Тема «Конфликты и способы их разрешения»




Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.

Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни»

Цель: анализ изменений в поведении подростка.

В группе обсуждается, что происходило с каждым в последние дни и какие чувства он при этом испытывал.

Упражнение «Автобус»

Цель: моделирование ситуации возникновения конфликта.

Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть едут стоя. Автобус делает повороты, «подпрыгивает на неровностях», а пассажиры толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство.

Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует платы за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.

По окончании следует обсудить: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли вам участвовать в ней или нет?

Необходимо предупредить ребят, что это игра, и поэтому обижаться не стоит.

Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.

 

Конфликты и способы их разрешения.

Цель: знакомство со способами разрешения конфликтов.

Ведущий объясняет подросткам, что в предыдущей игре они участвовали в конфликтах. Конфликт- это состояние противоборства 2- х сторон.

В противоборство могут вступать 2 человека, группы, государства.

В конфликтных ситуациях могут присутствовать оппоненты (участники), и

предмет конфликта (то, из -за чего стороны пришли к разногласию).

Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных- разрушаются отношения.

Конфликтные ситуации вызывают у людей негативные чувства. Подросткам предлагается вспомнить конфликтные ситуации, участниками которых они были, и возникающие при этом чувства. Какие поступки последовали за этими чувствами? Важно прийти в результате обсуждения к такому выводу: для того, чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.

Далее объясняются методы разрешения конфликта, а подростки приводят примеры из своей жизни.

Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия; обидчика игнорируют, отпуская ехидные замечания за спиной, отказываясь от дальнейших отношений.

Приспособление: изменение свое позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, делает вид что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

Конкуренция (борьба, силовое решение). Соперничество.-открытая борьба за свои интересы, отстаивание свое позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, попытки применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников,шантаж разрывом отношений. Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность, недовольство собой и оппонентом, чувство мести и другие негативные эмоции.

Компромисс:урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делиться поровну. Люди при таком способе разрешения конфликта могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели не в полной мере.

Сотрудничество (поиск нового решения)

В выходе их конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замены предмета спора на равнозначные или на более ценные.

Когда люди обсуждают конфликт, его уже нет, о нем только говорят.

Следует объяснить ребятам, что когда люди выясняют причины возникшего конфликта, ищут пути его разрешения, они готовы на то, чтобы осознать и понять, то что они хотят получить из создавшейся ситуации, и принять сторону соперника. А когда они отворачиваются друг от друга, таят обиду, конфликт не только не разрешается, но еще и усугубляется, что может привести к полному разрыву отношений.

 

Ролевая игра «Конфликт»

Цель: обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в подростковой среде.

Подросткам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в среде сверстников, сначала- с негативным исходом, затем выбрав другой, более эффективный путь разрешения конфликта.

Необходимо, чтобы в поиски разрешения ситуации была вовлечена вся группа.

Можно спросить каждого участника, как бы он разрешил конфликт.

Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта»

Цель:актуализация знаний о характере правовой ответственности за конфликт, решенный силовыми методами.

Подросткам предлагается вспомнить ситуации из своего опыта, когда конфликты решались насильственными методами. Привлекались ли участники к ответственности?

Подростки не всегда могут говорить о том, что им пришлось пережить. В этом случае можно предложить вспомнить то, что они наблюдали со стороны. Очень хорошо в этом случае поговорить о чувствах, которые они испытывали, наблюдая сцены насилия. Ведущему нужно очень осторожно подходить к раскрытию этих чувств, ребята могут рассказывать о том, что происходило с ними самими, говоря о том, что они это видели и слышали. Очень важно это понимать и рефлексировать чувства подростка, т.е объяснять, что каждый человек имеет права на любые чувства, только поступки, связанные с этими чувствами, не должны нарушать права других людей, очень важно управлять собой, своими реакциями на действия окружающих. Нужно подчеркнуть, что в некоторых случаях лучше отойти в сторону и не принимать на себя агрессивные выпады, чтобы не иметь проблем,понимая, что это личная сила воли, и уход- сильная сторона личности, а не слабость, как многие ошибочно думают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: