В ходе разработки предложений к Программе развития Интернета в России, проведен детальный анализ актуальных программ развития Интернета и связанных отраслей экономики в 15 странах и союзах стран: Евросоюз, Великобритания, Ирландия, Эстония, Голландия, Швеция, Германия, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Япония, Китай, Бразилия, США, Канада.
Основные цели анализа:
исследование подходов других стран к поддержке развития Интернета и связанных с ним отраслей экономики;
исследование ключевых факторов развития Интернета в отдельных странах.
Большинство программ развития Интернета в странах мира, которые изучили эксперты, нацелены на короткий срок – от одного года до пяти лет, причем чаще встречаются именно пятилетние программы. Все программы, которые были рассмотрены, с одной стороны весьма неконкретны и показывают, скорее, пути решения отдельных проблем, а с другой, рассматривают довольно узкий спектр проблем, которые предлагается решать в течение ближайших пяти лет. Иными словами, ни одна из программ не охватывает всего спектра государственных проблем и задач, более того, даже значительной их части, но все они охватывают перечень задач, которые можно и нужно решить в течение нескольких лет.
Практически все проанализированные программы не содержат конкретных предложений по созданию новых законов или изменений существующего законодательства, созданию определенных структур и пр. по крайней мере, в открытой их части. При этом во всех программах есть указание на необходимость проведения исследований, согласований или всестороннего изучения проблемы с целью поиска путей ее решения, выработки регламента принятия этого решения.
|
Во многих странах действует не первая программа развития Интернета, а как минимум ее вторая редакция. Например, действующая в Японии программа – третья по счету. При этом «поколения» программ могут существенно отличаться: направления, отмеченные для развития в предыдущей версии, могут быть решены или уже не требовать решения.
Все проанализированные программы публичны полностью или в значительной степени. Эксперты предполагают существование непубличных частей государственных программ развития Интернета, которые не могут быть найдены поиском по открытым источникам, при этом эксперты обнаружили программы развития Интернета всех или почти всех развитых стран. В открытом доступе существует, как минимум список направлений развития (Китай), максимум – полная детализация программы, включая конкретные предложения (Великобритания).
По многим изученным программам существует обязательная и публичная отчетность: результаты работы регулярно выкладываются на специальные сайты. Самая детализированная отчетность по программе у правительства Великобритании, там же отчетность более всего регламентирована. Самая удобная для использования и хорошо оформленная статистика у Евросоюза: на специальном сайте выложены данные и инструменты для построения графиков, которые, могут быть гибко настроены пользователем и пересчитываться в реальном времени. В программе Евросоюза есть цикл текстово-графических и видеоматериалов, рассказывающих о программе и ее действии в шутливо-популярной форме для широкого представления.
|
В ходе подготовки и даже выполнения программы в некоторых странах (не во всех программах это указано) были привлечены многочисленные эксперты интернет-отрасли. Иногда представлены даже результаты публичного обсуждения программы в Интернете неограниченным кругом пользователей (программа Евросоюза).
За выполнением программ может следить любой правительственный орган, и часто не приведена информация о том, кто конкретно отвечает за ход программы. В некоторых случаях для работы над программой назначался отдельный правительственный орган (Китай, Великобритания) или неправительственная организация, выступающая постановщиком задач для правительства и контролером (ряд стран ЕС).
Все проанализированные программы решают специфичные проблемы стран. Нет ни единого списка проблем, ни шаблона, который можно было бы сформировать по результатам изучения программ. Тем не менее, в большинстве программ встречается несколько тем: инфраструктура, госуслуги, дистанционная медицина, образование и безопасность.
Проблемы инфраструктуры во всех рассмотренных программах касаются расширения пропускной способности каналов связи и сетей доступа. В программах, разработанных недавно, отдельное внимание уделяется инфраструктуре мобильного доступа (Германия).
Проблемы госуслуг включают расширение количества госуслуг и увеличение числа граждан, которые ими пользуются. Особенное внимание уделяется мало вовлеченным в Интернет гражданам (пожилым, маломобильным людям и пр.). Большое внимание уделяется увеличению простоты использования порталов госуслуг.
|
Проблемы дистанционного образования и медицины рассматриваются почти всеми программами, но под разным углом. Задача большинства – повышение качества медицинских и образовательных услуг, за счет разнесения центров предоставления услуги и центров компетенций. Вторая общая важная задача – доступ в любом регионе страны к услугам высокого качества. Для большинства стран важны повышение продолжительности жизни и увеличение эффективности работы граждан.
Проблемы безопасности весьма разносторонни и содержат задачи безопасности государства (например, сдерживание проникновения нежелательных лиц на территорию страны), задачи безопасности граждан (управление персональными данными) и общие задачи, такие как защита от компьютерных вирусов.
Из других важных моментов следует отметить, например, что европейская программа развития Интернета содержит общие положения для всех стран Евросоюза, однако, каждая отдельная европейская страна на свое усмотрение создает собственную программу, опираясь на действующую общую. В общей программе кроме проблем, присущих всем странам Европы, большое внимание уделено процессам интеграции экономик, социумов и культур.
Практически все программы рассматривают Интернет в качестве катализатора развития всех без исключения отраслей экономки. Таким образом, общая задача программ развития Интернета – проникновение в отдельные отрасли экономики, наполнение их и ускорение развития.
Изучая иностранные программы, эксперты убедились, что настоящие предложения к Программе развития Интернета в России рассматривает схожие с другими международными программами проблемы и задачи.
В рамках предложений эксперты с учетом специфики России, в частности, рассматривают задачу создания специализированного композитного индекса развития, который покажет уровень развития нашей страны в параметрах, соответствующих существующим международным индексам. Созданный в рамках Программы индекс должен показать уровень развития страны в целом, а также сравниваемые уровни развития отдельных регионов и отраслей экономики.