Основные направления и задачи




Меры поддержки экономики Интернет+ в отдельных секторах экономики и сегментах технологий должны быть организованы различно: максимальная поддержка в секторах, связанных и активно вовлекающихся в Интернет, обеспечение равных условий для секторов интернет-экономики, помощь и информация для мало вовлеченных секторов, которые только подходят к активному использованию Интернета.

Исходя из анализа международных программ поддержки Интернета, а также работы по анализу отраслей экономики, ключевыми направлениями развития отраслей экономики при помощи Интернета станут:

1) Информационная прозрачность. Открытые данные. Измеряемость. Увеличение объема и качества открытых данных практически во всех отраслях экономики даст немедленный и мощный толчок к развитию за счет упрощения всех коммуникаций, сокращения издержек на коммуникации, роста предпринимательства. И бизнес, и государство, как следует из проведенного анализа, испытывают сегодня нехватку информации почти на всех направлениях. К такой информации относятся: реестры предприятий, реестры продукции, реестры оборудования, информация о результатах деятельности предприятий, информация о потребителях и т. д.

Появление хотя бы части из этих данных или улучшение качества существующих данных стимулирует развитие аналитических и мониторинговых сервисов, которые сделают экономику более измеряемой.

В различных отраслях экономики в силу специфики информации требуются разные программы и разные действия государства, однако, во всех случаях развитие открытых данных требует одновременного движения со стороны отрасли и со стороны государства. Это в свою очередь требует создания специализированных комиссий и комитетов по разработке и внедрению информационной прозрачности.

Важный момент информационной открытости и прозрачности – диалог государства и государственных компаний с бизнесом и обществом через Интернет. Информационная открытость компаний перед обществом и потребителями всех уровней дает мощный ресурс для развития и компаний, и всего рынка. Отличные примеры работы с информационной открытостью на протяжении ряда лет – Сбербанк, а теперь и Почта России. Использование возможностей, предоставляемых Интернетом для диалога между государством, бизнесом и обществом должны стать важной составляющей государственной программы развития Интернета. Это – важнейшая часть концепции Интернет+.

2) Новый подход к сбору и анализу данных. Рост числа источников данных. Развитие, усложнение методов анализа данных. Интернет-технологии, в первую очередь Интернет вещей, предоставляют доступ к принципиально новому потоку результатов измерений. Объем этого потока данных в десятки миллиардов раз превышает все ранее существовавшие и продолжает расти. Большинство отраслей, как показал анализ при составлении настоящих предложений к Программе, не готовы обрабатывать такой поток данных, более того, порой не знают о его существовании.

В то же время использование новых данных в производственной деятельности немедленно приводит к значительному росту производительности труда, качества продукции, снижению всех видов потерь. Опыт последних нескольких лет показал, что работа с большими объемами данных приносит немедленный результат в таких далеких от Интернета отраслях как транспорт (например, анализ данных о пробках и борьба с ними), медицина (анализ эпидемий в и их предупреждение на ранних стадиях), сталелитейная промышленность (анализа данных плавок и эффективная перенастройка параметров работы печей).

В России, в силу уникального в мире уровня развития интернет-проектов (по количеству национальных интернет-проектов крупного масштаба с Россией может сравниться только США и Китай), есть собственный опыт мирового уровня в обработке больших объемов данных. Проекты такие как Яндекс, Mail.ru, Avito, «Рамблер» и др. применяют собственные решения для работы с большими данными. Использование этой экспертизы приведет к одновременному росту всех секторов экономики, к развитию этих и других крупнейших интернет-проектов.

Разработка методов, стимулирующих крупные предприятия во всех отраслях экономики использовать методы сбора и обработки данных нового типа, даст мощный толчок для развития и модернизации экономики. Разработка инструментов, позволяющих средним и небольшим компаниям пользоваться готовыми решениями или данными, стимулирует эффективность труда и развитие предпринимательства в стране.

На государственном уровне необходимо стимулировать развитие использования в экономике больших объемов данных нового типа:

· Развитие источников данных (рост числа датчиков, использование существующих датчиков);

· Развитие моделей сбора данных (объединение датчиков в крупные сети);

· Развитие моделей анализа данных;

· Развитие инструментария работы с данными (создание и развитие баз данных, определения регламентов и инструментов доступа к базам данных).

 

3) Снижение издержек на взаимодействие государства, бизнеса и личности на всех уровнях. Дистанционная коммуникация. Безбумажная коммуникация. Стандартизированная коммуникация. Снижение временных затрат на взаимодействие резко увеличивает эффективность экономики: решения принимаются быстрее, проекты быстрее развиваются, снимается необходимость разработки процедур требующих бумажных документов и личного присутствия. Дистанционные коммуникации в таких направлениях, как медицина, образование, трудоустройство приводят к многократному росту эффективности работы граждан, росту общего уровня качества жизни.

В России, в силу огромной территории, невысокой плотности и мобильности населения дистанционные коммуникации важны критически: значительная часть работников и бизнеса в отсутствии дистанционных коммуникаций лишены многих необходимых для жизни и работы возможностей. Издержки на взаимодействие государства, бизнеса и личности высоки пока практически во всех сферах деятельности. Снижение подобных издержек высвободит колоссальные ресурсы для развития.

Развитие порталов электронных государственных услуг бизнесу и гражданам – ключевое направление работы государства в плане снижения издержек внутри страны. Рост числа пользователей портала госуслуг до 17 млн россиян в 2015 году показывает заметное увеличение эффективности взаимодействия населения и государства. Развитие госуслуг для бизнеса позволит повысить эффективность экономики в целом, что особенно важно в условиях развивающегося кризиса.

Электронный документооборот – следующий шаг в снижении издержек, направленный, в первую очередь на повышение эффективности бизнеса, в том числе государственных компаний. Для его развития требуется существенная доработка нормативно-правовой базы, включая детальную проработку механизма работы электронной цифровой подписи (ЭЦП), разработку определений и пр. Необходимо также создание мощных государственных хранилищ документов и данных.

Дистанционно оказываемые услуги образования, медицины, дистанционная работа, интернет-торговля – все это не только снижают затраты на доступ к ним граждан, но дают им возможность использовать ранее недоступные новые услуги. Тем более обеспечение доступа всего населения страны к услугам равного качества невозможно без Интернета. Качественное образование во всех странах мира концентрируется в крупнейших городах или в специальных наукоградах. Создание вузов мирового класса в регионах с малым населением нецелесообразно. Полноценный доступ населения таких регионов к обучению в ведущих вузах страны через Интернет достижим и оправдан. Схожие возможности – во всех других перечисленных отраслях.

4) Создание безопасного государства и безопасной среды обитания. Интернет+ предоставляет огромные возможности, приводит к стремительному, лавинообразному развитию новых технологий. Возникает риск массы негативных последствий их неумелого и безответственного использования. Поэтому разработка новых концепций безопасности государства, бизнеса и граждан – важная задача государства.

Стимулирование разработки программного и аппаратного обеспечения внутри страны в рамках работы по импортозамещению создает одновременно несколько существенных преимуществ. С одной стороны государство и бизнес получают альтернативную систему, поддерживаемую внутри страны и работающую на ее цифровой суверенитет. С другой –развитие компетенций граждан и бизнеса в ключевых областях.

Разработка образовательно-разъяснительных программ и мероприятий, внедрение их в образовательных учреждениях для населения и бизнеса приведет к росту безопасности, к снижению возможных издержек от потерь на всех уровнях. Нивелирование человеческого фактора (в первую очередь ошибок, допущенных вследствие неграмотности) должно стать важной составляющей целевой государственной программы.

Безопасность бизнеса, в том числе связана с его высокой конкурентоспособностью на рынке, высоким уровнем качества услуг и товаров, а также – поддержкой государства, следящего за обеспечением равных условий работы резидентов и нерезидентов в стране. Крупные российские интернет-компании, включая медийные, интернет-торговые, разработчиков технологий, могут стать ключевыми точками роста национальной экономики в целом. Укрепление позиций российских интернет-гигантов, создание условий для появления новых компаний такого уровня – важный аспект безопасности страны.

Таким образом, ключевыми факторами создания в России независимой и конкурентной в мировом масштабе интернет-экономики, по мнению экспертов, являются:

· Безопасный российский сегмент сети Интернет;

· Импортозамещение иностранных поставщиков российскими производителями ключевых продуктов и услуг интернет-экономики, связанным с национальной безопасностью;

· Целостные технологические цепочки производства продуктов и услуг в ключевых сегментах интернет-экономики;

· Высокое проникновение предоставления и эффективного использования услуг Интернета в различных отраслях экономики;

· Активная работа российского интернет-бизнеса на международных рынках, его лидерство в перспективных технологиях, отраслевых рынках и направлениях интернет-экономики России и мира.

Эксперты выделили основные необходимые для развития интернет-экономики ресурсы и ключевые действия государства:

· Координация развития интернет-экономики, в том числе планирование и содействие в организации комплексных долгосрочных проектов и консорциумов в перспективных направлениях развития, институтов развития, государственных агентств, отраслевых и межотраслевых ассоциаций;

· реализации и поддержка стратегических мероприятий участников отрасли по стимулированию распространения платной модели и новых способов распространения контента; консолидации участников отрасли медиа и коммуникаций в целях снижения доступности пиратского контента; повышения прозрачности участников, развивающих кабельное ТВ и Интернет;

· Создание системы финансирования, обеспечивающей потребности российских интернет-компаний в венчурном, проектном и долгосрочном целевом финансировании программ из бюджетных и внебюджетных источников, ресурсов институтов развития, крупных банков и корпораций;

· Законодательное утверждение благоприятных условий конкуренции и защитных мер регулирования для российских технологических компаний;

· Создание благоприятных условий для развития интернет-экономики путем предоставления налоговых, инвестиционных (капитализации затрат и др.) и иных льгот для российских инновационных компаний;

· Разработка отраслевых, межотраслевых и государственных стандартов, актуализация норм, правил и требований к развитию приоритетных технологий и направлений интернет-деятельности, в том числе в области безопасности;

· Разработка и развитие комплексных проектов по ключевым направлениям перспективного технологичного бизнеса и прикладным научным исследованиям;

· Разработка и проведение комплексной политики поддержки российского интернет-бизнеса при работе на международных рынках.

Для формирования в России технологических компаний-лидеров мирового уровня на основе технологий и бизнес-моделей, с доминирующим положением на внутреннем российском рынке и высокой конкурентоспособностью на международных рынках эксперты определили три ключевых сценария работы на стыке поддержки российских интернет-проектов и работы с иностранными интернет-проектами:

1) Области и сегменты рынка, в которых российские проекты внутри страны удерживают безусловное лидерство. Ключевыми задачами государства в данном случае является обеспечение равных условий ведения бизнеса для всех игроков. Крупные российские игроки обладают достаточными компетенциями на рынке, опытом работы, технологиями и пр., чтобы самостоятельно преодолевать все возникающие сложности;

2) Области и сегменты рынка, в которых российские проекты внутри страны имеют сильных конкурентов, не добились безоговорочного лидерства, но чувствуют себя достаточно уверенно (например, поисковые машины, антивирусные системы, интернет-торговля). Ключевая роль государства здесь состоит в обеспечении поддержки локальному бизнесу, предложение ему лучших условий, нежели зарубежным игрокам. При этом не вводить запретительных барьеров для иностранных игроков, отсутствие конкуренции с сильными компаниями может привести к деградации российского бизнеса.

3) Области и сегменты рынка, в которых российские проекты не имеют заметной позиции и амбиций лидерства (например, в области программной обработки изображений). Роль государства в этой ситуации – в том, чтобы привлекать лучшие зарубежные проекты или их опыт на рынок, применяя меры долгосрочного стимулирования и развития внутри России, в том числе к локализации продуктов.

Построение постоянно действующей системы оценки индикаторов и поиска локальных проектов, анализа сегментов экономики и проработки мер поддержки интернет-технологий в различных сегментах – важная часть целевой программы развития Интернета и связанных отраслей экономики.

7.2. Интернет + общество

 

Одна из важнейших особенностей России – огромная территория с низкой плотностью населения и слабой транспортной инфраструктурой. При этом в стране высока доля людей с высшим образованием, в первую очередь – техническим, высока престижность образования, традиционная «русская смекалка», которые дают огромный человеческий потенциал.

Ключевыми задачами Программы долгосрочного развития Интернета в России является поиск и осуществление возможностей по развитию человеческого капитала посредством создания ИКТ-инфраструктуры в интересах медицины, образования и трудоустройства. Ключевое направление развития здесь: обеспечение возможностей для максимального раскрытия потенциала граждан России на всей территории страны вне зависимости от размера и типа населенного пункта, обеспечение полноценных возможностей для образования, лечения и работы человека в регионе его проживания. Отсюда, одна из ключевых целей Программы – максимальное обеспечение при помощи Интернета условий для жизни, развития и работы человека в родном регионе, снижение миграции населения в крупные города, полноценное вовлечение жителей регионов в жизнь страны.

Таким образом, цель Программы – связать при помощи Интернета все регионы, обеспечив целостность России, ее населения, инфраструктуры образования и здоровья.

Здоровье

 

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Россия находится на 122 месте среди всех стран мира по средней ожидаемой продолжительности жизни и 57 место по уровню развития человеческого потенциала, по данным ООН. Средняя продолжительность жизни в России в среднем на 10 лет короче, чем в ведущих развитых странах, для мужчин этот показатель еще негативнее.

Фокус медицины по всему миру смещается в сторону профилактикизаболеваний, что приводит к долгосрочному эффекту улучшения здоровья населения, увеличению продолжительности жизни, снижению времени неработоспособности, увеличению трудоспособного возраста, снижению расходов на медицину. Огромная территория страны, отток населения из малых городов, старение населения, делают медицинские услуги в малонаселенных и удаленных регионах дорогостоящими для государства и недостаточно доступными для населения. Связанная с особенностями структуры населения и региональной структуры России, эта проблема не имеет простого решения.

Из-за недоступности качественных медицинских услуг и больших затратах времени на посещение врачей население России слабо пользуетсямедицинскими услугами. Ситуация усугубляется плохой информированностью и неверием в возможности медицины государственной и частной. По данным Минздрава, 55% людей в России готовы ехать в другой регион или населенный пункт, если им будет оказана более качественная медпомощь. Это приводит к дополнительным финансовым и временным затратам, к неравномерной нагрузке врачей.

Поддержку развития ИКТ в медицине может оказать формирующийся слой экономически активного, молодого населения, интересующийся здоровым образом жизни. Доступ к качественным удобным медицинским услугам для этой группы населения обеспечит одновременно рост качества жизни и развитие качества медицинских услуг. Именно эта аудитория выступит драйвером новых услуг в медицине, даже несмотря на то, что более всего медуслуги востребованы возрастной аудиторией.

Для ускорения развития человеческого капитала, улучшения качества жизни населения, получения максимального эффекта от государственных и частных инвестиций в здравоохранении необходимо максимальное использование ИКТ. Без них не обойтись и для обеспечения доступности качественных медицинских товаров и услуг на всей территории страны. Наконец, требуется широко использовать Интернет для вовлечения населения в заботу о собственном здоровье. Оно произойдет вследствие повышения качества медицинских услуг, роста их доступности, увеличения информированности о возможностях медицины, применяемых методах и пр.

Эксперты определили ключевые направления развития медицины:

1) Стимулирование развития существующих государственных и частных систем сбора и обработки медицинской информации, включая данные историй болезней пациентов всех видов медицинских учреждений, лабораторий, исследовательских центров. Стимулирование максимально полного и системного заполнения этих баз данных, а также – разработки единых стандартов записи данных, систем обмена данными между базами знаний и медицинскими аналитическими системами.

Все данные пациентов медицинских учреждений вне зависимости от формы собственности должны храниться в единой базе данных с ограниченным и регламентированным доступом. Информация этой базы должна служить как для упрощения обращения к врачам, так и в качестве источника обобщенной медицинской информации для всех заинтересованных сторон: органов госуправления, исследовательских центров, информационных сервисов и пр.

Эксперты ожидают, что с появлением наполненных и функциональных систем сбора и обработки медицинских данных, граждане, государство и общество получат:

· Действующие в режиме реального времени системы мониторинга здоровья нации, эпидемиологического состояния, экологической среды, качества медицинских учреждений, специалистов и пр.;

· Упрощение и ускорение взаимодействия населения с медицинскими учреждениями и врачами;

· Развитие большого пласта предпринимательства на стыке ИКТ и медицины, рост числа сервисов для бизнеса, государства, граждан;

· Совершенствование систем объективной оценки качества медицинских услуг на основе данных мониторинга состояния пациентов по результатам лечения;

· Улучшение качества медпомощи, прозрачность автоматизированных систем поддержки принятия решений.

 

2) Стимулирование развития медицинских консультационных и диагностических услуг населению государственных и частных медучреждений по электронным каналам связи. Стимулирование разделение функций первичного осмотра и диагностики с привлечением для более опытных врачей в региональных медицинских центрах и специальных медицинских учреждениях. В результате стимулирования, включая законодательные изменения, меры поддержки предпринимательства и информированности населения эксперты ожидают следующие изменения:

· Рост доступности медицинских услуг равно высокого качества на всей территории страны вне зависимости от размера и типа населенного пункта;

· Снижение стоимости медицинских услуг, выходящих за рамки ОМС, для населения, снижение себестоимости оказания медицинской помощи;

· Увеличение занятости врачей в малонаселенных регионах страны и снижение миграции врачей в крупные населенные пункты;

· Улучшение качества диагностики и лечения особенно в региональных медицинских учреждениях с недостатком квалифицированного персонала.

 

3) Разработка, включая законодательную и организационную, процедур дистанционной продажи лекарственных препаратов частным лицам и компаниям. До 70% препаратов приобретается для лечения хронических больных, посещение аптеки для которых часто затруднительно. Для предотвращения любых злоупотреблений в этой сфере необходимо разработать строгий регламент продажи лекарственных препаратов через Интернет, включая процедуру получения электронного рецепта.

4) Систематизация, стандартизация и обеспечение доступности медицинских знаний всех видов, включая создание или объединение и упорядочивание существующих баз данных, баз нормативно-справочной информации (индексов, реестров), баз данных медицинских организаций, справочников медицинских препаратов, оборудования и пр. Применение концепции открытости данных при создании баз данных, индексов и реестров. Создание рабочих групп для формулирования процедур и регламентов баз данных, их наполнения, поддержания в актуальном состоянии и взаимодействия. Эксперты ожидают, что в результате будет создано множество государственных и частных сервисов:

· Системы мониторинга доступности медицинских услуг в отдельных регионах, уровне оборудованности лабораторий, подготовки персонала и пр., сегментированная до населенного пункта и городского района;

· Информационные системы для пациентов, врачей и клиник по поиску специалистов, оборудования, мест в больницах и пр.;

· Информационные системы для специалистов, сокращающие время поиска лекарственных препаратов, проведения исследований, подготовки процедур и пр.

5) Стимулирование врачей и других медицинских специалистов к использованию непрерывного обучения в дополнение к регулярному обучению для профессиональной сертификации. Создание законодательной базы для прохождения непрерывного обучения врачей в Интернете, включая разработку регламента сертификации дистанционных курсов для медицинских работников. Стимулирование дистанционного обучения новым технологиям в медицине, работе с новым оборудованием.

В результате должен увеличиться объем времени, затрачиваемый врачами на переподготовку, разнообразие и глубина получаемых знаний:

· Повысится общий уровень подготовки врачей за счет увеличения количества и качества проходимых курсов, доступа региональных врачей к курсам высокого качества и более актуальным знаниям;

· Сократятся потери времени за счет изменения структуры затрат времени на переподготовку врачей: вместо модульного обучения в течение нескольких дней, врачи будут обучаться дистанционно несколько десятков минут в неделю;

· Упростится сертификация медицинских специалистов, сократятся расходы на сертификацию и расходы на проверку сертификатов.

Образование

 

Россия занимает 36 место в рейтинге ООН по уровню образованности населения. Позиция России в этом рейтинге стабильна, но ниже не только Великобритании и Франции, но даже Белоруссии и Украины. Индекс страны – 0,78 – ниже минимального значения для развитых стран. Россия занимает 34 место из 65 в рейтинге OECD PISA с результатом 475 баллов при среднем результате для стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 496 баллов.

Образовательная система России исторически построена по принципу получения качественного образования для всего населения с дополнительной помощью талантливым детям. Эта концепция создала высокий престиж образования и большую долю населения с высшим образованием. Так Россия занимает первое место по числу выпускников инженерных специальностей в соответствии с исследованием Всемирного экономического форума 2015 года, опережая США на втором месте по этому показателю почти в два раза. При этом качество и доступность образования в стране за последние 20 лет существенно снизились, особенно – в регионах. Из регионов в крупные города уезжают талантливые учителя, преподавательский состав школ и вузов в регионах слабеет. Сокращается преподавательский состав и количество учащихся в учебных заведениях всех уровней, это делает нецелесообразным содержание учебных заведений в некоторых населенных пунктах. В результате растет число граждан, которым образовательные учреждения недоступны, что еще более увеличивает внутреннюю миграцию из регионов.

Возможности Интернета позволяют создавать разветвленные системы обучения, задействующие одновременно несколько онлайн и офлайн-каналов. В России появляется много новых инициатив (стартапов) коммерческих и некоммерческих (например, «тотальный диктант»), однако, внимание и доверие к ним пока невелико. Развитие таких инициатив стимулирует не только рост системы образования, но и интерес населения к дальнейшему образованию и личностному развитию.

Среди двух миллионов, рождающихся каждый год в России детей – десятки тысяч особо одаренных. Система отбора (в первую очередь через школьные Олимпиады) и помощи одаренным детям слабо доступна для школьников за пределами крупнейших городов. Затруднен также их доступ к дополнительному образованию.

Россия испытывает острый недостаток специалистов в области ИКТ в силу малого (относительно спроса) количества образовательных программ и недостаточной престижности ИКТ-специальностей у школьников и абитуриентов. Образовательные программы по большинству ИКТ-профессий не соответствует требованиям, предъявляемым компаниями, компании вынуждены доучивать молодых специалистов за свой счет, неся дополнительные расходы. Компании, работающие в ИКТ, недостаточно плотно сотрудничают с учебными заведениями, слабо влияют на состав образовательных программы. Актуальным потребностям рынка труда система образования отвечает медленно, что ведет к низкому соответствию качества выпускников запросам компаний.

Ключевая проблема образования в России сегодня – недоступность качественного образования всех уровней, в особенности – специального, за пределами крупнейших городов. Она также связана с низкой плотностью населения и миграцией в крупные города. Проблему невозможно решить традиционными методами, но она может быть частично решена доступом к образовательным услугам в Интернете. Необходимо максимально использовать ИКТ для помощи в решении всех образовательных проблем.

Ключевыми направлениями развития в образовании эксперты считают:

1) Продвижение возможностей дистанционного образования (образовательных программ, предоставляемых посредством Интернета) всех уровней: школьного, профессионального и дополнительного для учащихся, преподавателей и учебных заведений. Стимулирование появления новых образовательных программ с дистанционным доступом и дистанционным получением аттестатов. Создание законодательной базы дистанционного образования. Продвижение идеи равноценности дистанционно полученного аттестата и аттестата по итогам очного обучения.

Эксперты полагают, что нужно держать в фокусе и особенно интенсивно работать на следующих направлениях:

· Создание законодательной базы выдачи и признания аттестатов и дипломов, выданных по результатам дистанционного обучения;

· Разработка процедур государственной сертификации образовательных программ, предоставляемых через Интернет;

· Разработка программ государственного стимулирования онлайн-образования, в том числе обязательное требование создания программ онлайн-образования по основным и дополнительным программам вузов;

· Реклама и популяризация предпринимательства на стыке ИКТ и образования, создание благожелательного информационного поля для предпринимателей всех уровней в этой сфере;

· Стимулирование создания отечественных платформ онлайн-образования и распространения информации о лучших практиках в онлайн-образовании в целом и в отдельных сегментах образования.

Эксперты ожидают, что в результате существенно увеличиться доступность образования, в том числе:

· Существенно вырастет уровень предпринимательства в сфере образования, что увеличит число доступных курсов, в первую очередь дополнительного образования, для всех возрастов;

· Образовательные программы лучших российских вузов станут доступными на всей территории страны, в том числе в регионах, где отсутствуют представительства вузов;

· Вырастет знание возможностей и доверие граждан к онлайн-образованию, существенно вырастет количество жителей регионов, обучающихся без переезда в крупные города;

· Повысится вовлеченности семьи в процесс обучения детей и подростков при обучении дома.

2) Стимулирование создания и использования образовательными учреждения ИКТ в системах сопровождения обучения. Стимулирование появления и развития отечественного ПО для управления образовательным процессом на всех уровнях, включая базовое, профессиональное и дополнительное образование. Стимулирование создания открытых баз данных по образовательным процессам и обучающимся, включая результаты аттестационных мероприятий, сами аттестационные работы. Стандартизация методов и форматов описания образовательных программ и результатов обучения. Для этого, по мнению экспертов, необходимо:

· Создать условия для появления центра компетенций по анализу и обучению образовательных учреждений использованию ИКТ в образовательных процессах, поиску, анализу и публикации лучших практик;

· Создать отраслевую группу или комиссию по анализу и стандартизации форматов и методов внедрения ИКТ в образовании;

· Создать законодательную и нормативную базу для стимулирования роста открытости образовательных программ и результатов обучения.

В результате выполненной программы действий эксперты ожидают:

· Повышение качества образования за счет стандартизации образовательных процессов;

· Повышение прозрачности образовательных программ, упрощения их выбора учащимися, повышения доверия населения к образовательным программам и онлайн-программам;

· Упрощения процедур проверки аттестатов всех уровней обучения, сокращения расходов работодателей на поиск и проверку кандидатов;

· Повышения информированности федеральных и местных органов управления образованием о состоянии системы образования.

3) Стимулирование создания онлайн-системы взаимодействия (системы вовлечения) бизнеса и учебных заведений для создания динамической карты компетенций, постоянного совершенствования образовательных программ для их соответствия требованиями экономики. Стимулирование процесса передачи в систему образования актуальных знаний, создаваемых на переднем крае науки и производства, стимулирование создания единых систем управления знанием.

В результате эксперты ожидают:

· Актуализацию существующих образовательных программ за счет большего вовлечения передового отечественного бизнеса в процесс подготовки молодых специалистов;

· Повышение качества образования за счет вовлечения учащихся в процессы практического применения получаемых знаний;

· Повышение возможностей бизнеса влиять на образовательные программы и их ответственности за подготовку молодых специалистов.

4) Создание системы образовательно-квалификационных государственных и негосударственных онлайн-мероприятий для детей и подростков: онлайн-конференций, онлайн-фестивалей, онлайн-олимпиады и пр., статус результатов которых уравнен с соответствующими традиционными мероприятиями. Эксперты считают, что для этого необходимо, прежде всего:

· Разработка регламентов онлайн-образовательных мероприятий;

· Стимулирование учебных заведений к учету результатов онлайн-олимпиад при приеме учащихся;

· Продвижение идеи онлайн-мероприятий среди школьников и родителей;

В результате эксперты ожидают:

· Создание системы поиска и поощрения (специальных условий обучения) для одаренных детей и подростков через систему онлайн-олимпиад и конкурсов;

· Значительный рост использования систем профориентации для подростков;

· Рост интереса у школьников и подростков к углубленному образованию, планированию индивидуальной образовательной «траектории» для одаренных детей;

· Развития интегрированных систем обучения, использующих одновременно возможности офлайн- и онлайн-образования.

5) Стимулирование роста количества обучаемых ИКТ-специалистов и специалистов смежных специальностей, стимулирование интереса школьников к ИКТ - образованию. Повышение качества специалистов в области ИКТ за счет расширения и углубления образовательных программ. Рост знаний в области ИКТ у всех граждан России, подготовка всех социальных групп и возрастов к восприятию продуктов ИКТ в различных отраслях экономики. В результате эксперты ожидают:

· Повышение количества и рост профессионального уровня ИКТ-специалистов, снижение дефицита ИКТ-специалистов в госорганах и компаниях;

· Рост конкурентоспособности страны в разработке решений в области ПО, ИКТ-оборудования, интернет-сервисов и пр.;

· Рост готовности населения к использованию интернет-сервисов в рабочих и личных целях;

· Рост числа решений на стыке ИКТ и интернет-зависимых отраслей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: