Источники конституционного права.




 

Понятие “источники права” существует в нескольких значениях - экономическом, политическом, социальном. Источник права - форма права, это то нечто, где содержатся правовые нормы.

Специфика состоит в том, что источники государственного права бывают двух уровней - федерального и субъектов федерации. Их соотношение прописано в статьях 71-73 К. РФ. По вопросам, изложенным в ст.71 высшую силу имеют федеральные нормативные акты. В ст.73 закреплены случаи, где решающую и приоритетную роль имеют нормативные акты субъектов федерации. Ст.72 же содержит сферу совместного ведения, где регулирование происходит как на основании законов РФ, так и законов субъекта РФ (законы субъектов не должны противоречить законам федерации). Но сегодня при обнаружении пробелов в федеральном законодательстве (коих не мало), субъект РФ сам применяет регулирование по вопросу, указанному в ст.72 К. РФ, но как только принимается закон на федеральном уровне, субъект должен привести в соответствие свою нормативную базу с базой федеральной.

Источники конституционного права находятся в иерархиче­ской соподчиненности. Место конкретного источника в иерар­хии источников конституционного права, как правило, уста­навливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых тра­диций.

Источники конституционного права по их юридической си­ле следует классифицировать на несколько уровней (ступеней) по нисходящей линии.

1. Высшей юридической силой в Российской Федерации обла­дает Конституция РФ, а в субъектах РФ — конституции и уста­вы субъектов РФ, которые не должны противоречить Консти­туции РФ.

В системе источников конституционного права в Россий­ской Федерации особое место занимают те из них, которые по юридической силе приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ, а в субъектах РФ — к юридической силе кон­ституций (уставов) субъектов РФ. Такими источниками конституционного права последова­тельно являются, во-первых, решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных су­дов Российской Федерации, во-вторых, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и субъектами РФ.

Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, ре­шения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключитель­но вопросы права (ч. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Су­де РФ) с позиций Конституции РФ, обеспечивая ее верховенст­во и прямое действие на всей территории Российской Федера­ции.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат, действуют непо­средственно и обязательны на всей территории Российской Фе­дерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, органи­заций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 За­кона о Конституционном Суде РФ).

Решения Конституционного Суда РФ могут содержать два вида специальных правовых норм, признающих неконституци­онность либо конституционность законов, других нормативных актов или отдельных их положений. Ус­тановленный Конституционным Судом РФ факт соответствия нормы закона или другого нормативного акта Конституции РФ больше никем не может устанавливаться и должен признавать­ся всеми.

Акты или их отдельные положения, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу; признанные не соответствую­щими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в дей­ствие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции; ч. 2 ст. 79 Зако­на о Конституционном Суде РФ).

Решение Конституционного Суда РФ о признании акта ли­бо отдельных его положений неконституционными не может быть преодолено повторным принятием этого акта либо вос­произведением его отдельных положений, признанных некон­ституционными, в других нормативных актах.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ излагаются с обязательным указанием мотивов их принятия. В мотивиро­вочной части итоговых решений содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ — новое правовое явление, кото­рое проявляет себя самостоятельно, наряду с итоговыми выво­дами Конституционного Суда РФ.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ есть норматив­но-интерпретационные установления, т. е. правовые положе­ния общего характера как результат официального толкования Конституции РФ и выявления конституционного смысла зако­нов и иных нормативных актов в пределах компетенции Кон­ституционного Суда РФ, которые снимают конституционно- правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда РФ.

По юридической силе решения и содержащиеся в них пра­вовые позиции Конституционного Суда РФ приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ. Конституционный Суд РФ может скорректировать или изменить свою правовую позицию лишь при рассмотрении по­следующих дел с учетом нового правового регулирования, иных фактов и обстоятельств.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ носят об­щий и обязательный характер, т. е. они распространяются не только на тот конкретный случай, который стал предметом рас­смотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогич­ные (тождественные, сходные) случаи, имеющие или могущие иметь место в правовой практике.

Источниками конституционного права являются также ре­шения и правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов РФ, приравниваемые по юридической силе к кон­ституциям и уставам субъектов РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и ее субъектами. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепри­знанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таковыми явля­ются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каж­дого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.

Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Кон­ституции РФ предписывают руководствоваться общепризнан­ными принципами и нормами международного права при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при га­рантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в случае признания их Россий­ской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, т. е. приравниваются по юридической силе к самой Конститу­ции.

2. Федеральные конституционные законы. На следующем по юридической силе уровне (ступени) в ряду источников консти­туционного права находятся законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ. Федеральные конституцион­ные законы, как это вытекает из текста Конституции РФ, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограниче­ние прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них.

Конституция РФ определяет более жесткий порядок приня­тия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что федеральные законы не могут проти­воречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Однако федеральные конституционные законы не являются ча­стью Конституции РФ и не могут ее изменять.

3. Федеральные законы. В ряду источников конституционного права они следуют за федеральными конституционными зако­нами и регламентируют конституционные отношения, не яв­ляющиеся предметом регулирования других отраслей права. Согласно Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства (ч. 1 ст. 6), ограничения прав и сво­бод человека и гражданина в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности госу­дарства (ч. 3 ст. 55) и др

4. Законы бывших СССР и РСФСР. Некоторые из них могут быть источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности на период, пока не будет при­нято заменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Россий­ской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, при­меняются в части, не противоречащей ей.

5. Международные договоры Российской Федерации как источ­ник конституционного права. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора (ч. 4 ст. 15). Заключение Россией договоров с другими государствами ре­гулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликован­ных международных договоров Российской Федерации, не тре­бующие издания внутригосударственных актов для примене­ния, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие право­вые акты.

6. Нормативные правовые акты главы государства — Президен­та РФ. Они являются подзаконными актами, не должны проти­воречить Конституции РФ и федеральным законам, могут быть обжалованы в судебном порядке и заменены законом. Источ­ником конституционного права являются только те акты Пре­зидента РФ, которые регулируют конституционные отношения. Примером такого источника кон­ституционного права являются указы Президента РФ о включе­нии в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ изменения наименова­ния субъекта РФ на основании решения субъекта РФ, принято­го в установленном им порядке. Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают президен­ты республик и главы администраций (губернаторы) субъек­тов РФ.

7. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Постановле­ния Правительства РФ, регулирующие конституционные отно­шения, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Они, в свою очередь, обязатель­ны для других органов исполнительной власти, включая органы исполнительной власти субъектов РФ, по вопросам, относящим­ся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают прави­тельства и главы исполнительной власти в субъектах РФ.

8. Нормативные правовые акты муниципальных образований, ор­ганов местного самоуправления. Они могут быть источниками конституционно-уставного права на уровне субъектов РФ, если они содержат положения конституционно-уставного характера, в частности расширяющие права и свободы личности или уси­ливающие их гарантии. Например, уставы муниципальных об­разований

9. Конституционные обычаи (обыкновения). Являются нетради­ционным источником конституционного права в Российской Федерации. Это неоднократно применяемые на практике пра­вила, не зафиксированные в официальных правовых источни­ках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционирован­ные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зави­симости от исторических или национальных особенностей этих государств.

Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельно­сти законодательных и исполнительных органов государствен­ной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражать­ся в регламентах палат Федерального Собрания РФ, в регла­менте Конституционного Суда РФ. Примером может служить конституци­онный обычай, связанный с принесением Президентом РФ присяги

10. Учредительные акты (декларации) и внутригосударственные договоры. В исторической ретроспективе принятию конститу­ций они могут предшествовать, а затем и входить в их содержа­ние либо сохранять свое действие наряду с конституцией. Дек­ларации от имени народа и по его решению учреждают образо­вание государства, провозглашают права человека и гражданина и т. д. Они являются первичными актами и обладают особым авторитетом. Примером такого рода деклараций могут служить Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: