1. Внимательно ознакомьтесь с требованиями к результатам освоения раздела «Клиническая терминология» (усвоенные знания и освоенные умения).
2. Поэтапно изучите материал тематического (обучающего) блока, обращая особое внимание на информацию, помещенную в рамку.
3. Информация, выделенная!, подлежит обязательному запоминанию.
4. Изучив материал тематического блока, письменно ответьте на контрольные вопросы по разделу.
5. Письменно выполните практические упражнения контролирующего блока. Обратите внимание на то, что уровень А (базовый) является обязательным для выполнения. Задания уровней Б (средний) и С (повышенный) выполняют студенты, желающие получить оценку «хорошо» или «отлично».
6. Если возникли трудности:
Ø вернитесь к обучающему блоку;
Ø используйте учебную литературу и справочники;
Ø обратитесь за помощью и консультацией к преподавателю.
7. Проверьте себя. Выполните итоговый тест по разделу «Клиническая терминология».
8. Результаты своей работы оцените по эталонам ответов, которые находятся у преподавателя.
Список рекомендуемой литературы
1. Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии – М.: «А Н Т И», 2014.
2. Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. – М.: Медицина, 2014.
3. Кравченко В.И. Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ (ОБУЧАЮЩИЙ) БЛОК
БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Состав слова. Терминологическое словообразование
Клиническая терминология. Терминоэлементы (ТЭ).
Греко-латинские приставки.
ТЭ в названиях болезней и болезненных состояний.
|
Хирургические ТЭ.
ТЭ в названиях наук, методов диагностики и лечения.
Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.
Суффиксы –itis, -oma, -osis, -iasis, -ismus в клинической терминологии.
Порядок разбора клинических терминов.
Состав слова. Терминологическое словообразование.
Необходимым условием для осмысленного запоминания медицинских терминов, точного понимания их значений является умение анализировать клинические термины по составу.
В составе латинских слов выделяют такие значимые части, как приставка (префикс), корень, суффикс и окончание (флексия). Все эти минимальные значимые части называются морфемами.
Разновидности морфем | |||
Корень | Приставка | Суффикс | Окончание |
обязательная часть слова, в которой заключено основное лексическое значение (nervus – «нерв», nervosus – «нервный») | располагается перед корнем, придает дополнительное значение слову (epiduralis – «эпидуральный, лежащий над твердой мозговой оболочкой») | располагается после корня, придает дополнительное значение слову (medicatus – «лечебный») | занимает в слове конечное положение, выполняя словоизменительную функцию (digitus – «палец», digiti – «пальцы»; purus – «чистый», pura – «чистая») |
Уважаемые студенты, ознакомьтесь со структурно-логической схемой «Состав слова. Основные способы словообразования в латинском языке». Это поможет вам ориентироваться в структуре медицинских терминов. |
МОРФЕМЫ |
Корень |
Приставка |
Суффикс |
ТЕРМИН |
Производный |
Сложный (корень+корень) (glossalgia) |
Суффиксальный (pancreatitis) |
Префиксально-суффиксальный (endometritis) |
Простой |
Префиксальный (dysuria) |
Непроизводный (основа + окончание) Retin-a |
Окончание |
|