РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки Заочная форма обучения
Квалификация (степень) выпускника магистр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Г. Кострома 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Состояние и перспективы современной социальной психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» в первом семестре обучения. Курс имеет теоретико-практическую ориентацию и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курса заключается в формировании способности на начальном уровне создавать программы социально-психологического исследования, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Задачи курса:
- раскрыть исторический контекст социально-психологического знания;
- ознакомить магистрантов с основными теоретическими направлениями и их представителями в социальной психологии XX – начале XXI вв.;
-сформировать способность к переносу теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;
-сформировать способность на начальном уровне осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;
|
- сформировать способность на начальном уровне создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, читается в первом семестре и заканчивается зачетом во втором. Курс является начальным для формирования профессиональных компетенций: ПК-2, ПК-7. Совместно с ним на этом уровне ПК-2 формируется в дисциплинах: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», а ПК-7 на начальном уровне обеспечивают дисциплины: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Качественные методы исследования: феноменологическое интервью».
Средний уровень профессиональной компетенции ПК-2 связан с дисциплинами «Методологические проблемы психологии» в первом семестре, «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» во втором семестре, «Деформация и девиация личности и поведения» в 3 семестре. На высшем уровне компетенции ПК-2 формируется в курсах: «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре и «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре.
Профессиональная компетенция ПК-7 на среднем уровне формируется курсами «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология социального влияния» в 4 семестре. На итоговом уровне компетенция ПК-7 формируется в ходе производственных практик и дисциплиной «Психологические исследования рекламы и PR» в 4 семестре.
|
Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
-содержание основных школ и теорий социальной психологии личности и дискуссионный характер диалога между ними;
-методологические принципы отечественной социальной психологии;
-насущные проблемы сегодняшнего этапа развития мировой и отечественной социальной психологии;
-достижения и просчеты практической работы социальных психологов.
Уметь:
-анализировать связь положений науки и социальной практики;
-выделять социально-психологические явления в историческом контексте;
-осуществлять перенос теоретических положений в сферу прикладных социально-психологических исследований;
- осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение социально-психологического исследования;
-делать прогнозы о перспективности и возможностях отдельных направлений прикладных исследований.
-находить соответствующую литературу по изучаемому вопросу.
|
Владеть:
-основными методами социально-психологического исследования и этическими проблемами их применения;
-навыками работы с научной литературой по изучаемым проблемам;
-навыками создания программы, направленной на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций ПК-2, ПК-7. Ожидаемые результаты освоения дисциплины непосредственно связаны с компетентностной моделью выпускника. Предполагается, что магистрант будет обладать:
-в научно-исследовательской деятельности:
- способностью осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2).
- в практической деятельности:
- способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7).
Краткое содержание дисциплины:
Раздел 1. Современная социальная психология
Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии.
Тема 2. Психология социального познания.
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии
Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений.
Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология.
Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)