Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
1. Раздел 1. Современная социальная психология Тема 1. Современное определение предмета социальной психологии Вопросы и задания к семинару в диалоговом режиме 1). Дайте современное определение предмета социальной психологии. 2). Назовите этапы развития социальной психологии как науки. 3). Почему в настоящее время существует психологическая и социологическая социальная психология? 4). Что такое научная парадигма? Дайте определение. 5). Почему методологические принципы экспериментальной психологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой объяснения? Какова эволюция парадигмы объяснения? 6). Почему методологические принципы социологической социальной психологии непосредственно связаны с парадигмой понимания? Какова эволюция парадигмы понимания? 7). В чем сущность парадигмы «раскрытия» и особенностей ее применения в социально-психологических исследованиях? 8). Существуют ли различия в методах исследования в парадигмах объяснения, понимания, «раскрытия»? Какие? 9). Приведите доказательства тезиса об «изначальной практичности» социальной психологии. 10). Приведите примеры переосмысления фундаментальных социально-психологических проблем в результате прикладного исследования или практической работы. 11). Назовите основные различия между академическим и практическим социальным психологом. дискуссия по предложенным вопросам на практическом занятии. 6 часов Дискуссия по предложенным вопросам на практическом занятии.    
Тема 2. Психология социального познания Задание 1.Выберите правильный вариант ответа. Создателями теории социальных представлений являются: а) К. Герген; б) Д. Хоманс; в) С. Московичи и Э. Дюркгейм; г) С. Московичи; д) М. Шериф; е) Г. Келли и Р. Мертон. Самыми ближайшими предшественниками психологии социального познания являются: а) когнитивная психология и социальная психология (в той ее части, где изучаются проблемы социальной перцепции), теории когнитивного соответствия и атрибутивных процессов; б) социальный когнитивизм, теория социальных представлений Г.Тэджфела и теория самокатегоризации Дж.Тернера, каузальная атрибуция Г.Хайдегера; в) гештальт психология и теория «поля» К.Левина, теория диадического взаимодействия Д.Тибо и Г.Келли, теория социального обмена Д.Хоманса. Задание 2. Ответьте на следующие вопросы: 1). Дайте определение понятию «социальное представление». 2). Какова структура социального представления? 3). Почему социальное представление является формой познания социальной действительности? 4). Какие основные три функции выполняет социальное представление? 5). Как формируются социальные представления? 6). Чем фундаментальная ошибка атрибуции отличается от мотивационных ошибок? 7). Почему в атрибутивных теориях должен использоваться социальный контекст? 8). Назовите четыре этапа когнитивной работы с социальной информацией. 9). Почему схемы являются наиболее универсальным способом хранения и структурирования информации? 10). Что такое скрипты? 11). Как эмоции включаются в процесс социального познания? Каково соотношение когнитивных и эмоциональных компонентов в социальном познании? 12). Почему при совершении фундаментальной ошибки атрибуции необходимо учитывать эмоциональный фактор? 13). Какую роль играет настроение в процессах принятия решений? 14). Что такое аттитюд? Дайте определение. 15). Каковы структура и функции аттитюдов? 16). Известно, что после эксперимента ЛаПьера, открывшего факт расхождения аттитюда и реального поведения, в исследованиях аттитюдов господствовал пессимизм. Однако новые перспективы в исследованиях аттитюдов все-таки появились... С какими новыми направлениями исследования аттитюдов эти перспективы связаны? 17). Какая существует зависимость между «выученной беспомощностью» и атрибутивным стилем личности? 12 часов Групповая дискуссия по предложенным вопросам организуется на практическом занятии  
Раздел 2. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии Тема 3. Социальная психология в контексте социальных изменений Задание 1. Выберите правильный вариант ответа. «Европейский» вклад в новую научную парадигму в современной социальной психологии сделали: а) теория социальной идентичности А. Тэшфела; б) теория социальных представлений С. Московичи; в) этогеника Р.Харре; г) социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена); д) социобихевиоральный подход А. Бандуры; е) программированное обучение Скиннера. Задание 2. Ответьте на следующие вопросы: 1). К какому времени относится начало дискуссии о новой парадигме в современной социальной психологии? Каковы основные векторы новой научной парадигмы? 2). В 1972 году А. Тэшфэл, создавший теорию социальной идентичности, сказал, что главной проблемой социальной психологии нужно считать проблему социальных изменений. Согласны Вы или нет с данным утверждением? Приведите аргументы «за» или «против». 3). Почему социальный конструкционизм К. Гергена (Джерджена) представляет собой социально-психологический вариант постмодернизма? 4). Почему социальное знание является продуктом совместной деятельности людей? 5). Известно, что К. Герген (Джерджен) сформулировал несколько гипотез, раскрывающих содержание концепции социального конструкционизма: -«Исходным пунктом всякого знания является сомнение в том, что окружающий мир — нечто, само собой разумеющееся и поэтому его объяснение может быть лишь конвенцией; -его осмысление становится результатом совместной деятельности людей, их отношениями, и слова, употребляемые для обозначения социальных процессов, имеют смысл лишь в контексте этих отношений; -распространенность различных форм понимания мира зависит от характера социальных процессов, и правило, «что чем считать» обусловлено характером социальных изменений; -это означае, что описания и объяснения мира конституируют формы социального действия и тем самым включаются в социальную деятельность». (Цитата по статье: Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электронный научный журнал. - 2009. - N 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2011). 6). Проанализируйте основные положения социального конструктивизма. -Почему К. Герген называл социальную психологию историей? -Как модифицируется процесс социальной категоризации в ситуации быстрых социальных изменений? -Почему новой функцией социальной психологии является не функция прогнозирования поведения, а функция «катализатора социальной восприимчивости и чувствительности» (по К. Гергену)? -Почему применение эвристик — упрощенных правил принятия решений — является формой «быстрой категоризации», необходимой в ситуации радикальных социальных изменений? -Почему конструирование образа социального мира «на равных правах» включает и когнитивные, и эмоциональные компоненты? 14 часов Коллоквиум по новой научной парадигме в социальной психологии.
Тема 4. Социальная идентичность личности. Дискурс и социальная психология Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. 14 часов Обсуждение индивидуальных статей по теме
Тема 5. Новые направления социально-психологических исследований Подготовьте презентацию содержания новой книги по социальной психологии из предложенного списка (Возможен собственный поиск и презентация книги по своему желанию): 1.- Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 2.- Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 3.- Гулевич О. А. Социальная психология справедливости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. с. 4.- Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. - М.: Юнити-Дана, 2012. 5. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. - М. : Аспект Пресс, 2008. 6.- Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт: культура и социальные представления. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН, 2009. 7.-Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 8.-Айзенбах И., Эртель М.Бессознательное в организации. Психоанализ социальных систем. Антология / перевод А. Логинов. - М. : Verte, 2009. 9.-Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 10.- Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 14 часов Оценка по результатам публичного выступления с презентацией новой книги по социальной психологии

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!