Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия является федеративным государством. Каждое государство имеет определенную форму государственного устройства. Государственное устройство — это территориальная или национально-территориальная организация государства, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение и административно-территориальное деление.
Существует две формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. Федеративное государство (федерация) — это союзное государство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами. Образование федеративного государства возможно посредством объединения нескольких государств в союзное государство или выделения из состава единого государства нескольких государств (государственных образований), взаимодействующих на основе федерализма.
Федерализм — это принцип взаимоотношений федеративного государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация и определенная конституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.
В науке конституционного права предлагается классификация существующих федераций по различным критериям.
Федерации принято подразделять на федерации, субъекты которых создаются по национальному принципу, с учетом расселения на территории определенной национальности (в прошлом ЧССР, СФРЮ), по территориальному принципу (CLLJA, ФРГ и др.), по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).
|
С точки зрения способа создания федеративные государства делят на договорные и конституционные федерации. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Примером может служить заключение Договора об образовании СССР, подписанного 30 марта 1922 г. между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. Конституционными считают федерации, созданные в результате принятия конституции или поправок к ней. Таковой является РСФСР, провозглашенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г.
По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов выделяют федерации на основе союза (СССР, США) и федерации на базе автономии (РСФСР, Бельгия, Австрия). В зависимости от способа распределения и осуществления властных полномочий бывают централизованные (РСФСР, Индия, Пакистан) и относительно децентрализованные федерации (ФРГ, США).
Относительно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус. Асимметричные федерации имеют две разновидности: 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъекты федерации имеют одинаковое на наименование, но разный правовой статус (Индия); 2) федерация с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статус (Российская Федерация).
Россия до октября 1917 г. была единым унитарным многонациональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свободного союза свободных наций».
|
Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъектов РФ закрепила республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной конституцией, а не договором, она является конституционной. Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конституции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Из данной формулы вытекают семь принципов российского федерализма.
Во-первых, субъекты РФ многообразны, что определяет такой признак Российской Федерации, как ее асимметричность, обусловленную спецификой исторического развития Российской Федерации.
Во-вторых, субъекты РФ созданы по национально-территориальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была предпринята попытка создать субъекты по национальному принципу.
В-третьих, субъекты РФ согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Однако даже формально-юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики может приниматься как законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, так и референдумом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Устав может приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ
|
В-четвертых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе ее государственной целостности. Гарантиями государственной целостности Российской Федерации являются:
o целостность и неприкосновенность ее территории;
o единство экономического пространства, предполагающее отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
o верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
o единое гражданство РФ;
o отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации
В-пятых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной власти. Государственная власть Российской Федерации реализуется через систему высших органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти всех субъектов РФ. Единство системы органов государственной власти в Российской Федерации обусловлено: единством источника власти (российский многонациональный народ); единством принципов построения системы органов государственной власти; единством целей деятельности системы органов государственной власти.
В-шестых, в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности <13>;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Статья 73
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В-седьмых, федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Равноправие народов Российской Федерации означает равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической и социальной жизни.
Самоопределение наций вытекает из их суверенитета, который означает право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности. Этот принцип закреплен международными документами
Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).