Существует своего рода микрокосм из фанатиков Ренн-ле-Шато, его тайн и связанных с ним самых неожиданных гипотез. Микрокосм этот крайне пестрый. Леопольд Санчес, талантливый журналист из «Фигаро-Магазен», рисковал вызвать бурю, опубликовав прекрасную статью: «Ренн-ле-Шато, сокровище кюре — правда или ложь?» в номере за 7 июля 2001 года. Региональная пресса последовала его примеру в следующие дни и недели, как и остальные средства массовой информации, во Франции и за рубежом.
Дело в том, что мэр Ренн-ле-Шато получил письмо от Джона-Льиса Генибрела, американского гражданина' из Калифорнии. Дед его дяди, строительный прораб, помогал аббату Соньеру закопать ящик и несколько других предметов под башней Магдалины. Спустя некоторое время после переписки в Ренн приехали четверо археологов из «Джн Мерил Фаундейшн» во главе с профессором Робертом Эйземанном, крупнейшим специалистом по христианской археологии. Из Ватикана прислали трех итальянцев «под руководством маститого богослова, доктора Серены Тахе». Начались работы, во время которых археологи использовали суперсовременный эхограф «сканер GTR». Под церковным нефом нашли склеп (о нем упоминается в приходском бюллетене XVII века). Но не это главное: под фундаментом башни обнаружили четырехугольный предмет размером 130 на 90 сантиметров. Археологи начали готовиться к крупномасштабным раскопкам. Правда вот-вот должна была выплыть наружу! Но в апреле 2003 года ДРАК (государственная инстанция, дающая разрешение на проведение подобных раскопок) все еще не дала своего согласия.
Во всем вышесказанном есть две очевидные странности. Одна касается пресловутого сундука: общеизвестно, что М. Бютьон, хозяин поместья, ученый и талантливый исследователь (к несчастью, он умер в 2002 году) буквально превратил фундамент башни в швейцарский сыр, пробив нем множество отверстий. Но он ничего не нашел! Вторая странность — присутствие в этих местах делегации Ватикана. Странность… и не только для нас!
|
Развитие событий интригует или вызывает улыбку. Сошлюсь на свой опыт, а также опыт своего друга Чарли Сэмсона, писателя и междисциплинарного исследователя, который живет Латте, но всегда проводит отпуск в деревне Разе. Вот там-то мы впервые и познакомились. Мы пришли к общему выводу: тайная подоплека дела Соньера, неясные перспективы и обстоятельства нового взрыва интереса к Ренн-ле-Шато требуют, чтобы результаты раскопок проводились под специальным надзором, а не были оставлены на откуп одного-единственного института. К делу должны подключиться местная пресса и участники конференций «вокруг Ренн-ле-Шато». Почему конференций и почему «вокруг Ренн-ле-Шато»? За десятилетия нам с Чарли Сэмсоном довелось устраивать сотни конференций, каждый по своему предмету, как во Франции, так и за рубежом; таким образом, организация подобных мероприятий не представляла для нас большого труда. В особенности мы устраивали культурные вечера об истории Ренн-ле-Шато в течение четырех-пяти сезонов. Но в данном случае путь в «столицу» был нам заказан: мы отказались пойти на поводу у организаторов этого нового «поворота» дела. Вот уж, поистине, преступление, не достойное прощения!
Мы организовали добрый десяток конференций «вокруг Ренн-ле-Шато» в августе 2001 года, где приняла участие заинтересованная аудитория, активно и со знанием вопроса участвовавшая в дебатах. Мы обсудили со священником — известным своим высоким интеллектуальным уровнем и нравственными устоями — перевод латинских выражений; Единственный раз — когда мы оспорили каббалу интегристов — участники покинули зал во время дискуссии; в Ренн-ле-Бен нам пришлось, к сожалению, допустить на заседание лишь пятьдесят человек; но были заняты не только сидячие, но и стоячие места; люди устраивались прямо на полу; у нас было немало интересных и познавательных встреч. Без сомнения, август выдался очень веселый, ничего не скажешь.
|
И что же в это время делал мэр Ренн-ле-Шато, вынужденный почти ежедневно давать интервью? Он все время приуменьшал значимость вмешательства Ватикана в «дело о Ренн-ле-Шато»; он твердил, что «маститый богослов» не играет никакой роли, а ее спутники — вообще пустое место. Конечно, я не стал бы утверждать, что мы с Чарли Сэмсоном серьезно мешали католическому предприятию. Но мы страстно хотели бы, чтобы новые сведения касательно этого дела, пусть они даже связаны и не только с Соньером, сообщили широкой аудитории. Разве мы многого просим?
Не стоит заканчивать книгу словом «конец»; события продолжают идти своим чередом…
Да, Беранже Соньер, какую запутанную детективную историю вы состряпали! Но в любом случае, спасибо, господин аббат.
Разе, весна 2003 г.
[1]L'Or des templiers. Paris: Robert Laffont. 1947. P. 137.
[2]Мы сохранили орфографию автора в словах «менгир» (menir), «омела» (guy) и «кромлех» (cromleck).
[3]Особенно мы рекомендуем прочесть две недавно вышедшие книги, каждая из которых представляет собой подробный обобщающий труд: Hopkins M. Simmars G. Wallace-Murphy T. Rex Deus. Paris; Rocher, 2001; Gardner L. Le Graal et la lignee royale du Christ. Paris; Dervy, 1999.