Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.




 

Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях:

Ø его отставки;

Ø стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Ø отрешения от должности.

Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Однако исполняющий обязанности не имеет права:

распускать Государственную Думу,

назначать референдум,

вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Выборы Президента должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Добровольная отставка

Отставка Президента Российской Федерации - это досрочное прекращение полномочий главы государства в соответствии с его добровольным волеизъявлением.

Решение об уходе в отставку, по смыслу данного правового института, должно носить бесповоротный характер и может быть реализовано только непосредственно после официального объявления о нем. Однако до сих пор порядок отставки Президента не урегулирован федеральным законодательством.

31 декабря 1999 г. в целях реализации конституционных норм об отставке Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным были совершены следующие юридически значимые действия: принят Указ N 1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации", в котором был определен момент досрочного прекращения полномочий главы государства.

Вслед за этим исполняющим обязанности Президента был издан Указ N 1762 "О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации"; направлены официальные уведомления об отставке главы государства в палаты Федерального Собрания; по общенациональным телевизионным каналам было передано обращение Президента к гражданам, в котором он объявил о своей отставке.

Отставка по состоянию здоровья

Процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья законодательно не определена. Конституционный Суд в Постановлении по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля 2000 г. следующим образом истолковал положение ст. 92 (часть 2):

для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;

для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставки;

порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.

Отрешение

Требуется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой.

В процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд.

Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда.

Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — инициируемая парламентом юридическая процедура, предусматривающая лишение главы российского государства его полномочий на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности в этом смысле является мерой конституционной ответственности (конституционно-правовой санкцией), применяемой к главе государства. В зарубежном конституционном праве институт отрешения главы государства от должности именуется импичментом.

В соответствии с современным законодательством России, отрешение от должности Президента регулируется ст. 93 Конституции.

В отрешении от должности Президента РФ задействованы многие институты верховной власти страны: обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ, что создает гарантии против политического волюнтаризма и обеспечивает высокую компетентность принятия решения по этому вопросу. Правом выдвижения обвинения обладает Государственная Дума, а решение об Отрешении от должности Президента РФ может принять только Совет Федерации.

Алгоритм отрешения от должности Президента РФ:

Государственная дума РФ инициирует процесс отрешения Президента РФ от должности путем выдвижения против него обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. По Конституции такое обвинение Президенту может быть предъявлено не менее чем одной третью состава депутатов Государственной думы (150 депутатов) и подтверждено двумя третями голосов от общего числа депутатов (300 депутатов). До этого Государственная дума должна создать специальную комиссию, состоящую только из депутатов Государственной думы. Эта комиссия должна проверить:

а) соответствие Конституции РФ факта инициирования не менее чем 1/3 депутатов Государственной думы.

б) дать предварительную оценку имеющихся материалов, являющихся основанием выдвижения обвинения.

После проверки комиссия большинством голосов выносит соответствующее заключение. Если заключение подтвердит конституционность инициирования депутатов, тогда Государственная дума сможет продолжить процесс.

Государственная дума должна получить заключение Верховного суда РФ о наличии или отсутствии в действиях Президента РФ состава преступления. В случае положительного заключения Верховного Суда РФ, процесс отрешения Президента от должности будет продолжен.

Получив постановление Государственной думы о выдвижении обвинения против Президента и заключение Верховного суда РФ, Председатель Совета Федерации направляет в трехдневный срок запрос в Конституционный суд РФ. Конституционный суд РФ выносит заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

Получив

а) постановление Государственной думы о выдвижении обвинения

б) заключение Верховного Суда РФ

в) заключение Конституционного Суда РФ,

Председатель Совета Федерации включает вопрос об отрешении президента от должности в повестку дня заседания. На это заседание Совета Федерации приглашаются Президент, члены специальной комиссии, образованной Государственной думой для оценки фактической обоснованности обвинений против Президента, а также Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Конституционного Суда РФ. Заседание Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинений с целью отрешения Президента РФ от должности. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного суда РФ для оглашения Заключения Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Затем заслушивается Заключение Комитета по конституционному законодательству и судебной реформе Совета Федерации. Президенту либо его официальному представителю может быть также предоставлено слово по их желанию. После этого слово предоставляется Председателю Верховного суда РФ для оглашения Заключения Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления.
На основании Регламента Совета Федерации Постановление по вопросу об отрешении Президента от должности принимается тайным голосованием с применением бюллетеней. Постановление Совета Федерации об отрешении Президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации доводится до всеобщего сведения незамедлительно через публикацию в средствах массовой информации и вступает в силу со дня опубликования. В соответствии с текстом Конституции решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: