Идет быстрая и глубокая интеграция отраслей телекоммуникаций, сетевой интернет-инфраструктуры и ПО с интернет-сервисами, аппаратным обеспечением и электроникой, которые являются неотъемлемой частью ИКТ-индустрии. Они все вместе уже являются неотъемлемыми составляющими интернет-сектора, где Интернет – среда, а интернет-сервисы – драйверы роста. Поэтому анализ развития этих сегментов взаимоувязан.
Вопрос импортозамещения актуальный при анализе предложений по различным отраслевым направлениям интернет-экономики далее в документе надо понимать, как имеющий несколько подходов:
1. Вопрос обеспечения национальной безопасности;
2. Один из инструментов роста национальной экономики;
3. Инструмент роста конкурентоспособности российских компаний и технологий, роста компетенций и квалификации работников в различных наукоемких секторах продукции высокого передела;
4. Инструмент долгосрочного роста конкурентоспособности национальной экономики в целом.
Вопрос автаркии или возможности полной изоляции от мировой экономики не соответствует указанным подходам в целом и не отвечает задачам долгосрочного развития интернет-экономики и смежных отраслей экономики России.
Вопрос недостаточной конкурентоспособности отдельных российских, а в прошлом советских компаний, и предприятий лежит не только и не столько в плоскости открытости-закрытости, монополизации-демонополизации, бюрократизации-дебюрократизации отдельных секторов и рынков страны или напрямую зависит от формы собственности. Ситуация гораздо сложнее. Многие успешные американские, европейские, японские, китайские и южнокорейские компании де-факто являются монополистами в отдельных отраслях, рынках и странах. Многие из этих иностранных компаний активно поддерживаются государством и являются гигантскими бюрократическими конгломератами, при достаточно высокой степени закрытости и протекционизме отдельных национальных рынков или секторов экономик. Кроме этого, в силу публичности, размытости или запутанности акционерной структуры многих из данных компаний влияние частных акционеров на их управление незначительно, что делает их структуру и систему управления схожей со структурой управления государственными компаниями. Но при всех вышеперечисленных факторах они остаются отраслевыми и технологическими лидерами как национальных, так и на международных рынках.
|
Успешность реализации проектов и компаний, отдельных сегментов и интернет-экономики, как и в целом успешность долгосрочной стратегии развития технологических отраслей и экономики страны, зависит от:
качества долгосрочной стратегии, которая регулярно актуализируется под меняющиеся условия и потребности игроков/производителей и заказчиков/потребителей;
цельности и последовательности подходов;
гибкости и динамичности реализации;
качества и мотивации управленческих команд на всех уровнях управления.
Остальные факторы (в том числе, форма и структура собственности, система управления или форма организации рынков), влияя на успешность проектов и бизнесов, являются вторичными и косвенными по отношению к этим условиям. Они представляют собой ландшафт или рамки в разной степени ограничивающие негативное влияние или наоборот расширяющие возможности реализации стратегий и работу менеджмента в зависимости от той или иной стадии развития проекта, рыночной или конкурентной ситуации, а главное – могут и должны гибко меняться, отвечая условиям внешней среды, актуальном потребностям и задачам развития страны, отдельных отраслей и компаний.
|
Успешность реализации Программы развития российской части Интернета и связанных отраслей экономики будет определяться наличием и связностью четырех ключевых элементов социально-экономической среды интернет-экономики, важнейшими ресурсами ее роста:
1) достаточного количества высококвалифицированного и мотивированного человеческого капитала, который будет работать в России;
2) высококонкурентных технологий и технологических проектов мирового уровня, что во многом зависит от наличия соответствующего человеческого капитала и соответствующих государственных программ их поддерживающих и субсидирующих;
3) достаточных финансовых ресурсов для коммерциализации и монетизации этих технологий и проектов, что можно делать в рамках целевых программ и направлений развития, а также через финансирование программ развития экономики в целом при контроле его целевого использования в инвестиционных проектах различных отраслей, что создаст волну спроса в различных отраслях экономики и мультипликатор роста;
4) платежеспособного спроса, наращиваемого по нескольким каналам: выход российских интернет-компаний на международные рынки (Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Европа и т. д.), наращивание спроса со стороны российских государственных и других компаний, защита внутреннего рынка (автоматически увеличит внутренний спрос для российских компаний) и развитие сбалансированной устойчивой экономики в целом за счет уверенного роста различных отраслей, которые смогут обеспечить устойчивый рост внутреннего спроса на долгую перспективу.
|
Учитывая тесную связность все этих ресурсов, их необходимо одновременно, комплексно и регулярно подпитывать и создавать условия, чтобы эти ресурсы, элементы среды не утекали за рубежи России.
Для этого необходимо создавать преференции российским компаниям, защитные меры для российской интернет-экономики и экономики в целом, схожие с теми, которые используются в Китае, других странах. В частности – более четкий контроль условий ведения бизнеса иностранными компаниями в России в вопросах налогообложения, легальности используемого контента, безопасности хранения данных, соответствия требованиям российского законодательства и правилам ведения бизнеса в интересах российской экономики. Необходимо также поддерживать комплексное развитие в различных сегментах социально-экономической среды: науке, медицине, образовании, безопасности и др.
Структура программы
Долгосрочная программа развития Интернета в России призвана задать основные направления развития интернет-технологий в интересах российского общества, государства и ключевых отраслей экономики в горизонте до 2025 года. Исходя из основной цели, Программа должна ставить задачей приоритетное развитие в следующих направлениях:
1) Человеческий капитал: здоровье, образование, труд;
2) Бизнес-Среда: отдельные сектора и сегменты интернет-экономики, промышленность, ТЭК, транспорт, финансы, ритейл;
3) Государство: государственные услуги, государственное управление, безопасность;
4) Медиа и коммуникации: СМИ, медиа, интернет-реклама.
Настоящие предложения к Программе фокусированы на интенсивном развитии проектов и направлений, которые дадут максимальный эффект в относительно короткий промежуток времени (3-5 лет). В силу этого, в предложениях в первую очередь приведены направления и проекты, которые уже реализуются, а значит, не требуют большой подготовительной работы. В то же время, большое место в предложениях к Программе уделяется тем проектам, которые готовят базу и создают инфраструктуру для развития новых ключевых проектов в будущем.
3. Государственная политика в ИКТ
В России за последние годы на государственном уровне принят ряд документов, направленных на инновационное развитие ИКТ-индустрии.
Один из первых ключевых документов – Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О науке и государственно-технической политике», который впервые в России ввел официальное определение таких понятий, как инновация, инновационная инфраструктура и инновационная деятельность. Также в законе был обозначен подробный список мер государственной поддержки инновационной деятельности.
В декабре 2011 года Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 года (распоряжение от 8 декабря 2011 №2227-р), в которой определены долгосрочные ориентиры развития инновационного сектора, финансирования фундаментальной и прикладной науки, а также поддержки коммерческих разработок. Основные направления инновационного развития, определенные Стратегией, учтены во всех государственных программах научно-технологической направленности.
К таким программам относятся: «Экономическое развитие и инновационная технология», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также программы, направленные на развитие секторов экономики (авиация, космос, атомный энергопромышленный комплекс, транспорт, медицинская промышленность, транспортная система, сельское хозяйство и др.).
Государственная поддержка отечественной ИКТ-индустрии опирается на долгосрочный прогноз развития страны, составленный Министерством экономического развития России в марте 2013 года. В соответствующем документе, названном «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», выделено 10 ключевых, приоритетных трендов научно-технологического развития. Среди наиболее социально-значимых упомянуты:
развитие новых принципов организации вычислений, которое позволит увеличить максимальную тактовую частоту компьютера на три-пять порядков;
развитие систем машинного обучения, вычислительных сетей с терабитовыми скоростями и суперкомпьютерных вычислений;
развитие облачных технологий;
рост доли мобильных устройств: планшетов, смартфонов и пр.;
эволюция Интернета, предполагающая развитие распределенных интеллектуальных систем, умных или семантических сетей.
Российское государство предполагает инвестировать в создание технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров и грид-технологий, в оказание государственных услуг в электронном виде.
В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р утверждена Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года.
В Стратегии под отраслью информационных технологий (ИТ) понимается совокупность российских компаний, осуществляющих следующие виды деятельности:
разработка тиражного программного обеспечения;
предоставление услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;
разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;
удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с этим документом Правительство РФ ставит перед собой на 2014-2025 годы следующие основные цели развития отрасли информационных технологий:
1) Развитие сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
2) Обеспечение различных сфер экономики качественными ИКТ с целью повышения производительности труда;
3) Обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.
Для достижения цели эксперты предполагают обязательное решение следующих задач:
1) Развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли;
2) Улучшение институциональных условий для работы компаний в России и снижение административных барьеров;
3) Поддержка экспорта и стимулирование глобализации отрасли;
4) Развитие в России исследований в сфере информационных технологий и смежных областях;
5) Развитие механизмов поддержки малого бизнеса, включая акселераторы, бизнес-инкубаторы, технопарки и институты, необходимые для улучшения инвестиционного климата;
6) Повышение грамотности населения в области информационных технологий;
7) Нормализация статистического наблюдения в отрасли;
8) Совершенствование взаимодействия органов власти, определяющих государственную политику в области информационных технологий, с отраслевыми ассоциациями, кластерами, платформами и другими объединениями;
9) Создание условий для развития глобальных лидеров в сфере информационных технологий в целях устранения диспропорций развития отрасли и формирования дополнительных возможностей для выкупа долей в уставном капитале компаний отрасли информационных технологий российскими инвесторами путем расширения пула крупных компаний отрасли информационных технологий в России за счет рыночных механизмов;
10) Дальнейшая глубокая информатизация важнейших отраслей экономики России, в том числе государственного сектора;
11) Стимулирование развития производства отечественной продукции посредством заказа государства и компаний с государственным участием;
12) Обеспечение информационной безопасности;
13) Широкомасштабное открытие государственных баз данных;
14) Развитие инфраструктуры электронной коммерции;
15) Развитие электронного документооборота;
16) Развитие центров обработки и хранения информации;
17) Развитие широкополосного доступа (ШПД) в Интернет.
В декабре 2013 года в целях принятия органами исполнительной власти мер, направленных на ускоренное развитие отрасли информационных технологий в 2014-2018 годах и реализацию вышеуказанной Стратегии распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602‑р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий». В соответствии с планом мероприятий к 2018 году отношение темпа роста ИТ-отрасли к темпу роста валового внутреннего продукта возрастет в три раза, объем производства продукции в области ИТ составит 450 млрд рублей и объем экспорта продукции ИТ-отрасли достигнет $9 млрд.
В 2014 году в целях реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в России постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», цель которой – повышение качества жизни граждан на основе использования ИКТ. В соответствии с программой к 2020 году по индексу развития информационных технологий Россия должна войти в число 10 ведущих стран в мире.
Указанные нормативно-правовые акты определяют государственную политику, направленную на инновационное развитие ИКТ-отрасли. Однако эксперты отмечают, что на практике принятые документы в настоящее время не работают. Это связано с тем, что: действия государственных заказчиков не согласованы, требуется устранение конфликтов между целями и способами декларируемых в ряде документов, ряд положений не имеют четкого определения, действие органов государственной власти в развитии ИКТ-технологий и их интеграции в различные отрасли экономики не скоординированы, а в отдельных случаях противоречивы. Мероприятия программ, несмотря на декларацию масштабных идей и проектов, в ряде случаев сфокусированы на решении частных проблем.
Сегодня ИКТ-отрасль в целом подведомственна Минкомсвязи России, а в части аппаратных средств – Минпромторгу России. Вопросы инновационного развития курирует Минэкономразвития России, координатором формирования прогноза научно-технического развития выступает Минобрнауки России.
Доля российская ИКТ-отрасли существенно возросла в структуре экономики и приобрела стратегический характер. Вместе с тем, профессиональную компетенцию ИКТ-сообщества органы государственной власти используется недостаточно. В частности, внедряемые принципы «открытого правительства» зачастую носят формальный характер.
Необходимо наладить конструктивный диалог между ИКТ-бизнесом и государством, внедрить реальные механизмы государственной поддержки развития отрасли. Требуется принятие долгосрочной программы, целью которой должно быть формирование в России интернет-экономики, основанной на развитии ИКТ-индустрии во всех отраслях.
Единый проектный офис
Настоящие предложения к Программе развития Интернета в России представляет значительное количество инициатив, большая часть которых подразумевает внедрение сложных ИКТ- и интернет-проектов, выстраивание связей между отдельными отраслями, внедрение новых регламентов и пр. Важнейшей составляющей успеха Программы является связность внедряемых проектов, возможность их интеграции, обеспечение совместной работы ИКТ- и интернет-инфраструктур различных отраслей экономики, не говоря уже об инфраструктурах отдельных отраслей.
Только в этом случае создаваемая система (системы) станут платформой для построения экономики, а не набором отдельных слабо связанных интернет-сервисов.
Эффективная работа с такого рода проектами возможна только при наличии единого проектного офиса, отвечающего именно за связность всей выстраиваемой инфраструктуры.
Интернет развивается стремительно, при этом разработка, принятие, утверждение, внесение изменений в государственные стратегические документы процесс довольно длительный, а органы государственной власти не могут в установленном порядке также быстро изменять утвержденные документы. Кроме того, развитие Интернета затрагивает все отрасли экономики, что требует внесения изменений в отраслевые нормативные акты в сфере здравоохранения, образования, транспорта, строительства, государственного управления, а также межведомственной координации. Поэтому для формирования и реализации Программы на основе Института Развития Интернета (ИРИ) может и должен быть построен единый проектный офис со следующими функциями:
- участие в постановке задач по отдельным направлениям Программы;
- обеспечение единых (совместимых) подходов к проектированию систем в рамках реализации Программы;
- контроль за отсутствием дублирования функций и систем;
- обеспечение совместной работы систем на уровне регламентов и ПО;
- контроль за выполнением Программы;
- обеспечение публичной отчетности о ходе выполнения Программы.
4. Обзор международной практики