Развитие Интернета в других отраслях экономики





 

Интернет с разной скоростью проникает в различные отрасли экономики страны. Но в будущем приведет к переформатированию большинства отраслей. Интернет стал основным каналом распространения для СМИ, аудио, видеоматериалов, с каждым днем становится все более важным каналом для радио. Развитие Интернета и технологий формируют многосредную (эфир, кабель, спутник, Интернет) модель потребления ТВ-контента. В этом процессе Интернет играет существенную роль и в перспективе станет главным способом распространения контента, способствует развитию производства отечественного контента и сервисов. Роль и доля массовых, охватных медиа, таких как ТВ и радио, сохранятся, при этом традиционные медиахолдинги, как полагают эксперты, трансформируются в медиаконтентные компании, обеспечивающие аудиторию информацией, качественным контентом и сервисами.

В отраслях материального производства процесс будет идти сравнительно дольше, но намного быстрее, чем может казаться сегодня. Роботизация производства идет давно, начиная со станков с программным управлением, но вскоре перейдет в качественную новую стадию, на которой датчики контроля передвижения и удоя коров будут только началом.

Вслед за доступом в Интернет для задач и нужд бизнеса последует автоматизация программных и аппаратных систем бухгалтерии, управления и других блоков бизнес-процессов в интернет-облаке, пойдет сквозная автоматизация производства с помощью электроники, ПО, робототехники, приборов, датчиков и технологий Интернета вещей. Этот процесс уже идет в различных отраслях российской экономики. Следующий шаг – интернет-сбор и обработка производственной информации по технологиям Big Data, затем производства начнут действовать в режиме умных заводов, ферм и пр.

Один из барьеров развития использования Интернета в связанных с ним отраслях экономики и в отраслях с малым проникновением Интернета – неготовность к происходящим изменениям, отсутствие широкого и комплексного видения задач, стоящих перед отраслями и экономикой в целом. Барьером является также неготовность предприятий конкурировать с новыми сервисами и продуктами интернет-экономики, а порой и отсутствие спроса на новые интернет-продукты и решения. Существенным сдерживающим фактором развития является также недостаток квалифицированных кадров для развития ИКТ, ПО и интернет-технологий в традиционных отраслях, несовершенство регулирования областей и сегментов новых интернет-услуг, рынков, бизнес-процессов и процедур.

Однако неизбежное глубокое внедрение Интернета в большинство отраслей изменит структуру, эффективность, конкуреноспосбность и качество экономической системы России, что позволит обеспечить рост эффективности бизнеса и оптимизация бизнес-процессов за счет автоматизации и роботизации бизнес-процессов, продаж и доступа к прикладной информации через Интернет.

Использование Интернета позволит регулировать потребление энергоресурсов, осуществлять регулярный мониторинг производства и транспортировки электрической, тепловой энергии, водоснабжения и пр. В результате оптимизации, управления в режиме онлайн процессами генерации, транспортировки и хранения энергоресурсов возможно сокращение энергопотребления, благодаря чему появляются неиспользованные объемы энергоресурсов, которые можно будет направить, например, на обеспечение новых энергоемких проектов (ЦОД, облачных сервисов, суперкомпьютерных вычислений по технологии Big Data и пр. При этом будет обеспечена экономия, так как дополнительная энергия получена благодаря эффективности потребления, а не путем строительства новых источников энергии. В свою очередь реализация подобных проектов станет стимулом развития клиентских сервисов, микроэлектроники, способствует развитию национальной экономики в целом.

Развитие Интернета и интернет-технологий уже обеспечивает рост эффективности перевозок за счет оптимизации технологических процессов и новых возможностей мониторинга и управления грузопотоками.

Но особое значение имеет изменение экономической системы в целом, трансформация компаний и отраслей с созданием новых территориально-технологических кластеров, встроенных в замкнутые оптимизированные производственно-сбытовые процессы на основе новейших интернет-технологий, межотраслевой координация, усиленной Интернетом и др.

Сбалансированное развитие интернет-экономики требует выстраивания цельных производственно-сбытовых цепочек, внутри которых внедрение одних технологий и решений требует развития новых продуктов и услуг, создания нового и высвобождения прежнего предложения, для которого должен быть создан новый спрос и который, в свою очередь, породит новое предложение и новый спрос.

Поэтому внедрение новых технологий и продуктов интернет-экономики в различных отраслях и секторах экономики России не может проводиться точечно и независимо от других сегментов и отраслей бизнеса. Не спланированный комплексно ввод новых технологий и проектов приведет к резкому высвобождению трудовых ресурсов, энергии и материалов, к их бесполезной трате и обесценению.

Указывая на важный сквозной реорганизующий потенциал Интернета во всех без исключений отраслях экономики, эксперты предлагают следующие ключевые направления развития:

1) Координация процессов развития Интернета в отраслях экономики;

2) Определение проблем, препятствий и рисков развития и внедрений технологий, и продуктов Интернета в различных отраслях экономики;

3) Определение новых правил игры и стандартов развития отраслей в новой реальности интернет-экономики;

4) Подготовка новых кадров и создание новой системы образования для будущего развития интернет-экономики и экономики России в целом;

5) Разработка долгосрочного плана интернетизации каждого сектора экономики с описанием целей и задач, проблем, рисков и препятствий, связанных с его реализацией, определения ресурсов и мероприятий по его реализации, постановка промежуточных задач и средств их достижения;

6) Разработка и реализация комплексных проектов модернизации и развития всех отраслей экономики России с созданием цельных производственно-сбытовых цепочек, отраслевых и межотраслевых технологических кластеров, решение вопросов долгосрочного сбыта производимой ими продукции на основе создания устойчивого спроса на российском и международных рынках, старт программ долгосрочного финансирования и создания инфраструктуры и благоприятного окружения кластеров, проектов и направлений интернет-бизнеса.

7.4.2.1 Медиа и информация

Интернет возник как наложенная сеть передачи данных поверх традиционной телекоммуникационной инфраструктуры. Теперь сама эта инфраструктура все больше мигрирует в Интернет. Услугами современных операторов фиксированной и мобильной связи стали платное ТВ и интернет-доступ, причем роль и доля последних в структуре бизнеса операторов в последние пять лет значительно выросла, становится доминирующей. В выручке операторов растет доля дополнительных услуг поставки интернет-контента, интернет-телефонии, интернет-сервисов и приложений, операторы конкурируют теперь с независимыми игроками рынка клиентских интернет-сервисов.

Открывая собственные ЦОД, облачные сервисы и пр. телекоммуникационные компании остаются частью инфраструктуры новой интернет-экономики и одновременно перепозиционируются в поставщиков клиентских интернет-сервисов, в т. ч. телевидения.

Телевидение – ключевой источник информации и развлечений для массовой российской аудитории. Несмотря на проникновение платного ТВ в более 70% российских домохозяйств, рекламные доходы ТВ-вещателей в целом по рынку существенно превышают общий объем абонентской платы за услуги операторов ТВ-провайдеров. Подавляющую часть доходов российского медиа-рынка составляет реклама: в 2013 на каждый $1, заработанный по «платной модели», приходились $3 полученных от рекламы (в США обратное соотношение – 3 к 1). Зависимость от состояния рекламного рынка (два года рынок рекламы восстанавливался после падения в 2009 году), макроэкономические и геополитические факторы, а также усиление роли интернет-игроков (рост доли рынка до 20% за последние 7 лет) станут сдерживающими факторами развития медиа-рынка. Необходимое условие интенсивного роста медиа-рынка и стратегическая задача отрасли – развитие и распространение платной модели телесмотрения, платного ТВ.

По мнению экспертов, есть три главных фактора, сдерживающих развитие новой ТВ-модели:

1) Исторически сформировавшийся в России тип потребителя, воспринимающего контент бесплатным;

2) Высокий уровень пиратства;

3) Доступность качественного контента.

Только согласованные действия крупнейших игроков ТВ-рынка при поддержке государства способны дать качественно новый импульс для развития медиа-отрасли за счет платной модели в перспективе 10 лет. Необходимо продвижение платной модели, борьба с пиратством, насыщение всех каналов потребления легальным, качественным и востребованным контентом, консолидация онлайн-видео среды.

Телекоммуникационный сегмент показывал высокие темпы роста за счет взрывообразного развития услуг ШПД в Интернет. Беспроводной ШПД покажет высокие темпы роста с ростом количества активных пользователей и появления новых сервисов, ориентированных на мобильное потребление. Дальнейшее развитие телекоммуникационного сегмента зависит от реализации ряда предпосылок:

· Устранение инфраструктурных барьеров и обеспечения равноправного доступа операторов к жилой и нежилой инфраструктуре;

· Формирование новых источников доходов для операторов за счет предоставления услуг с добавленной стоимостью для онлайн-видео сервисов;

· Законодательное определение статуса онлайн-сервисов для повышения качества и прозрачности услуг;

· Определение на законодательном уровне возможности операторов осуществлять управление и приоритезацию трафика;

· Повышение прозрачности деятельности операторов всех уровней.

Доходы ТВ-отрасли в 2013 году составили 420 млрд рублей (включая сегменты: ШПД, БШПД, онлайн-видео, эфирное ТВ, платное ТВ). По прогнозам, в результате реализации всех стратегических инициатив доходы в 2025 году могут вырасти до 830 млрд рублей. Если реализация предлагаемых инициатив будет отложена, сценарий развития, по мнению экспертов, будет менее позитивным:

· Рост сегментов медиа ограничен динамикой рекламного рынка;

· Бизнес-модели направлены на перераспределение рынка между игроками.

Пока при сохраняющихся барьерах развития и росте пиратского трафика медиа-коммуникационный рынок растет умеренными темпами.

Отечественные информационные, развлекательные и художественные ТВ-программы составляют подавляющее большинство передач, просматриваемых российскими гражданами по телевизору. При этом Интернет приобретает все большее значение и становится основным каналом потребления не только новостей, но и разнообразных медиа-продуктов для граждан. С учетом демографических трендов, к 2025 около 60% экономически активного населения России будут составлять люди, выросшие в эпоху массово доступного Интернета. В отличие от традиционного телевидения, в Интернет доля передач отечественного производства сейчас составляет менее 50%.

Учитывая государственную значимость медиакоммуникационной отрасли, ее системообразующую роль в развитии культурного потенциала и обеспечения информационной безопасности России, эксперты выделяют три связанных ключевых направления развития:

1)Насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиа-продуктами и сервисами для их потребления.

· Стимулирование распространения платной модели потребления и новых способов потребления контента;

· Формирование индустриального альянса для создания и продвижения высококачественных онлайн-видео сервисов;

· Развитие библиотек прав для распространения контента в новых бизнес-средах – платном ТВ и онлайн-видео;

· Разработка механизмов развития отечественных производителей телевизионного контента;

· Реализация принципа приоритетного предоставления эксклюзивного контента для лицензионного платного потребления.

2)Снижение доступности пиратских медиа-продуктов для обеспечения справедливой конкуренции и развития отечественных производителей и сервисов.

· Консолидация усилий участников отрасли для снижения доступности пиратского контента;

· Законодательное утверждение обязательного статуса решений игроков по снижению доступности пиратского контента;

· Формирование отрицательного общественного мнения к распространению и потреблению пиратского контента;

· Нормативное закрепление неколлективной формы управления авторскими правами;

· Исключение института аккредитованных организаций коллективного управления правами (ОКУП) и возможности бездоговорного управления правами – создание организаций по управлению правами на договорной основе;

· Стимулирование создания российских крупных платформ цифрового контента с доступностью всего или большей части легального видео и др., прозрачных для российских регулирующих органов.

3)Повышение прозрачности и зрелости отрасли для устойчивого развития российских медиакоммуникационных компаний и роста уровня информационной независимости России.

· Повышение прозрачности компаний, развивающих кабельное ТВ и Интернет;

· Устранение инфраструктурных барьеров;

· Установление для операторов, оказывающих услуги платного ТВ обязательной публичной отчетности по количеству активных абонентов для корректного расчета стоимости лицензий правообладателей;

· Введение требований для управляющих организаций и ТСЖ по минимальному необходимому пакету документов оператора для заключения договора на размещение оборудования или линий связи в многоквартирных жилых домах.

 

7.4.2.2 Интернет-реклама

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), все виды рекламы в Интернете в первом полугодии 2015 года занимали 31% рекламного рынка России. И при этом, по тем же данным, это единственный вид рекламы, который растет (+10% к первому полугодию 2015). Фактически, интернет-реклама сегодня стала драйвером всего рекламного рынка России. Эксперты прогнозируют рост рынка онлайн-видео рекламы с 2,5 млрд руб. в 2015 году до 26,7 млрд руб. в 2025 году.

При этом во всем мире происходит процесс интеграции отдельных рекламных каналов в единые кампании при помощи Интернета. Таким образом, традиционная реклама в средствах ее распространения переходит в новый формат интерактивной и интернет-рекламы вслед за изменением каналов распространения и их объединением.

В основе развития интерактивной рекламы лежит, в частности, накопление больших массивов данных и обработка персональных данных пользователей с целью предложить им наиболее подходящую рекламу. В связи с этим для скорейшего развития интерактивной рекламы необходимо иметь доступ к данным и значительные вычислительные мощности для их обработки. Поэтому реклама становится все более и более технологичной.

Рост интерактивной рекламы в России приводит, в числе прочего, к росту эффективности российского бизнеса, который имеет доступ к современным, эффективным технологиям рекламы своих товаров и услуг. Важно, что региональные компании имеют возможность осуществлять рекламную коммуникацию с потребителями в других регионах через Интернет, а, следовательно, они становятся более устойчивыми и конкурентоспособными. Такой возможности практически не было до появления Интернета. Рост интерактивной рекламы обеспечивает рост российских интернет-проектов, интернет-компаний и интернет-технологий, так как интерактивная реклама – это основной источник доходов интернет-компаний в России. Интерактивная реклама сегодня – жизненно необходимый инструмент всех интернет-компаний. Интернет также жизненно необходим для десятков и сотен тысяч малых и средних предприятий, которые осуществляют коммерческую деятельность при помощи интерактивной рекламы. Эксперты полагают, что ключевые направления поддержки интерактивной рекламы в стране должны стать:

· Создание единых правил и условий работы на рынке коммерческих и государственных российских и зарубежных компаний на рынке интерактивной рекламы. Проведение постоянного специализированного исследования, направленного на выявление слабых мест российской интерактивной рекламы, а также преимуществ, которые могут получать на этом поле зарубежные игроки;

· Разработка и внедрение понятной для рынка и принимаемой всеми его игроками системы кросс-платформенных измерений в цифровых средах, работающей по единому стандарту, принятому отраслью;

· Разработка моделей монетизации видео-рекламы, подобной моделям продаж рекламы на телевидении;

· Внедрение системы продаж линейного и нелинейного контента в Интернете, релевантной системам в смежных средах, включая телевидение;

· Развитие технологических решений в сфере продаж и закупки рекламы, позволяющих ускорить развитие интернет-рекламы в России;

· Развитие библиотек прав для распространения контента в новых средах платного ТВ и онлайн-видео;

· Стимулирование развития саморегулируемых организаций (СРО) в области регулирования рекламы и персональных данных. Задачей таких саморегулируемых организаций – разработка правил и регламентов работы на рынке интерактивной рекламы. В частности, порядка и правил работы с клиентами, с персональными данными, реестров надежных площадок и пр.;

· Стимулирование развития средств работы с пользователями, в частности, предоставление возможности отказа от рекламы, выбора данных, которые пользователь готов предоставить к обработке и пр.

 

7.4.2.3 Финансы

Из связанных с Интернетом отраслей экономики, финансовый сектор наиболее активно и полно использует возможности глобальной сети. В финансовом секторе стоят задачи глубокой интеграции услуг в экономику страны, обеспечение ключевых процессов экономики с помощью Интернета. Ввиду большой территории, низкой плотности населения содержание банковских отделений и даже банкоматов в регионах часто нерентабельно. Более 15% населения России живет в условиях недоступности банковских услуг – более 10 км до ближайшего отделения банка. Более трети населения не могут выбрать провайдера услуг: даже между ВТБ24 и Сбербанком. Решение этой проблемы – развитие онлайн-банкинга и виртуальных банков.

Одно из ключевых направлений развития банковского сектора – обеспечение доступа к банковским услугам на всей территории страны вне зависимости от размера и типа населенного пункта. Для этого, по мнению экспертов, требуется:

· Создать правовую базу дистанционной идентификации частного и корпоративного пользователя для дистанционного подключения к банковским услугам;

· Разработать и реализовать программу стимулирования населения к пользованию дистанционными банковскими услугами (онлайн-банками и онлайн-банкингом), включая развитие предложения услуг, информационно-пропагандистскую кампанию среди населения и бизнеса;

· Проработать процедуры внедрения стойкой и нестойкой электронной цифровой подписи (ЭЦП) для физических и юридических лиц, процедуру получения и использования стойкой цифровой подписи;

· Стимулировать использование ЭЦП, провести агитационную кампанию за получение стойкой ЭЦП.

Одно из следствий роста интенсивности использования услуг интернет-банков – снижение оборота наличных денег, что совпадает с целями государства. Снижение происходит также с ростом безналичного оборота по банковским картам при развитии интернет-продаж товаров и услуг.

Необходимо разработать комплекс мер стимулирования использования банковских карт физическими и юридическими лицами при платежах через Интернет, включая меры по снижению тарифов на оплату банковскими картами, меры по повышению безопасности, меры по увеличению числа компаний, принимающих банковские карты к оплате через Интернет.

 

7.4.2.4 Розничная торговля

Продажа товаров и услуг через Интернет непосредственно занимает менее 2% объема российского рынка ритейла. Но более 30% покупок непродовольственных товаров приобретаются с использованием Интернета: потребители выбирают будущие покупки, заказывают в Интернете. Распространение интернет-торговли повышает доступность товаров и услуг для жителей регионов, предоставляя в Интернете ассортимент магазинов.

Российский рынок интернет-торговли активно развивается и стремительно рост и на протяжении последних лет. В 2012-2015 годах – в среднем на 30% в год. Объем рынка интернет-торговли аналитики оценивают в 645 млрд рублей по итогам 2014 года или около 2% объема розничной торговли в России. В среднем в развитых странах мира этот показатель составляет сегодня около 8%. Россия уже – самый большой по числу пользователей интернет-рынок в Европе, однако, по числу интернет-покупателей и их тратам в Интернете существенно отстает.

Основной рост рынка интернет-торговли приходится на регионы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Рынок осваивает сложные модели продаж, игроки используют для взаимодействия с покупателями одновременно все возможные каналы коммуникации: сетевые магазины, Интернет и мобильную связь, стирая границы розницы и интернет-ритейла.

Несмотря на успехи реорганизации Почты России, многие регионы по-прежнему, плохо достижимы для доставки из интернет-магазинов: на местах отсутствует конкуренция курьерских служб, качество логистики в регионах низкое, не хватает складов и распределительных центров. Несмотря на активную работу интернет-компаний, ассортимент товаров в регионах и региональная доставка оставляет желать лучшего.

Население страны в целом не доверяет интернет-магазинам, СМИ часто негативно освещают развитие онлайн-продаж. При этом российский интернет-ритейл активно проникает в соседние страны: Казахстан, Белоруссию, Грузию, Армению, Азербайджан, Узбекистан и пр., где российские интернет-магазины являются крупнейшими. Русскоговорящие потребители из соседних государств активно приобретают товары с доставкой из России или через местные представительства. При этом тенденция роста трансграничной интернет-торговли, розничного экспорта из России в соседние страны демонстрирует рост российских интернет-магазинов опережающими темпами на локальных рынках.

В России – более 150 тыс. розничных интернет-магазинов, подавляющее большинство которых – малые предприятия, предлагающие предметы собственного производства. Интернет-торговля создает в России несколько сотен тысяч дополнительных рабочих мест, способствует росту частного производства, поскольку обеспечивает производителей каналами сбыта.

В структуре рынка интернет-торговли заметное место занимает трансграничная торговля, доля которой по итогам 2014 года составила 15% всего объема рынка российской электронной коммерции:

· В России самые высокие в мире нормы беспошлинного ввоза товаров – 1000 евро в месяц на человека, причем система накопительного учета стоимости и количества посылок на одно лицо отсутствует;

· Товары, приобретенные в зарубежных интернет-магазинах, не облагаются НДС на территории России. Мировой опыт показывает, что отсутствие взвешенного регулирования в данной сфере приводит к сокращению доли локальных компаний и доминированию зарубежных интернет-гигантов. Неравные условия ведения бизнеса дают необоснованные преимущества зарубежным интернет-магазинам и стимул вывода инфраструктуры местных компаний за рубеж.

В ряде стран ЕАЭС есть опыт регулирования в сфере беспошлинного ввоза товаров для личных нужд. В Белоруссии таможенными пошлинами облагаются товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, превышающие по стоимости 200 евро или вес 31 кг. В Казахстане установлены критерии коммерческих партий, без уплаты таможенных пошлин возможен ввоз не более одной посылки в месяц. Количество пересылаемых товаров ограничено, например, в одном отправлении нельзя ввезти более двух мобильных телефонов или схожих предметов одежды.

В странах Евросоюза применяется многоступенчатая система регулирования импорта товаров для личного пользования. Минимальный порог беспошлинного ввоза в этих странах 17-22 евро. Начиная с этой суммы со всех импортируемых товаров взимается НДС. Далее с суммы свыше 150 евро взимается НДС и дополнительная пошлина.

В области развития розничной интернет-торговли, по мнению экспертов, стоят следующие основные задачи:

· Предоставление потребителям вне зависимости от расстояния до центра и размера населенного пункта всего возможного ассортимента товаров. Рост доступности товаров для маломобильных групп населения;

· Снижение затрат, в первую очередь – времени, потребителей на приобретение товаров и услуг;

· Увеличение доходов бюджета за счет экспорта российских товаров и услуг в соседние государства;

· Обеспечение каналов сбыта для кустарного производства на всей территории страны, рост мелкого предпринимательства и самозанятости;

· Повышение безопасности сделок между частными и юридическими лицами и между частными лицами за счет повышения прозрачности и технологичности сопровождения сделок;

Рост интернет-торговли и трансграничной интернет-торговли в России пока ограничен факторами:

· Законодательной дискриминацией интернет-торговли по сравнению с розничным ритейлом;

· Недостаточным развитием финансовой и логистической инфраструктуры интернет-торговли;

· Дискриминацией розничного экспорта по сравнению с импортом.

Сдерживающим фактором также является низкая вовлеченность населения в регионах и маломобильного населения. По словам экспертов, ключевые направления развития интернет-торговли в России следующие:

1)Определение мер стимулирования розничного экспорта интернет-магазинов в соседние страны. Разработать с учетом мирового опыта программу стимулирования и поддержки розничного экспорта, согласовать экспортно-импортное законодательство с мировым, помочь в продвижении успешных российских интернет-магазинов на рынки соседних стран;

2) Разработка мер продвижения интернет-покупок в отечественных интернет-магазинах среди населения страны, включая продвижение идеи безопасности интернет-покупок, комфортности и широты ассортимента. Разработка мер по нефинансовой поддержке отечественных интернет-магазинов, включая рекламную поддержку, поддержку через партнерства и пр., для роста доверия населения к интернет-магазинам и к интернет-торговле. Прояснение необходимости и возможности дифференцированной поддержки интернет-магазинов разных типов: крупных, включая розничные сети, и мелких, разивающих предпринимательство и самозанятость;

3)Устранение правовых коллизий в законодательной базе интернет-торговли, создание условий для выравнивания законодательства разных форматов продажи: интернет-продажи, дистанционные продажи, продажи в розничных магазинах. Устранение правовой дискриминации интернет-магазинов относительно розничного ритейла, четкое определение границ и различий различных форматов торговли. Договорное регулирование процедур возврата товара. Четкое определение процедуры выдачи фискального чека в случае дистанционной торговли;

4)Стимулирование развития платежной и логистической инфраструктуры интернет-торговли.Стимулирование появления альтернативных операторов логистических услуг, в первую очередь, в регионах, для развития конкуренции. Упрощение лицензирования, стимулирование зарубежных компаний к созданию инфраструктуры в России. Стимулирование снижения наличного оборота интернет-торговли, развития всех форм безналичных платежей за покупки в Интернете;

5)Развитие саморегулирования в интернет-торговле, поддержка саморегулируемых организаций (СРО) и налаживания взаимодействия с существующими регуляторами.

 

7.4.2.5 Промышленность, ресурсодобыча, транспорт и ТЭК

В эти отрасли Интернет проник менее всего. Глобальная сеть для них пока играет рутинную роль канала связи между участниками рынка, мало используется в процессе производства. Но мировой опыт показывает успешное применение ИКТ и интернет-решений в промышленности. Подобные решения лежат в области сбора и глубокого анализа больших объемов данных, собираемых в процессе работы промышленных предприятий, данных любого рода телеметрических датчиков, от спутниковых измерений до потребительской электроники. Развитие инфраструктуры передачи данных и распространения огромного количества датчиков, создает принципиально новый поток данных, предоставляющий гораздо более полную и достоверную картину происходящего. Для промышленных секторов актуален переход на новый уровень собираемых данных, который потребует новой инфраструктуры их сбора, хранения, обработки и аналитики. Ключевые направления развития мало вовлеченных в Интернет отраслей экономики, по мнению экспертов:

1) Разработать и создать основу для сбора и анализа больших объемов данных от всех возможных источников информации, базу развития интернет-систем в промышленности:

· Реестры промышленных предприятий, предприятий ресурсодобычи, транспорта и ТЭК, включая информацию об используемом оборудовании, выбросах, энергопотреблении, потреблении воды, количестве работающих сотрудников, выпускаемой продукции и пр., базы для создания;

· Реестры сервисных предприятий для промышленности, добывающей отрасли, транспорта и ТЭК: исследовательских лабораторий, геологоразведки, поставщиков оборудования, сервисов, данных и пр., перечень отечественных решений и перспективных разработок;

· Системы мониторинга ключевых производственных показателей на основе прямых и косвенных измерений и телеметрических данных, включая датчики потребительской электроники, камеры наблюдения и др.;

· Стимулирование создания и распространения систем измерения, интегрированных в единую сеть, передающих информацию по интернет-каналам, например, подобные системам счетчиков расходования ресурсов, автоматически передающие данные на сервера поставщиков.

2) Сконцентрироваться на построении аналитических систем на основе данных нового типа, а также – АСУ, учитывающих большие потоки данных. Эксперты видят необходимость исследующих шагов:

· Стимулирование исследований возможностей создания систем аналитики и прогнозирования на основе массовых данных, стимулирование создания аналитических центров для поиска новых решений в области обработки данных, собираемых в промышленных отраслях;

· Стимулирование внедрения технологий непрерывного мониторинга состояния дорог и транспортных потоков на базе оцифровки дорожной инфраструктуры, информации от цифровых устройств участников движения;

· Стимулирование создания интеллектуальных транспортных систем на основе конвергенции технологий диагностики состояния транспортных объектов и инфраструктур, системы ГЛОНАСС, ИКТ для повышения комфорта, безопасности и информированности участников движения;

3) Развитие интернет-каналов связи, интегрированных с АСУ, приводит к появлению потенциальных уязвимостей стратегических объектов промышленности, транспортной инфраструктуры и энергетики. Эксперты уверены, что необходимо обеспечить их мерами кибер-безопасности:

· Разработать общие подходы и рекомендации к построению безопасной ИКТ-систем на стратегически важных предприятиях, включая рекомендации по использованию ПО, квалификации обслуживающих специалистов, обучению пользователей систем;

· Создать центр мониторинга и тестирования безопасности ИКТ-систем стратегически важных объектов. Проводить постоянные исследования и поиск потенциальных уязвимостей в ИКТ-системах стратегически объектов.

Эксперты ожидают, что выполнение Программы в горизонте 3-5 лет будет даст надежную, эффективную и безопасную ИКТ-инфраструктуру промышленности, транспорта и ТЭК в России, включая:

· Полную, детализированную и постоянно обновляемую автоматизированную базу данных с регламентированных доступом о всех промышленных объектах, оборудовании, характеристик и результатов;

· Непрерывно действующую независимую систему мониторинга и предупреждения событий по всем аспектам промышленного производства, добычи, транспорта и ТЭК;

· Безопасную, унифицированную, обновляемую ИКТ-систему промышленности, обеспечивающая непрерывное, взаимосвязанное функционирование промышленного комплекса, на основе собираемых данных нового типа.

8. Национальный рейтинг влияния ИКТ на развитие экономики

 

Технологические, организационные, управленческие перемены, связанные с распространением Интернета, охватывают экономику, госуправление, культуру, здравоохранение, образование, меняют жизнь человека, создают новые способы коммуникаций. Фактический и потенциальный эффект развития Интернета, требует постоянного мониторинга и анализа множества показателей в различных сферах его применения на глобальном, национальном и региональном уровнях.

В ходе реализации государственной программы «Информационное общество (2011–2020 гг.)» для оценки хода региональных программ и планов развития ИКТ в субъектах Российской Федерации осуществляется мониторинг Индекса готовности регионов России к информационному обществу (далее – Индекс), который представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к использованию ИКТ и рассчитывается на основании 77 показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести сферах: домохозяйствах, государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, бизнесе и культуре.

Однако этот индекс не обеспечивает органы власти актуальной информацией о возможностях и рисках, создаваемых Интернетом, как инфраструктуры развития цифровой экономики и информационного общества в целом для принятия решений о направлениях развития и определения целевых показателей развития. Используя различные индексы международных рейтингов (развития информационного общества, развития электронного правительства, готовности стран к сетевому обществу и др.) тоже нельзя дать оценку использования Интернета, невозможно определить степень влияния его использования на экономику страны в целом, на экономику отдельных регионов и отраслей.

В своем развитии Интернет проходит несколько фаз, каждая из которых требует собственной системы оценки в терминах параметров индекса и схем измерений. Первая фаза – инфраструктурная. Она характеризуется технологичной готовностью и наличием мощностей для предоставления интернет-сервисов. Вторая фаза – интенсивного развития. Она характеризуется достижением критической массы навыков потребления интернет-сервисов. Каждая новая фаза развития Интернета не является последовательным завершением и развитием предыдущей, а представляет собой совершенно новую волну изменений интернет-ландшафта. Таким образом, очередная фаза развития Интернета требует актуализации системы измерений, обновления показателей: расширение их перечня, исключения устаревших, построения новых взаимосвязей показателей.

Современный этап развития Интернета характеризуется развитием инфраструктуры ИКТ, увеличением доли организаций и домохозяйств, использующих персональные компьютеры, увеличением количества мобильных устройств и электронных государственных услуг. В России в 2013 году 71% населения пользуется Интернетом, 61,7% организаций используют системы электронного документооборота, почти 85% используют Интернет для поиска информации. При этом очевиден переход от количества к качеству использования ИКТ и Интернета.





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.047 с.