Безопасность государства, личности и бизнеса




 

Безопасность – одна из важнейших целей и задач любого государства. Создание комфортной и безопасной среды в стране, включает обеспечение личной безопасности граждан, безопасности государства и безопасности бизнеса. Теперь эта задача требует отдельного подхода к личной и корпоративной безопасности в Интернете, включая совершенствование законодательной базы, проведение образовательных мероприятий, исследований и обсуждений в масштабах всего российского общества.

Эксперты считают ключевые направлениями развития здесь:

1) Стимулирование разработки и распространения доверенного отечественного ПО для замещения импортируемого, включая стимулирование использования отечественного ПО в госорганах, государственных и частных компаниях, в странах Таможенного Союза.

Для этого, они полагают, необходимо:

· Создание режима благоприятного для предпринимательства в области создания и экспорта ПО, специальный налоговый режим, продвижение идеи предпринимательства в разработке ПО, помощь на государственном уровне в распространении российского ПО в соседние страны;

· Формирование государственного заказа, запроса на разработку ключевого ПО внутри России (операционные системы, базы данных, системы обработки информации, офисные пакеты), поддержка конкуренции российских разработчиков для повышения качества разрабатываемого ПО;

· Стимулирование госорганов и госкомпаний к использованию отечественного ПО, включая создание реестров отечественного ПО, протекция при использовании отечественного ПО, приоритет обучению использования отечественного ПО в учебных заведениях;

· Формулирование принципов комплектации доверенного ПО для госорганов и госкомпаний, рекомендаций к его использованию частными компаниями, доведение этих принципов разработчикам ПО.

Эксперты ожидают:

· Переход всех государственных органов и госкомпаний от иностранного ПО с закрытыми кодами к ПО с открытым кодом или к доверенному отечественному ПО;

· Формирование культуры разработки отечественного ПО, появления значительного количества разработчиков доверенного ПО в России.

 

2) Стимулирование развития систем безопасности сетевой инфраструктуры для государства, бизнеса и граждан на всей территории страны, включая развитие системы противодействия сетевым атакам, противодействия развитию и распространению кибероружия.

Эксперты уверены, что нужно сконцентрироваться на направлениях:

· Обеспечение защиты критически важной инфраструктуры. Совместная работа с компаниями, управляющими критическими сегментами национальной ИКТ-инфраструктуры для обеспечения защищенности ключевых данных и систем;

· Создание и распространение правительственных рекомендаций для кибербезопасности и тестирования процедур реагирования на киберугрозы;

· Введение гарантий производителей аппаратного и обеспечения и ПО на отсутствие не декларированных возможностей, умышленного внедрения вредоносного или шпионского функционала, работоспособности оборудования и программ на всей территории страны;

· Развитие новых внутренних сетей инфраструктуры Интернета с учетом всех требований к операторам связи, безопасности и фильтрации трафика;

· Определение уязвимых точек для целостности национального сегмента Интернета, создание моделей угроз, сценариев реагирования и противодействия кибератакам. Проведение регулярных учений по защите критически важной инфраструктуры;

· Создание центров оперативного реагирования и обмена информацией между государствами для совместного противодействия киберугрозам, изучения лучших практик, сотрудничество с бизнес-структурами в расследовании киберпреступлений;

· Усиление экспертной работы в международных структурах, активное представление и лоббирование интересов безопасности в Интернете на международном уровне, ограничения распространению кибероружия;

· Создание культуры информационной безопасности, включая раннее обучение основам «компьютерной гигиены».

3) Комплексное обеспечение безопасности граждан и бизнеса в стране и за ее пределами, включая безопасность личных и корпоративных данных, неприкосновенность личной жизни, охрану коммерческой тайны. По мнению экспертов, для этого необходимо:

· Разработка и регламентация требований идентификации и аутентификации интернет-пользователей;

· Пропаганда мер обеспечения личной и корпоративной безопасности, обеспечение информационного обучающего фона для населения страны;

· Регулярные исследования и мониторинг уязвимостей в российском Интернете государственными или частными структурами;

· Стимулирование развития безопасных сервисов в стране, в первую очередь, безопасных хранилищ данных и систем их обработки;

· Развитие инфраструктуры расследований киберпреступлений;

· Определение требований к безопасности данных различных категорий, актуализация положений законодательства о неприкосновенности личной жизни, сохранении коммерческой и государственной тайны, обновление законодательства о персональных данных в соответствии с международными стандартами;

· Разработка концепции регулирования облачных сервисов.

4) Приоритетное развитие крупных российских интернет-проектов, включая контент-проекты, сервисные проекты, проекты интернет-торговли. Необходимы меры по стимулированию экспорта интернет-сервисов и ПО, выравнивание условий ведения бизнеса для российских компаний и их международных конкурентов. Эксперты сообщают, что для этого нужно:

· Составить реестр ключевых отечественных интернет-проектов, определить принципы формирования этого реестра в будущем;

· Обеспечить поддержку проектам для защиты от зарубежной экспансии, включая приоритетное использование государственными органами и госкомпаниями российских контент-проектов и сервисов, расширить присутствие подобных проектов в медийном пространстве;

· Обеспечить меры продвижения ключевых отечественных интернет-проектов на рынки соседних стран.

Эксперты ожидают, что с развитием российских интернет-сервисов и контент-проектов в горизонте 3-5 лет произойдет:

· Существенное снижение влияния иностранных интернет-проектов и сервисов на российскую экономику, население и бизнес, на экономику соседних стран;

· Рост влияния отечественных интернет-проектов на экономику соседних стран;

· Рост возможностей кооперации российских компаний и компаний соседних государств и, в первую очередь Таможенного Союза.

5) Изучение возможностей создания инфраструктуры цифрового суверенитета России и стран Таможенного союза, анализ влияния цифрового суверенитета России на граждан, экономику и политику страны.

Направления работы, по мнению экспертов, здесь следующие:

· Комплексное исследование инфраструктуры РФ, обеспечивающей работу Интернета, зависимости элементов инфраструктуры от инфраструктуры, расположенной в иных юрисдикциях;

· Комплексное исследование международных документов и соглашений в области информационной безопасности и кибербезопасности, степени их влияния на политику России;

Главный критерий эффективности интернет-безопасности страны – величина потерь национальной экономики от кибератак, вследствие потери данных корпорациями и гражданами.

7.4 Интернет + бизнес

Интернет проник во все без исключения сектора экономики России, но скорость его проникновения и степень его применения повсюду неравномерны. Эксперты выделяют три типа секторов по их степени вовлеченности в Интернет.

1) Интернет-отрасль, интернет-компании, интернет-бизнес и интернет-экономика в самом широком смысле – сектор экономики, который появился благодаря Интернету, не существовал до него. В первую очередь – это контент-проекты и интернет-сервисы. Нет нужды говорить о степени вовлечения этих отраслей в Интернет: они перестанут существовать в момент его отключения. К сектору относится вся инфраструктура доступа в Интернет, хостинг интернет-ресурсов, облачные сервисы и пр. Интернет-бизнес и интернет-компании составляют основу, базу интернет-экономики.

2) Связанные с Интернетом отрасли – отрасли экономики, в которых использование Интернета значительно, но которые не родились в Интернете, не выросли из него. Эти отрасли уже очень сильно зависят от Интернета и интернет-технологий, Интернет – важная или важнейшая составная часть бизнеса компаний этого сектора. Если Интернет исчезнет завтра, то эти отрасли, компании и их бизнес выживут, но при этом откатятся назад в развитии. К таким секторам относятся розничная торговля, туризм, СМИ, медиа и рекламный бизнес, финансовый сектор, страхование и пр.

3) Мало вовлеченные в Интернет отрасли – в которых Интернет используется, являясь важнейшей составляющей бизнес-процессов. Интернет в этих отраслях чаще всего используется для повышения эффективности вертикальной и горизонтальной коммуникации, для управления и анализа. Если Интернет исчезнет, работать в этих отраслях бизнесу и людям будет менее неудобно, не более того. К мало вовлеченным в Интернет отраслям относятся множество традиционных: разнообразное промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт, ТЭК, строительство и пр.

Экономику Интернет+ в самом близком будущем составит по преимуществу, первая группа секторов. В нее войдет также небольшая часть второй группы. Интернет+ в перспективе 10 лет – первая и вторая группа секторов. Интернет-активности и доходы из Интернета составляют уже несколько процентов в ритейле, десятки процентов в финансовом секторе, десятки процентов в туризме. Интернет в ближайшие десятилетия – это все три группы секторов. Очертания такого будущего уже сегодня можно четко обозначить по интернет-проектам и новым технологиям, применяемых на передовых предприятиях традиционных отраслей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: