В 1995 г. Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) был разработан типовой закон "О правовых аспектах электронного обмена данными". Закон представлен в качестве модели, с помощью которой страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, удостоверением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственности при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных с помощью электронных средств.
30 января 1997 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли типовой закон "Об электронной торговле" (так называемый типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле"). Данный документ служит правовой базой деятельности в сфере электронной торговли; содержит определения основных понятий.
В декабре 1999 г. была принята директива EG "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей". Данный документ наиболее полно урегулировал отношения в сфере использования электронных подписей.
Существует и целый ряд других международных норм (принятых и разрабатываемых), регулирующих коммерческую деятельность в сетях.
Правовая база Беларуси
В сентябре 1995 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об информации». Закон определяет такие понятия, как «данные», «документированная информация», «информационный ресурс», «информационная сеть», «информационная продукция», «информационные услуги». Важнейшим элементом реализуемой в законе концепции является признание объектами права собственности документированной информации, информационных ресурсов, информационных технологий, систем и сетей.
|
Ряд статей, определяющих порядок заключения электронных сделок, доказательную силу электронных документов, порядок использования электронных документов в банковской сфере и др., содержит Гражданский кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Банковский кодекс.
С 1999 г. в Беларуси реализуется концепция государственной политики в области информатизации. В концепции определены основные направления государственной политики в этой области.
Основной целью государственной политики в области информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению информационного общества. Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.
Важным нормативным актом, способствующим развитию электронной коммерции, стал Закон Республики Беларусь «Об электронном документе», принятый Парламентом Республики в январе 2000 г., так как он непосредственно регулирует общественные отношения в сфере Интернета.
В декабре 2002 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1819 «Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» регулирует торговлю через интернет-магазины.
|
Литература
1. Абчук, В. А. Коммерция: учебник / В. А. Абчук. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 475 с.
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник / В. В. Брага [и др.]; под общ. ред. Г. А. Титоренко. – Москва: ЮНИТИ, 2006. – 399 с.
3. Варакута, С. А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С. А. Варакута. – Москва: ИНФРА-М, 2001. – 207 с.
4. Газета «Потребитель». 2000 – 2007 гг.
5. Журнал «Спрос». 2000 – 2007 гг.
6. Информатика: данные, технология, маркетинг / под ред. А. Н. Романова. – Москва: Финансы и статистика, 1991. – 224 с.
7. Информационные технологии: учебное пособие / под ред. В. А. Грабаурова. – Минск: Современная школа, 2006. – 432 с.
8. Калачев, Е. С. Оформление торговых операций: практическое пособие по составлению документов / Е. С. Калачев, Калачева С. А. – Москва: ПРИОР, 1996. – 192 с.
9. Климченя, Л. С. Электронная коммерция: учеб. пособие / Л. С. Климченя. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 191 с.
10. Климченя, Л. С. Электронная коммерция: учеб. пособие / Л. С. Климченя. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 191 с.
11. Левчук, Е. А. Технологии организации, хранения и обработки данных: учебное пособие для студентов экономических спец. вузов / Е. А. Левчук. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 239 с.
12. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред. Н. Г. Федько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.
13. Николаева, М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы / М. А. Николаева. – Москва: Норма, 2000. – 512 с.
|
14. Смирнов, Э. А. Управление качеством рекламы: учеб. пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – Москва: РИП-холдинг, 2001. – 263 с.
15. Теплов, В. И. Коммерческое товароведение: учебник / В. И. Теплов [и др.]. – Москва, 2001. – 480 с.
16. Товароведение одежно-обувных товаров. Общий курс: учебное пособие / под ред. В. В. Садовского. – Минск: БГЭУ, 2005. – 427 с.
17. Федько, В. П. Маркировка и сертификация товаров и услуг: учеб. пособие для экон. спец. вузов / В. П. Федько, А. У. Альбеков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 640 с.
18. Федько, В. П. Упаковка и маркировка: учеб.-практ. пособие / В. П. Федько. – Москва: ПРИОР, 1998. – 340 с.
19. Эванс, Дж. М., Берман, Б. Маркетинг / Дж. М. Эванс, Б. Берман; авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячева – Москва: Экономика, 1993. – 335 с.
Электронные ресурсы
20. Сайт «Всемирная организация интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.wipo.int/ru/index.html
21. Сайт «Всемирная торговая организация» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.wto.org/
22. Сайт «Государственный комитет по науке и технологиям» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.gknt.org.by
23. Сайт «Евразийское экономическое сообщество» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.evrazes.com
24. Сайт «Международная торговая палата» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.iccwbo.org/
25. Сайт «Министерство информации» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.mininform.gov.by
26. Сайт «Министерство промышленности» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.minprom.gov.by
27. Сайт «Министерство связи и информатизации» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.mpt.gov.by
28. Сайт «Министерство статистики и анализа» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.belstat.gov.by/
29. Сайт «Министерство торговли» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.mintorg.gov.by
30. Сайт «Министерство транспорта и коммуникаций» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.mintrans.by
31. Сайт «Министерство финансов» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.ncpi.gov.by/minfin
32. Сайт «Министерство экономики» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: www.economy.gov.by
33. Сайт «Союзное государство Беларуси и России» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.soyuz.by