1)Tachypnoё – тахипноэ (приставка tachy – «учащенный, быстрый»; корень pnoё – «дыхание») – учащенное дыхание.
2)Oophoritis – оофорит (корень oophor – «яичник»; суффикс itis – «заболевание воспалительного характера») – воспаление яичников.
3)Ophthalmoscopia – офтальмоскопия (корень ophthalm – «глаз»; соединительный гласный о; корень scopia – «инструментальный осмотр») – инструментальный осмотр глаз.
Задание 2. Образуйте клинические термины с заданным значением. Выделите ТЭ.
1)Носовое кровотечение – Rhinorrhagia (корень rhin – «нос»; соединительный гласный о; корень rrhagia – «разорванный, прорванный»).
2)Опухоль роговицы глаза – Keratoma (корень kerat – «роговица, роговое вещество»; суффикс oma – «опухоль»).
3)Запись работы сосудов – Angiogramma (корень angio – «сосуд»; корень gramma – «результат регистрации работы органа»).
Задание 3. Переведите клинические термины с русского языка на латинский, выделите ТЭ. Объясните значение терминов: цефалометрия, дисфагия, эндокринолог.
1)Цефалометрия – Cephalometria (корень cephal – «голова»; соединительный гласный о; корень metria – «мерять, измерять») – измерение головы.
2) Дисфагия – Dysphagia (приставка dys – «расстройство, затруднение»; корень phagia – «есть, поедать») – расстройство глотания.
3) Эндокринолог – Endocrinologus (приставка endo – «внутри»; корень crino – «отделять, выделять»; корень logus – «специалист в определенной области») – специалист по железам внутренней секреции.
II. ТРЕНИРУЮЩИЙ (КОНТРОЛИРУЮЩИЙ) БЛОК
I. Изучив материал тематического блока, письменно ответьте на контрольные вопросы.
1. Назовите основные способы словообразования: _______________________ _________________________________________________________________
2. Из каких элементов (морфем) состоит термин? Заполните схему, сопровождая её своими примерами.
|
МОРФЕМЫ |
3. Какие термины называются клиническими? Чем они отличаются от анатомических? __________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте определение терминоэлементу (ТЭ): _________________________________________________________________
5. Какие ТЭ называются свободными? Связанными? Что обозначают начальные ТЭ? Конечные? Заполните схему, сопровождая её своими примерами.
ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ |
6. Какой суффикс обозначает воспаление или заболевание воспалительного характера? __________
7. Какой суффикс обозначает опухоли и опухолевидные скопления? ________
8. Укажите значения суффиксов – osis, -iasis, - oma, -itis, -ismus. Приведите примеры терминов с данными суффиксами: __________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие органы, пораженные болезнью, обозначают следующие ТЭ: adeno-, arthro-, nephro-, rhino-, phlebo-, angio-? __________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Укажите, какие из приведенных ТЭ обозначают «боль», а какие – «болезнь»: alg-, -algia; patho-, -pathia? __________________________________________
11. Какое различие у терминов с конечными элементами –gramma и –graphia? _________________________________________________________________
12. Дайте определение греко-латинским дублетам. Что у них общего? Чем они различаются? _____________________________________________________
_________________________________________________________________
13. Письменно заполните таблицу.
Сфера применения дублетов | ||
Анатомическая номенклатура | Клиническая терминология | |
Язык-источник | ||
Форма языкового существования дублетов | ||
Примеры дублетов |
|
14. Почему термины часто имеют гибридный характер? __________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Назовите греко-латинские дублетные обозначения следующих анатомических терминов: мышца, легкое, вена, сосуд, ухо, глаз, сердце, сустав, почка, матка, позвонок, желудок, рот, кишка. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Письменно выполните упражнения в соответствии с уровнями освоения учебного материала (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный). В случае возникновения трудностей обратитесь к тематическому блоку.