Понятие “источники права” существует в нескольких значениях - экономическом, политическом, социальном. Источник права - форма права, это то нечто, где содержатся правовые нормы.
Специфика состоит в том, что источники государственного права бывают двух уровней - федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 К. РФ. По вопросам, изложенным в ст.71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст.73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные акты субъектов федерации. Ст.72 же содержит сферу совместного ведения, где регулирование происходит как на основании законов РФ, так и законов субъекта РФ (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но сегодня при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве (коих не мало), субъект РФ сам применяет регулирование по вопросу, указанному в ст.72 К. РФ, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с базой федеральной.
Источники конституционного права находятся в иерархической соподчиненности. Место конкретного источника в иерархии источников конституционного права, как правило, устанавливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых традиций.
Источники конституционного права по их юридической силе следует классифицировать на несколько уровней (ступеней) по нисходящей линии.
1. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция РФ, а в субъектах РФ — конституции и уставы субъектов РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ.
В системе источников конституционного права в Российской Федерации особое место занимают те из них, которые по юридической силе приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ, а в субъектах РФ — к юридической силе конституций (уставов) субъектов РФ. Такими источниками конституционного права последовательно являются, во-первых, решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов Российской Федерации, во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и субъектами РФ.
Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права (ч. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ) с позиций Конституции РФ, обеспечивая ее верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Итоговые решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат, действуют непосредственно и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ).
Решения Конституционного Суда РФ могут содержать два вида специальных правовых норм, признающих неконституционность либо конституционность законов, других нормативных актов или отдельных их положений. Установленный Конституционным Судом РФ факт соответствия нормы закона или другого нормативного акта Конституции РФ больше никем не может устанавливаться и должен признаваться всеми.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции; ч. 2 ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ).
Решение Конституционного Суда РФ о признании акта либо отдельных его положений неконституционными не может быть преодолено повторным принятием этого акта либо воспроизведением его отдельных положений, признанных неконституционными, в других нормативных актах.
Итоговые решения Конституционного Суда РФ излагаются с обязательным указанием мотивов их принятия. В мотивировочной части итоговых решений содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ — новое правовое явление, которое проявляет себя самостоятельно, наряду с итоговыми выводами Конституционного Суда РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ есть нормативно-интерпретационные установления, т. е. правовые положения общего характера как результат официального толкования Конституции РФ и выявления конституционного смысла законов и иных нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда РФ, которые снимают конституционно- правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда РФ.
По юридической силе решения и содержащиеся в них правовые позиции Конституционного Суда РФ приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Конституционный Суд РФ может скорректировать или изменить свою правовую позицию лишь при рассмотрении последующих дел с учетом нового правового регулирования, иных фактов и обстоятельств.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ носят общий и обязательный характер, т. е. они распространяются не только на тот конкретный случай, который стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогичные (тождественные, сходные) случаи, имеющие или могущие иметь место в правовой практике.
Источниками конституционного права являются также решения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, приравниваемые по юридической силе к конституциям и уставам субъектов РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и ее субъектами. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таковыми являются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каждого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.
Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Конституции РФ предписывают руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при гарантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в случае признания их Российской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, т. е. приравниваются по юридической силе к самой Конституции.
2. Федеральные конституционные законы. На следующем по юридической силе уровне (ступени) в ряду источников конституционного права находятся законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции РФ, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них.
Конституция РФ определяет более жесткий порядок принятия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Однако федеральные конституционные законы не являются частью Конституции РФ и не могут ее изменять.
3. Федеральные законы. В ряду источников конституционного права они следуют за федеральными конституционными законами и регламентируют конституционные отношения, не являющиеся предметом регулирования других отраслей права. Согласно Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства (ч. 1 ст. 6), ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55) и др
4. Законы бывших СССР и РСФСР. Некоторые из них могут быть источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей ей.
5. Международные договоры Российской Федерации как источник конституционного права. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Заключение Россией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
6. Нормативные правовые акты главы государства — Президента РФ. Они являются подзаконными актами, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, могут быть обжалованы в судебном порядке и заменены законом. Источником конституционного права являются только те акты Президента РФ, которые регулируют конституционные отношения. Примером такого источника конституционного права являются указы Президента РФ о включении в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ изменения наименования субъекта РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают президенты республик и главы администраций (губернаторы) субъектов РФ.
7. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, регулирующие конституционные отношения, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Они, в свою очередь, обязательны для других органов исполнительной власти, включая органы исполнительной власти субъектов РФ, по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают правительства и главы исполнительной власти в субъектах РФ.
8. Нормативные правовые акты муниципальных образований, органов местного самоуправления. Они могут быть источниками конституционно-уставного права на уровне субъектов РФ, если они содержат положения конституционно-уставного характера, в частности расширяющие права и свободы личности или усиливающие их гарантии. Например, уставы муниципальных образований
9. Конституционные обычаи (обыкновения). Являются нетрадиционным источником конституционного права в Российской Федерации. Это неоднократно применяемые на практике правила, не зафиксированные в официальных правовых источниках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционированные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зависимости от исторических или национальных особенностей этих государств.
Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражаться в регламентах палат Федерального Собрания РФ, в регламенте Конституционного Суда РФ. Примером может служить конституционный обычай, связанный с принесением Президентом РФ присяги
10. Учредительные акты (декларации) и внутригосударственные договоры. В исторической ретроспективе принятию конституций они могут предшествовать, а затем и входить в их содержание либо сохранять свое действие наряду с конституцией. Декларации от имени народа и по его решению учреждают образование государства, провозглашают права человека и гражданина и т. д. Они являются первичными актами и обладают особым авторитетом. Примером такого рода деклараций могут служить Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина