; 20 – шкаф для одежды; 21 – стол для посетителей; 22 – доска для чертежей, схем, расчетов.

АСИ комплектуется техническими средствами АСУ, такими как, регистраторы производства, входные и выходные устройства ЭВМ, которые передают, накапливают, хранят и перерабатыва­ют варианты управленческих решений. Этот комплекс может дополняться телевизионными диалоговыми устройствами, про­мышленными телевизионными установками, магнитофонами.

Из всех средств связи наиболее часто используется телефон, с помощью которого можно подсоединиться к глобальной элект­ронной сети. Конечной целью пользователя Internet является получение доступа к соответствующим серверам для удовлетво­рения своих потребностей [5, с.18].

Особую роль в этом процессе играет электронная почта, ко­торая предназначена для обмена различного рода посланиями между отдельными пользователями Internet. Эти послания мо­гут содержать текст, звук, видеоизображения, а также целые файлы с документами, компьютерными программами.

Важно при организации рабочего места руководителя пре­дусмотреть его гибкость, т.е. оперативность реагирования на изменение внешней или внутренней среды предприятия. Такая гибкость подразумевает высокую скорость и качество обработки информации, проведения ее анализа до подчиненных, органи­зацию необходимого контроля за исполнением.

Развитие информационных технологий позволило руковод­ству вводить в практику так называемый дистанционный ме­неджмент, основанный на принципе дистанционного управле­ния посредством создания крупных высокоэффективных систем обработки данных и связанный с объединением верхнего уров­ня иерархии организации и непосредственными исполнителя­ми с помощью коммуникационных каналов и разного рода экс­пертных систем, принимающих на себя те функции управления, которые в обычных оргструктурах реализуются менедже­рами среднего уровня.

Широкое распространение получили в менеджменте так на­зываемые автоматизированные места руководителя (АРМ). Состав АРМ комплектуется персональной ЭВМ, имеет кален­дарь, часы, алфавитную записную книжку для адресов и теле­фонов, электронный дневник, средства для сохранения и хране­ния корреспонденции, систему контроля за ходом выполнения принимаемых решений.

Таким образом, решение задач менеджмента предусматри­вает широкое использование автоматизированных технологий, т.е. работу в электронном офисе.

Под электронным офисом предусматривают программно–ап­паратный комплекс, который ведет обработку документов и автоматизирует работу пользователей в системах управления.

В его состав входят следующие аппаратные средства:

– один или несколько персональных компьютеров, возмож­но, объединенных в сеть;

– передающие устройства;

– средства копирования документов;

– сканеры для ввода текстовой и графической информации непосредственно с первичных документов;

– проекционное оборудование для проведения презентаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: