Будущее социально-экономической среды интернет-экономики в России




 

Создание благоприятной социально-экономической среды должно учитывать все проблемы и ограничения, которые стоят перед российской экономикой и перспективным развитием интернет-индустрии в части улучшения их экосистемы, условий развития бизнеса и новых технологических направлений. Для этого, в том числе, нужно дать комплексное решение тех проблем и ограничений, которые изложены выше.

 

5.3.2.1 Социально-экономический потенциал Интернета

 

Интернет-компании уже оказывают существенное влияние на развитие экономики многих стран и социально-экономические отношения в обществе, и в будущем это влияние только возрастет. Пока в российской и в международных классификациях экономической деятельности интернет-бизнес не выделяется отдельно, в то время как крупные интернет-компании работают одновременно в разных отраслях и сегментах экономики, в том числе в телекоме и медиа, индустрии электронных игр, финансовых услуг, удаленной розничной и оптовой торговле, туризме и пр. В России это «Яндекс», «Рамблер», «Мейл.ру», «Озон», «Юлмарт» и пр., в Китае – Alibaba, в США – Google, Facebook, Amazon и др. Масштабы доходов, инвестиционной деятельности, капитализации, международных проектов только этих работающих исключительно в Интернете компаний сравнивают с размерами и оборотами ряда лидеров мирового энергетического бизнеса, например, Exon mobile, Petro Chaina и «Газпром».

К интернет-компаниям – производителям новых технологических платформ и технологий – уже близки крупнейшие интернет-потребители всех остальных отраслей экономики, крупнейшие госучреждения и организации некоммерческого сектора. Наиболее интернет-емкими отраслями стали финансовый сектор, розничная торговля, транспорт, образование, СМИ, связь. Использование цифровых технологий и Интернета сокращает транзакционные издержки, дает новые возможности для роста инновационной активности, принципиально меняет характер экономического функционирования многих отраслей. Классический или офлайн-бизнес в этих сегментах стал неконкурентоспособным.

Спрос на интернет-услуги в мире предъявляют 3,5 млрд человек, и это в три раза больше, чем 10 лет назад. Социальное воздействие Интернета и новых цифровых технологий проявляется во влиянии социальных сетей и мобильных коммуникаций на общественно-политическую ситуацию (агитация, электронные «праймериз», «арабская весна» и пр.) до новых форматов помощи международных организаций развивающимся странам.

В странах ОЭСР в 2014 году 95% компаний использовали ШПД в Интернет (79 % в 2009 году), а в развивающихся – 68% (39% в 2009 году). К 2014 году 193 страны ООН имели национальные вебсайты, в 101 стране граждане могут создавать онлайн-счета, в 73 – заполняют онлайн налоговые декларации и в 60 – регистрируют бизнес посредством Интернета. В большинстве стран ключевые административные функции, включая сбор налогов и таможенных платежей, выполняют с использованием Интернета.

При этом по всему миру еще существует цифровой разрыв. Доступа к Интернету пока не имеют 4 млрд человек, мобильных телефонов нет у 2 млрд, хотя сейчас только полмиллиарда жителей мира живут вне доступа к цифровым сетям связи. Существенно различается и интенсивность использования сетей. В наиболее развитых европейских странах жители в 45 раз чаще используют услуги электронного правительства, чем беднейшие 20% жителей континента. В этой зоне – потенциал интернет-экономики.

Эксперты отмечают значительный потенциал ее качественного роста. Сейчас лишь треть компаний стран ОЭСР использует специальное ПО для планирования ресурсов, облачные серверы используют 22% фирм, 21% – электронные ордера. Крупный бизнес по-прежнему опережает малый в использовании Интернета. Индивидуальные потребители пока не очень активны в электронной коммерции, до 90% трансакций – бизнес-бизнес.

 

5.3.2.2 Принципы и методы регулирования интернет-бизнеса

 

Целеполагание в регулировании развития интернет-бизнеса в России должно исходить из следующих принципов:

1) Поддержание и рост отечественного производства, уровня занятости, доходов граждан, роста ВВП, налоговых поступлений в бюджет;

2) Развитие компетенций и уровня образования работающих, создание и сохранение долгосрочных конкурентных преимуществ.

Создание дружественных институциональных условий и систем поддержки интернет-экономики стало стратегической целью многих стран. В России многие условия регулирования дискриминационны в отношении российских компаний. Иностранные компании не только освобождаются от НДС при трансграничных поставках продукции и услуг в Россию, но также не платят, например, налог на прибыль по фактическому месту деятельности – в России. Российские интернет-компании неоправданно не попадают под льготную ставку сборов в страховые фонды в 14%, установленную в России для ИТ-компаний. Равное налогообложение в России иностранных интернет-компаний сможет стать инструментом защиты отечественных производителей, компенсировать снижение ставки страховых взносов для российских интернет-компаний, стать источником доходов госбюджета.

Современные стратегии развития устанавливают амбициозные цели роста производительности труда, создания новых рабочих мест, повышения эффективности госуправления, решения проблем здравоохранения и старения населения, доступности образования. Поэтому поддержка российской интернет-экономики должна стать приоритетом развития российского государства.

Государственная интернет-политика включает набор взаимосвязанных инструментов регулирования:

1) Поддержка открытой и доступной для сервис-провайдеров и граждан ШПД-инфраструктуры предоставления современного контента, интернет-коммерции, развития научных и социальных сетей;

2) Создание равных условий ведения бизнеса для российских и иностранных игроков. Создание программ поддержки для российских игроков в отдельных сегментах интернет-технологий для их приоритетного развития;

3) Создание условий для повышения уровня использования интернет-технологий малым бизнесом и госучреждениями;

4) Кибербезопасность, управление рисками, включая экономические и социальные;

5) Расширение средств и методов ИКТ-обучения и переподготовки кадров, стимулирование предпринимательства, упрощение доступа к цифровым рабочим местам;

6) Развитие гибких социальных структур, в том числе с использованием интернет-инструментов, как факторов горизонтальных социальных связей, развития интернет-культуры, формирования капитала доверия, «перекрестного опыления» идеями и практиками, общественно-политической поддержки инновационного интернет-развития;

7) Гибкость регуляторов и социальных институтов, их дружественность и восприимчивость к изменениям рынков и технологий;

8) Стимулирование инновационных институциональных изменений как следствий и двигателей общественно-политических процессов в интересах развития интернет-экономики.

Задача формирования национальной Программы развития Интернета должна учитывать феномен растущей открытости национальных инновационных систем. В условиях высокой глобализации и интернационализации всех инновационных процессов, включая наиболее глобализированные интернет-технологии, национальные регуляторы должны учитывать ограничения, конфликты и противоречия принципиально новой природы. Глобализация связи, торговли, финансов, туризма и пр. сформировала системы глобального управления, без учета которых нельзя создать национальные стратегии и правила для интернет-экономики.

Фундаментальные условия поддержки и развития Интернета формируются на уровне многих международных организаций, прежде всего, в ООН. Основная цель этих усилий – использование открытой и децентрализованной архитектуры Интернета как ресурса устойчивого социально-экономического развития.

В декабре 2015 года ООН собирает Форум управления Интернетом (Internet Governance Forum). В его повестке: свобода трансграничного перемещения данных, территориальные/региональные маршруты, локальные требования к контенту или условиям хранения информации, нейтральность сети, универсальное использование многоязычных доменных имен, условия создания альтернативных сетей и пр.

Подобный форум на уровне министров развитых стран проведет в 2016 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которой Россия имеет статус присоединяющейся страны. Будут обсуждаться задачи развития индустрии Интернет вещей, инициативы по стимулированию спроса для ускорения инновационных процессов, проблемы доверия в интернет-экономике, ускорение создания новых рабочих мест и переподготовки для максимизации преимуществ интернет-экономики.

В условиях открытости границ иностранные гиганты могут в кратчайшие сроки завоевать отдельные местные российские интернет-рынки, забрать себе потенциально возможные новые рабочие места на интернет-рынке, затруднить развитие национальных лидеров, технологий и компетенций, что может привести к сокращению ВВП России и снижению сборов в бюджет.

В этой связи потребуется создание соответствующих условий для развития отечественных игроков, позволяющих успешно конкурировать с иностранными компаниями. Принять де факто формально свободные, но неравные международные правила игры в интернет-отрасли для российских компаний и экономики России в целом не выгодно. Ситуация в пользу России может измениться только после того как появятся подобные Alibaba, Google, Facebook, Amazon глобальные лидеры со значительными позициями и доходами на международных рынках, но платящих основные налоги в России. Формирование национальных лидеров, завоевание ими международных рынков – отдельная работа в рамках Программы.

Долгосрочные задачи развития социально-экономической среды интернет-экономики, создание и поддержание развитой социально-экономической среды для эффективного развития интернет-экономики и экономики страны предполагает активность политики на всех уровнях:

1) Люди, качество их жизни, благоприятная социальная среда и атмосфера – одновременно – конечная цель и критерий успешности выполнения программы, необходимое условие долговременного развития и воспроизводства высококонкурентной экономики. Качество жизни и человеческого капитала зависит от уровня развития медицины и образования, условий ведения бизнеса, уровня развития экономики, наличия рабочих мест, уровня зарплат, экологии, безопасности и пр.;

2) Бизнес и Экономика. Создать как минимум недискриминационные условия для российских игроков (компаний-налогоплательщиков и их инвесторов), максимум – систему всесторонней поддержки развития интернет-бизнеса и технологий в России, выращивания национальных и международных технологических лидеров. Задача международной сбытовой, технологической и инвестиционной политики может быть выделена в отдельную Подпрограмму и дорожную карту развития российской интернет-экономики и комплексно поддержана ресурсами и внешнеполитической и внешнеэкономической политикой государства. Вышеприведенные вопросы должны решаться за счет обеспечения компаний долгосрочным финансированием, в том числе венчурным, благоприятным налоговым окружением и регулированием российской экономики, встречным предоставлением российским интернет-компаниям льготных условий работы на международных рынках в обмен на предоставление благоприятных условий иностранным компаниям на российском рынке и пр.;

3) Наука и Технологии. Сформулировать и реализовывать долгосрочные программы прикладных научно-технических исследований с эффективным инструментарием их коммерциализации в России, в том числе заказами крупных компаний и государства. Научные исследования должны быть эффективно встроены в механизмы коммерциализации и монетизации технологий и научных исследований. Это может быть сделано при активном участии институтов развития;

4) Образование, Культура, Общественные Коммуникации. Определить их ключевым приоритетом развития и господдержки в рамках долгосрочных программ подготовки отраслевых кадров в сферах математики и информатики, электроники и робототехники и др., в том числе на основе долгосрочных заказов крупных компаний, отраслевых ассоциаций и государства с поддержкой грантами и субсидиями. Вопросы трудоустройства и гарантий работы выпускников в России в течение определенного срока после получения образования должны решаться отдельно, в том числе обязательствами трудоустройства в конкретные компании, ограничениями минимального срока работы в России, компенсации издержек на образование и др. Отдельный вопрос – развитие дистанционного образования, комплексных систем коммуникации и информирования граждан, в том числе по вопросам госуправления и госуслуг, социальной политике, личного развития. Информирование граждан эффективно посредством интернет-медиа, актуальна также единая национальная платформа коммуникаций на основе информации федеральных министерств и ведомств, переработанная в доступную медиа-форму для широких слоев населения. Платформа может быть запущена и поддерживаться с участием частных компаний и институтов развития;

5) Инфокоммуникационная и научно-производственная венчурная инфраструктура, технопарки, технологические кластеры, венчурные фонды, институты развития, целевые программы прикладных научно-производственных исследований. Должны быть встроены в общую систему науки и технологий, образования, культуры и бизнеса, развиваться в связке с отраслевыми стратегиями, в частности ИКТ, программами развития комплексных проектов и технологических консорциумов, в рамках отдельной программы развития социально-экономической среды и инновационной инфраструктуры в России. Для созданной государством технологической инфраструктуры должен быть обеспечен долговременный спрос на ее использование, поддержан спросом на интернет-продукты различных отраслей, финансированием развития интернет-бизнеса и пр.;

6) Госфинансирование высокотехнологичных направлений через специализированные инвестфонды, фонды фондов, госкредитование и госгарантии, налоговые и другие льготы и пр.;

7) Безопасность государства и граждан. Для интернет-инфраструктуры, конкурентоспособности России и российских компаний, вопрос национальной информационной безопасности первостепенно важен. Он должен решаться на всех уровнях программных (от операционных систем до сервисов и приложений) и аппаратных решений (от серверов до микрочипов), требований к хранению чувствительной к утечкам информации, регламентации ЦОД, требования к облачному хостингу и пр.

8) Медицина и Здравоохранение. Обеспечение доступности и удобства медицинских услуг, в том числе с использованием интернет-технологий и дистанционной медицины. Отдельная задача – постоянный мониторинг здоровья и профилактика заболеваний с помощью единых баз данных медицинских карт, удаленных консультаций в Интернете, создания медицинских интернет-порталов. Высокий уровень медобслуживания в России – необходим для благоприятных условий работы квалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях;

9) Система госуправления. Должна гибко меняться с изменением социально-экономической среды интернет-экономики, в согласии с изложенными требованиями, задачами и ограничениями, быть открытой для общества и бизнеса, максимально использовать интернет-технологии.

10) Экология, среда проживания, соцобеспечение и пр.

11) Развитие социально-экономической среды интернет-экономики –процесс постоянного совершенствования систем госуправления и регулирования, развития научно-образовательной системы, инновационной инфраструктуры и условий жизни граждан. Все указанные направления и задачи связаны, непропорционально медленное развитие отдельных – приведет к торможению других, исчезновению накопленных преимуществ. Это требует детальной проработки, в том числе в рамках программ и дорожных карт целевого развития направлений: бизнес и экономика, наука и технологии, образование и культура, ИКТ- и научно-производственная инфраструктура, венчурное финансирование и пр.

6. Перспективы интернет-экономики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: