Федеративное государство как основа конституционного строя Российской Федерации.




 

Согласно ст. 1 Конституции РФ Рос­сия является федеративным государством. Каждое государство имеет определенную форму государст­венного устройства. Государственное устройство — это терри­ториальная или национально-территориальная организация го­сударства, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение и административ­но-территориальное деление.

Существует две формы государственного устройства: унитар­ная и федеративная. Унитарное государство — это единое госу­дарство, состоящее из административно-территориальных еди­ниц. Федеративное государство (федерация) — это союзное го­сударство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами. Образование федеративного государства возможно посредством объединения нескольких государств в союзное го­сударство или выделения из состава единого государства не­скольких государств (государственных образований), взаимо­действующих на основе федерализма.

Федерализм — это принцип взаимоотношений федеративно­го государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация и определенная кон­ституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществ­лении государственной власти.

В науке конституционного права предлагается классифика­ция существующих федераций по различным критериям.

Федерации принято подразделять на федерации, субъекты которых создаются по национальному принципу, с учетом рассе­ления на территории определенной национальности (в про­шлом ЧССР, СФРЮ), по территориальному принципу (CLLJA, ФРГ и др.), по национально-территориальному принципу (Рос­сийская Федерация).

С точки зрения способа создания федеративные государства делят на договорные и конституционные федерации. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Примером может служить заключение Договора об образовании СССР, подписанного 30 марта 1922 г. между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. Конституционными считают федерации, созданные в результате принятия конститу­ции или поправок к ней. Таковой является РСФСР, провозгла­шенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г.

По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов вы­деляют федерации на основе союза (СССР, США) и федерации на базе автономии (РСФСР, Бельгия, Австрия). В зависимости от способа распределения и осуществления властных полномочий бывают централизованные (РСФСР, Индия, Пакистан) и отно­сительно децентрализованные федерации (ФРГ, США).

Относительно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные федерации ха­рактеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус. Асимметричные федера­ции имеют две разновидности: 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъекты федерации имеют одинаковое на на­именование, но разный правовой статус (Индия); 2) федерация с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статус (Россий­ская Федерация).

Россия до октября 1917 г. была единым унитарным многона­циональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свобод­ного союза свободных наций».

Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъек­тов РФ закрепила республики, края, области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные округа.

Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной конституцией, а не договором, она является конституционной. Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конститу­ции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 состоит из респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области, автономных округов — равноправных субъек­тов РФ. Из данной формулы вытекают семь принципов российского федерализма.

Во-первых, субъекты РФ многообразны, что определяет та­кой признак Российской Федерации, как ее асимметричность, обусловленную спецификой исторического развития Россий­ской Федерации.

Во-вторых, субъекты РФ созданы по национально-террито­риальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была предпринята попытка создать субъекты по национальному принципу.

В-третьих, субъекты РФ согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Однако даже формально-юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики мо­жет приниматься как законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти субъекта РФ, так и референду­мом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательст­во. Устав может приниматься только законодательным (пред­ставительным) органом государственной власти субъекта РФ

В-четвертых, федеративное устройство Российской Федера­ции основано на принципе ее государственной целостности. Га­рантиями государственной целостности Российской Федерации являются:

o целостность и неприкосновенность ее территории;

o единство экономического пространства, предполагающее отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств;

o верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

o единое гражданство РФ;

o отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава Феде­рации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации

В-пятых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной вла­сти. Государственная власть Российской Федерации реализует­ся через систему высших органов государственной власти Рос­сийской Федерации и органов государственной власти всех субъектов РФ. Единство системы органов государственной вла­сти в Российской Федерации обусловлено: единством источни­ка власти (российский многонациональный народ); единством принципов построения системы органов государственной вла­сти; единством целей деятельности системы органов государст­венной власти.

В-шестых, в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Статья 71

 

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности <13>;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72

 

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 73

 

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

 

 

В-седьмых, федеративное устройство Российской Федера­ции основано на равноправии и самоопределении народов в Рос­сийской Федерации.

Равноправие народов Российской Федерации означает ра­венство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической и социальной жизни.

Самоопределение наций вытекает из их суверенитета, кото­рый означает право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государствен­ности. Этот принцип закреплен международными докумен­тами

Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям ко­ренных малочисленных народов в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!