Предложения для развития отдельных ключевых секторов и сегментов интернет-экономики эксперты сформировали, обобщив рыночное видение ведущих интернет-компаний, работающие стратегии развития ИКТ-инфраструктуры и сетей доступа, на основе которых предоставляются все интернет-сервисы, ПО корпоративных продуктов и решений, на базе которых построены интернет-сервисы, клиентских интернет-сервисов, стратегии сектора электроники и клиентских устройств, на базе которых построена интернет-инфраструктура и по которым интернет-сервисы достигают конечного пользователя, ход развития платформ государственных интернет-сервисов и кросс-платформенных решений, представляющих новые технологии и тренды на стыке традиционных секторов и ИКТ.
В целом эксперты отметили, что основными проблемами, препятствующими развитию отдельных секторов интернет-экономики в России являются:
· Отсутствие единого государственного координатора развития отрасли;
· Не соответствующая потребностям бизнеса система образования для ИКТ, отсутствие системы удержания молодых квалифицированных кадров в России;
· Неравные и несправедливые для российских компаний условия конкуренции с международными компаниями;
· Недостаточно развитая интернет-инфраструктура и ЦОД, ограничивающая объемы и скорость трафика, ухудшающая качество услуг и повышающая стоимость интернет-сервисов для конечных пользователей;
· Небольшой внутренний рынок по сравнению с США и Китаем, где располагаются основные рыночные конкуренты;
· Отсутствие единых стандартов, правил и норм регулирования большинства секторов интернет-экономики, например, в части использования российских разработок и др.;
|
· Отсутствие крупных игроков, неустойчивость новых сегментов рынка и перспективных направлений бизнеса;
· Использование потребителями пиратского (нелицензионного, нелегального) контента;
· Несовершенство российского законодательства в части использования ИКТ-технологий.
Для решения этих проблем эксперты определили ключевые направления развития экономики Интернет+, интернет-экономики и отдельных ее сегментов.
7.4.1.1 Инфраструктура и сети доступа
Составляющие инфраструктуры Интернета – сети доступа, задача которых – подключение устройств к Интернету, и сети пропуска трафика (магистральные сети, сети агрегации), которые обеспечивают обмен трафиком между сетями доступа.
Эксперты отмечают, что интернет-инфраструктура в России характеризуется высокой пропускной способностью, высоким качеством передачи больших объемов широкополосного контента и услуг, видео высокой четкости, приложений и сервисов: электронных игр, услуг дистанционного образования, электронной коммерции, других приложений в любую точку страны на любое устройство (ТВ, компьютер, мобильные устройства – планшет, смартфон).
Также эксперты отмечают доступность стоимости услуг интернет-доступа для большинства граждан. По данным аналитиков, ШПД в Интернет по фиксированным линиям связи, обеспечивающий высокую скорость и стабильное соединение, доступен почти во всех субъектах Российской Федерации большинству граждан. Самый дорогой доступ в Интернет на Дальнем Востоке: самые недорогие высокоскоростные тарифы здесь обходятся в среднем в 600 рублей в месяц при скорости всего 4 Мбит/с. В других регионах скорость доступа выше, а ежемесячный платёж меньше. Самый недорогой и быстрый интернет-доступ – в Москве и Санкт-Петербурге, где за 300 рублей абонентской платы можно пользоваться скоростями доступа 15-20 Мбит/с.
|
Существенное влияние, определяющее ключевые направления развития интернет-инфраструктуры в России и в мире, оказывают основные тренды и тенденции использования Интернета. По мнению аналитиков, они таковы:
1) Подключение все большего количества устройств, передача данных вне активности людей (Интернет вещей), которая инициирует развитие новых технологий радиодоступа или модернизации технологий для обеспечения малого энергопотребления в сетях доступа; использование протокола IPv6 для устройств, связанных с вещами, из-за их прогнозируемого большого количества и высокой ресурсоемкости; широкое использование криптографии для защиты данных, развитие технологий «легкой криптографии» для защиты информации в сетях радиодоступа – ключевой технологии для Интернета вещей.
2) Рост объемов услуг, связанных с получением на клиентские устройства аудио-видео онлайн-контента в формате высокой четкости (HD и UHD). Проявление раскручивающейся спирали увеличения предложения «тяжелого» контента с увеличением возможностей сетей доступа приводит к увеличению ресурсов проводных и сетей радиодоступа, к росту скорости при сохранении стоимости услуг доступа, к росту ресурсов сетей пропуска трафика, созданию новых интернет-ресурсов, расширению пропускной способности волоконно-оптических сетей связи с помощью технологий уплотнения трафика, повышению пропускной способности спутниковых каналов связи, к развитию специализированных CDN-сетей доставки контента и пр.
|
3) Рост использования облачных технологий приводит к потребности в гораздо более высоких скоростях на сетях доступа (100 Мбит/с и выше) для пропуска трафика видео высокого качества. Развитие облачных сервисов ведет к созданию высокоскоростных сетей доступа по различным технологиям, в том числе радиодоступа.
Развитие и расширение инфраструктуры Интернета диктуется не только бизнесом, но и государством, которое для решения социальных задач реализует крупные инфраструктурные проекты. Например, в рамках российской программы ликвидации цифрового неравенства идет строительство ИКТ-инфраструктуры в труднодоступных и малых населенных пунктах России.
Учитывая основные тенденции использования Интернета, эксперты определили ключевые направления развития:
1) Создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации элементов инфраструктуры Интернета. Для этого необходимо значительно упростить процессы получения разрешительной документации строительства новой и развития старой инфраструктуры, упростив процедуры:
размещения средств и кабелей связи в многоквартирных жилых домах, обеспечив недискриминационный подход для всех операторов связи, внеся изменения в действующее законодательство;
прокладки кабелей связи вдоль автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, коллекторов, обеспечив недискриминационный подход;
размещения объектов связи сетей общего пользования на объектах федеральной собственности (военных частей и др.);
регистрации малых спутниковых станций (VSAT), используемых для абонентского доступа в Интернет в малонаселенных, удаленных и труднодоступных районах.
В целях сокращения административных барьеров, по мнению экспертов, требуется:
· Внесение изменений в СНИП на вновь возводимые и реконструируемые жилые и офисные здания в части обязательного создания в них помещений для размещения средств связи, кабельных каналов, кабелей для подключения абонентов к сетям связи нескольких операторов связи и пр.;
· Установление обязанности органов местного самоуправления на договорной основе и с учетом норм строительной безопасности размещать средства связи операторов на объектах муниципальной собственности: зданиях, коллекторах, мачтах, опорах и т. п.;
· Предоставление при реализации программ благоустройства и необходимости переноса кабелей операторам связи достаточного времени для проведения работ по переустройству инфраструктуры, строго руководствуясь ст. 6 федерального закона «О связи»: переустройство – за счет средств инициатора;
· Введение механизма сервитута для прокладки кабелей связи в землях различного назначения, упрощение норм размещения базовых станций сотовой связи на землях и зданиях различного назначения;
· Сокращение до разумного минимума административных процедур согласования строительства объектов связи;
· Обеспечение недискриминационного доступ всем операторам к инфраструктуре сетей, построенных в рамках госпрограмм.
2) Разработка и реализация плана конверсии радиочастотного спектра, в том числе, приведение его распределения по различным службам в соответствие с установками Международного Союза Электросвязи (ITU) для 1-го Района (Европа), как это определено в европейских документах регулирования использования спектра. Ускоренно проводить конверсию частот, использование которых необходимо для проектов, относящихся к сетям доступа для Интернета вещей.
3) Разработка мер широкого использования протокола адресации IPv6 при подключении устройств к Интернету. В частности, установить требования и обязательства к тому, чтобы:
· Все электронные госуслуги были доступны через адресацию IPv6;
· Все устройства на сетях доступа и сетях пропуска трафика операторов связи были готовы к работе с протоколом IPv6;
· Во всех сетях пропуска трафика операторов связи, включая стыки с сетями, в которых реализована технология IPv6, работала адресация IPv6;
· Все абонентские устройства, устанавливаемые операторами доступа и предлагаемые для установки у абонентов для получения услуг доступа в Интернет и др., включая ОТТ, должны быть готовы к работе по протоколу IPv6;
· Доступ к DNS-серверам в зонах второго уровня страновых доменных зон.ru и.рф был доступен через адресацию IPv6.
4) Стимулирование строительства крупных центров хранения и обмена данными (ЦОД) в России для хранения больших объемов информации и развития облачных сервисов. На рынке облачных сервисов в России доминируют американские и другие иностранные компании. Перенос облачных сервисов в Россию необходим для обеспечения безопасности данных, запрета хранения чувствительной и государственной информации за рубежом на иностранных облачных сервисах, выполнения стандартов и требований к безопасности программных платформ и приложений облачных сервисов.
При этом эксперты отметили, что основными препятствиями на пути развития облачных технологий в России являются:
· Неразвитость базовой интернет-инфраструктуры и широкополосных сетей доступа;
· Неготовность топ-менеджмента российских компаний к использованию облачных сервисов – боязнь утечки данных, сомнения в качестве услуг, сопротивление персонала;
· Отсутствие правового поля, в рамках которого могут быть урегулированы спорные ситуации в части управления облачными сервисами.
Для сокращения указанных препятствий требуется разработка законодательных инициатив по вопросам безопасности и установлению новых стандартов развития сетевой инфраструктуры.
5) Стимулирование создания российских платформ дистрибуции цифрового контента.
6) Создание условий для использования отечественного оборудования и материалов при строительстве инфраструктуры сети Интернет, включая установления соответствующих требований и стимулирующих экономических мер: субсидирование и т. п.
7.4.1.2 Корпоративное ПО, продукты и решения
Разработка ПО в России долгое время развивалась без участия и поддержки государства. Действующие меры государственной поддержки этого сектора интернет-экономики, особенно в сравнении с зарубежными конкурентами, недостаточны для формирования в России компаний-лидеров мирового масштаба. Недостаточный спрос на отечественные разработки со стороны государственных органов и крупных корпораций, отсутствие долгосрочных заказов и долгосрочного доступного финансирования – сдерживающие факторы развития сектора ПО.
Учитывая размеры российской экономики, число выпускников в инженерных областях и количество россиян, работающих на руководящих должностях в ведущих мировых ИКТ-компаниях, в России создано относительно немного крупных и успешных компаний, продающих корпоративное пакетное ПО. Отчасти это было связано с указанными проблемами, а также недостаточной защитой от пиратства. Тем не менее, такие компании появились. Как правило, успех приходил в тех областях, где можно было использовать математические и инженерные навыки российских разработчиков. Российские компании достигли больших успехов в создании прикладных программ на основе технологий распознавания образов, приложений для управления предприятием, систем документооборота, бизнес-аналитики и инженерного ПО. При этом ряд компаний смогли добиться выдающихся результатов, заняв значимое положение на российском и на международных рынках, например, «1С», «Доктор Веб», «Лаборатория Касперского», ABBYY и др.
Несмотря на успехи отдельных компаний, для развития отечественного ПО необходимо формирование цельной и комплексной государственной стратегии, и координирующих ее органов – от отраслевых ассоциаций и консорциумов до конкретных исполнительных госорганов. Ключевые, по мнению экспертов, направления развития:
1) Обеспечение безопасности ПО и ИКТ-систем для государственных нужд и других отечественных заказчиков с созданием собственных надежных отечественных продуктов, и системы сертификации. Для этого, по мнению экспертов, необходимо:
· Обеспечить импортозамещение ключевого для России ПО;
· Определить карты заказов ПО и информационных систем от крупных российских компаний и государства, сформировать технические требования и конфигурации, объемы и параметры заказов на долгосрочную перспективу;
· Обеспечить запуск пилотных тестовых площадок для новых российских продуктов и технологий внутри крупных российских заказчиков ПО и ИКТ-систем;
· Создать национальные стандарты и требования к продукции для использования в России, учитывающие местный успешный опыт и условия, отличные от иностранных, альтернатива – создание реестра отечественных производителей и разрешительные органы, определяющие соответствие стандартам отечественного ПО не по формальным признакам.
2) Создание новых и развитие существующих российских программных продуктов, операционных платформ и платформенных решений в критически важных секторах экономики для экономической безопасности и международной конкурентоспособности продуктов. Во всех секторах экономики использование российских программных продуктов, даже тех, которые не уступают по характеристикам зарубежным аналогам, недостаточно. В этой связи необходимо:
· Определить единого разработчика стратегии развития отрасли от лица государства, бизнеса, отраслевых ассоциаций и консорциумов;
· Разработать целевые программы развития сектора, программы развития отдельных комплексных продуктов и ИКТ-систем, ПО для микроэлектроники, САПР, др.;
· Стимулровать создание отраслевых и межотраслевых консорциумов для выполнения целевых программ, развития перспективных продуктов и платформ;
· Разработать систему долгосрочного льготного финансирования стратегических проектов, в т. ч. поддержки экспорта;
· Совершенствовать меры господдержки, в том числе в части продления действия сниженной ставки взносов в страховые фонды, сокращения налоговых платежей;
· Обеспечить стимулирование спроса путем долгосрочных заказов и гарантий закупок со стороны государства и крупных корпораций; создать различные преференции (льготы по налогам, ускоренной амортизации, льготному финансированию и др.) государственным и другим компаниям в части закупок отечественного ПО и ИКТ-систем, прямые заказы на разработку и развитие перспективных и приоритетных для государства продуктов и др.;
· Ввести обязательное требование обучения использованию российского ПО в государственных образовательных учреждениях, в государственных учреждениях, стимулировать к этому крупный бизнес;
· Увеличить количество и качество студентов, обучающихся программированию в российских вузах, в т. ч. по грантам от государства и заказов российских компаний с обязательствами по работе в России или обратной компенсации, покрывающей гранты государства, субсидии компаний, а также госрасходы на бесплатное образование.
3) Создание цельных технологических цепочек разработки и создания ПО для сохранения и развития компетенций и экспертизы, роста конкурентоспособности российского ПО в международном масштабе.
4) Создание программных решений в ключевых сегментах ПО на уровне лучших мировых аналогов, обеспечение высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, вхождение в число лидеров по отдельным продуктам ПО в мире. Для этого, по мнению экспертов, необходимо обеспечить:
· Консультационную, маркетинговую, юридическую и кредитную поддержку экспорта российских компаний на международных рынках по линии специализированных компаний, других инструментов (возмещение НДС, патентных расходов и др.);
· Реализацию показательных проектов поддержки выхода компаний на рынки Китая, Индии, Бразилии, Индонезии, Вьетнама и др.
7.4.1.3 Клиентские интернет-сервисы
Российская индустрия клиентских интернет-сервисов наиболее зрелая и конкурентоспособная в сравнении с другими сегментами интернет-экономики. Она наиболее объемна в стоимостном выражении, уступая лишь сегменту предоставления услуг связи, платного ТВ и интернет-доступа. Рынок клиентских интернет-сервисов наиболее динамичен, близок к пользователю и восприимчив к внедрению новых технологий, развитию новых продуктов и услуг, использованию новых бизнес-моделей и рыночных стратегий, поэтому особенно важен для роста конкурентоспособности, завоевания и удержания рыночных позиций интернет-экономики в целом.
По мнению экспертов, ключевые направления развития тут таковы:
1) Создание благоприятных условий для развития российских клиентских интернет-сервисов. Компании-разработчики испытывают дефицит финансовых и кадровых ресурсов, находятся в неравных условиях с зарубежными конкурентами. Сокращение барьеров, создание необходимых условий для развития клиентских интернет-сервисов позволят их разработчикам обеспечить рост объема выпускаемой продукции, увеличить количество рабочих мест и поступления платежей в бюджет, даже при условии предоставления налоговых послаблений.
Эксперты полагают, что для создания условий, способствующих развитию сегмента необходимо:
· Совершенствовать систему налогообложения, в том числе в части применения ставки страховых взносов;
· Обеспечить развитие доступной сетевой инфраструктуры, в том числе высокоскоростных сетей доступа, ЦОД и др.;
· Разработать механизм привлечения дополнительных инвестиций, в том числе государством, крупными компаниями и институтами развития –
значительных доступных и долгосрочных кредитов для финансирования развития клиентских интернет-сервисов на различных стадиях.
2) Стимулирование создания и использования российских клиентских сервисов, что позволит обеспечить доминирующую долю российских компаний во всех ключевых сегментах рынка. Для этого, по словам экспертов, необходимо:
· Создать отраслевые консорциумы или разработать порядок формирования системных инициатив для развития перспективных технологий и бизнес-направлений с участием крупных российских игроков рынка, в частности проектов хостинга цифрового контента и комплексных платформ электронной коммерции;
· Обеспечить организацию учета отечественной продукции, в том числе, создав реестр российских интернет-компаний сектора B2C-услуг, разрешенных для использования российскими государственными органами и компаниями для дальнейшей их поддержки;
· Разработать и установить отраслевые стандарты, основанные на отечественных клиентских сервисах, в том числе, создав карты развития и внедрения российских сервисов в различных секторах экономики в ходе поддержки импортозамещения.
3) Формирование отраслевых лидеров, доминирующих в России и на международных рынках. Одно из основных направлений развития отраслей экономики за счет внедрения Интернета – создание и поддержка технологических лидеров. Российские компании по разработке клиентских сервисов сегодня наиболее конкурентоспособны, вместе с тем эксперты считают, что для выхода на международный уровень им требуется соответствующая государственная поддержка:
· Стимулирование развития новых перспективных клиентских интернет-сервисов и технологий в области OTT, Интернета вещей, FinTech, Big Data;
· Маркетинговая, юридическая, финансовая господдержка выхода российских компаний на международные рынки (СНГ, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и пр.) специализированными внешнеэкономическими агентствами, институтами развития и прочими организациями;
· Создание организации, оказывающей помощь российским компаниям в международном патентовании и защите;
· Оправданное снижение объема правовой охраны иностранными патентами в ряде случаев, либо внедрение в России альтернативных мер по распространению законодательства о конкуренции на использование интеллектуальной собственности в ряде отраслей и линеек технологий;
· Продолжение поступательного движения к международному принципу исчерпания прав на товарный знак;
· Присоединение к блокам стран для пересмотра международных конвенций и стандартов по авторским правам или альтернативные действия – создание отдельных региональных стандартов охраны интеллектуальной собственности (в рамках СНГ, ШОС, БРИКС и др.) для взаимной поддержки и защиты интересов стран-участниц, формирование наднациональной антимонопольной политики в интеллектуальной собственности;
· Поддержка зарубежного патентования российскими компаниями по определенным отраслям и линейкам технологий для противодействия патентным троллям.
4) Увеличение количества и качества студентов, обучающихся созданию интернет-сервисов в российских вузах, в том числе за счет государственных грантов и заказов российских компаний с установлением обязательств для выпускников:
· Работы в российских компаниях в течение определенного срока;
· В случае отказа от работы в России в течение этого срока – выплаты компенсации, покрывающей предоставленные государством гранты или субсидий компании, а также – госрасходов на бесплатное образование.
5) Стимулирование развития клиентских сервисов в отдельных секторах экономики. Развитие Интернета оказывает влияние на все отрасли экономики, но совершенствование законодательства для развития отдельных отраслей, например, в торговли, создает новые условия предоставления онлайн-сервисов, соответственно формируются новые заказы на разработку клиентских сервисов, отвечающих новым условиям.
Эксперты отметили, что на развитие российских клиентских сервисов позитивно скажутся следующие инициативы:
· Урегулирование вопросов трансграничного перемещения денег через платежные системы, в том числе в части уплаты налогов и сборов по месту оказания услуг в России. Например, установление взвешенного регулирования трансграничной интернет-торговли на территории всего Евразийского экономического союза, совершенствование системы администрирования и учета международных отправлений товаров для личного пользования на территорию РФ;
· Стимулирование развития безналичных платежей;
· Создание рыночных стандартов и требований к деятельности иностранных компаний в части уплаты налогов по фактическому месту деятельности и оказанию услуг;
· Усиление таможенного контроля ввоза товаров для личного пользования.
7.4.1.4 Микроэлектроника, электроника и клиентские устройства
Российские производители работают практически во всех сегментах рынка электроники и ИКТ-оборудования. При этом их технологические и продуктовые компетенции достаточно высоки, чтобы конкурировать с американскими и китайскими производителями. Однако российские компании сталкиваются с системой заказов и поставок техники, созданной иностранными компаниями на уровне крупных российских заказчиков и государства, выстроенной по иностранным принципам и техническим требованиям. В микроэлектронике позиции российских ИКТ-производителей рознятся от сегмента к сегменту: от растущих компетенций в разработке микрочипов и электронного оборудования до значительного отставания в производстве микрочипов, где масштабы заказов и производств не позволяет выйти на окупаемость инвестиций, отсутствует ряд технологий дизайна ядра и периферийных блоков.
Несмотря на отставание российской микроэлектроники и электронного оборудования от международных аналогов, в том числе в производительности микрочипов, существуют хорошие возможности догнать и перегнать конкурентов на следующем витке – перспективном этапе развития рынка. Для этого требуется скоординированные действия государственных заказчиков, направленные на вхождение России в число стран-лидеров мирового рынка электроники, превращение электроники в одну из ведущих промышленных отраслей экономики России.
Пока отрасли электроники и микроэлектроники, как и всего сектора ИКТ в России, не имеют консолидированного госзаказчика, отнесены к разным отраслевым министерствам – Минкомсвязи России (ПО), Минпромторг России (аппаратное обеспечение), как правило, при оценке развития ИКТ показатели предприятий данного сектора не учитываются. При этом в современной электронике ПО для оборудования имеет часто первостепенное значение. Система планирования развития отрасли идет пока на уровне ведомственных предприятий институтов (МКБ «Электрон» и ЦНИИ «Электроника») в закрытой или полузакрытой форме, в интересах и по заказу военно-промышленного комплекса. В отличие от других секторов экономики российские производители электроники не объединены в сильные ассоциации, отстаивающие их общие интересы на уровне российского государства.
Стратегии развития ключевых компаний мирового рынка микроэлектроники предусматривают переход от гонки за производительность (в этом отрасль близка к экономическим и даже физическим пределам роста) к системотехнике электронного оборудования, достижения большего экономического и продуктового эффекта. При этом индустрия в целом не отказывается от разработок повышения производительности микрочипов, а лишь оптимизирует затраты на них.
Быстрый рост текущих и появление новых сегментов рынка электроники и микроэлектроники могут привести к взрывному росту спроса на их продукцию. Россия, в силу создания «с нуля» ряда новых рынков этого сегмента, не отстает и может влиять на формирование правил и стандартов их развития, в будущем стать лидером на этих новых участках. Среди новых возможностей – значительный рост проникновения и скоростей ШПД в Интернет, что меняет требования к микрочипам и другим электронным компонентам, быстрый рост количества смартфонов, развитие облачных и M2M-решений и сервисов. Для их развития потребуются новые чипы и микроэлектроника, робототехника, 3D-принтеры, станки с программным управлением, развитие умной энергетики, электромобилей, беспилотники, новые сетевые решения и др. При этом экономика будущих российских микроэлектронных проектов должна быть нацелена на международные продажи и в кооперацию.
Эксперты считают ключевыми направлениями развития микроэлектроники в России:
1) Обеспечение безопасности управления инфраструктурными сетями связи. Это крайне важно для традиционных задач, связанных с защитой информации и для новых, связанных с информационными и кибервойнами. Для обеспечения безопасности в этом секторе необходимо:
· Разработать национальные стандарты и требования к продукции по ключевым стратегическим направлениям сектора для использования в России, а также совместно с международными партнерами и на международных рынках;
· Определить протоколы передачи данных, национальные требования к надежности и устойчивости систем, чтобы обеспечить российского производителя дополнительными заказами;
· Создать и развить российскую компьютерную операционную систему на базе открытой платформы.
2) Стимулирование развития и использования российской микроэлектронной продукции. Установление требований государства к нормам энергоэффективности и экологичности оборудования, прежде всего, энергетического могут стать косвенным драйвером роста отрасли, потребуют внедрения более совершенных энергосистем и микроэлектронного оборудования, будут способствовать развитию современных технологий: Интернета вещей, облачных и др. Предприятия сектора микроэлектроники испытывают также дефицит финансовых и кадровых ресурсов, имеют недостаточный объем заказов от государственных корпораций и госорганов, низкий уровень защищенности микроэлектроники и электронного оборудования в России от закладок и информационных атак, как и другие предприятия ИКТ-отрасли, находятся в невыгодных условиях в сравнении с зарубежными конкурентами.
Эксперты уверены, что для поддержки отечественного производителя необходимо:
· Установить ограничения для организаций, исполнителей государственного заказа, в части закупки зарубежных услуг и продукции для его выполнения, при условии наличия аналогичных, конкурентоспособных услуг или продукции в России;
· Разработать целевые программы развития сектора по основным стратегическим направлениям, оказывающим влияние на развитие интернет-экономики;
· Стимулировать создание отраслевых и межотраслевых консорциумов для развития комплексных проектов и технологий;
· Разработать меры по предоставлению долгосрочного льготного финансирования развития стратегических проектов;
· Разработать меры по предоставлению налоговых льгот, в том числе установление ставки взноса в социальные фонды по аналогии с ИТ-компаниями;
· Сохранить и усовершенствовать меры государственной поддержки, существующие для компаний микроэлектроники в особых экономических зонах и технопарках;
· Обеспечить формирование долгосрочных заказов и предоставление гарантии закупок со стороны государства и крупных корпораций;
· Разработать программы перспективных прикладных исследований за счет грантов и других форм финансирования со стороны государства, направленных на развитие интернет-экономики;
· Конкретизировать механизмы и критерии отбора инвестиционных проектов, в реализации которых задействовано несколько юридических лиц, для их дальнейшей поддержки в рамках госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы».
3) Разработка конкурентоспособных на международном рынке платформ и продуктов, технологий и решений массового спроса, в том числе:
· Уточнение и утверждение ключевых направлений развития отрасли в рамках государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»;
· Совершенствование механизмов субсидирования разработок новых продуктов для частных компаний, вне госзаказа на конкурсной основе;
· Создание стимулов экспортной деятельности российских компаний;
· Совершенствование законодательной базы. Так, например, после вступления России в ВТО в 2012 году были введены нулевые пошлины на ввоз готовых компьютеров, но не комплектующих, в связи с чем импорт компьютеров, обходится дешевле, чем их сборка из импортных компонентов в России, в результате страна теряет конкурентные преимущества и рабочие места;
· Введение защитных таможенных пошлин на ввоз конечной продукции потребительской техники и электроники, при условии наличия аналогов, производимых на территории РФ;
· Отмена таможенных пошлин на ввоз на территорию РФ электронных компонентов.
4) Развитие полностью российских технологических цепочек производства продуктов для развития экспертизы и компетенций, роста конкурентоспособности, в том числеобеспечение резкого роста внутреннего спроса на продукцию российского производства. Для этого необходимо развитие предпринимательской среды и создания понятного алгоритма разработки и вывода клиентских микроэлектронных устройств на массовый рынок по цепочке: университеты – венчурные фонды – производство – закупки. Кроме того, необходимо развитие по цепочки от создания нового востребованного конечного оборудования (клиентские устройства, ТВ- и игровые приставки, ИКТ-оборудование и пр.) к созданию системотехники микроэлектронного оборудования, к специализированным микрочипам и, наконец, к микрочипам общего пользования. Это особенно целесообразно в сегментах, где российские компании смогут стать конкурентоспособными. Параллельное направление в работе – создание операционных систем и другого ПО для этого нового оборудования.
5) Стимулирование развития сегментов и направлений. В том числе:
· Создание новых поколений высокопроизводительных чипов;
· Создание новых типов процессоров для оборудования для интернет-экономики: суперкомпьютеров, серверов, ИКТ-оборудования и конечных, в том числе мобильных устройств;
· Создание клиентских устройств (смартфонов, ТВ- и игровых приставок) на уровне лучших мировых образцов.
Кроме перечисленного для развития отрасли государство может наделить необходимыми полномочиями лидеров отрасли с прогрессивным видением, дать им возможность задействовать все доступные инструменты реализации согласованных целей, подчинить аппарат чиновников заявленным политическим и экономическим целям.
7.4.1.5 Кросс-платформенные решения
Будущее интернет-экономики, как и технологическое будущее в целом, создается на пересечении различных уже действующих продуктовых сегментов и направлений. Зачастую новые направления работают сразу во всех сегментах традиционного ИКТ- и интернет-бизнеса: программное и аппаратное обеспечение, инфраструктура и услуги связи, клиентские сервисы и устройства, затрагивает другие сектора и сферы экономики за рамками Интернета. Среди областей потребности и возникновения кросс-платформенных технологий и решений эксперты выделяют:
· Вопросы комплексной безопасности, в том числе программного и аппаратного обеспечения, услуг связи, сервисов на основе видеонаблюдения, датчиков передвижения и др.;
· Интернет вещей как платформу и системы, объединяющие разнообразными сетями чипы, датчики и внутренние системы управления различными устройствами на базе различного ПО, обеспечивая автономное взаимодействие устройств, автоматическое интеллектуальное предоставление различных сервисов и приложений;
· Системы на основе технологий Big Data для сбора, хранения, обработки, анализа и предоставления в удобной форме большого объема разнородных данных;
· Платформы OTT как системы комплексного предоставления разнообразных услуг связи, ТВ, музыки, электронных игр, других типов контента и услуг через различные сети доступа на разнообразные виды клиентских устройств;
· Робототехнику, находящуюся на пересечении электроники, программного обеспечения и автоматики;
· Умные дом и хозяйство, использующие комплекс программных решений, электронных устройств и датчиков, подключенной к Интернету бытовой техники, объединяющие в единую сеть измерение и управление коммунальными услугами, многочисленные другие возможности;
· Умные сети передачи электроэнергии, водоснабжения, канализации;
· Умные предприятия с автоматизацией и роботизацией производственных процессов;
· Самообучающиеся на основе искусственного интеллекта автономные технологические системы и др.
Отдельная научно-технологическая и бизнес-задача на долгосрочную перспективу – изменение базовых технологий и структуры взаимодействия объектов и субъектов в Интернете. Разнообразные объекты становятся автономными источниками и субъектами информационных потоков в сети. Новая система может потребовать перехода от страничной к объектной структуре взаимодействия в Интернете, когда ключевой точкой хранения и управления информацией станет не интернет-стр