этапы | время | задачи | средства | Роль «ведущего» |
приветствие | 10 мин | Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность | Определенные ритуалы | Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу |
Начало работы | -10 минут | Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) | Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства |
разминка | 5-10 минут | Объединение, сплочение группы Развитие межличностных связей Включение в совместную деятельность | Малоподвижные игры с четко определенными правилами | Обозначение правил и границ Обеспечение безопасности участников |
Работа по теме | 35 минут | Задачи соответствуют теме занятия | Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, «мозговые штурмы», психодраммы) | Дать определенную информацию в доступной форме Предоставить возможность выразить свои чувства Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации |
Завершение занятия | 10-15 минут | Возможность выплеснуть накопившееся напряжение Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии | Релаксационные игры | Обеспечение безопасности участников |
прощание | 5 мин | Обозначить конец занятия | Определенные ритуалы | Эмоциональная поддержка детей. |
Методы, используемые для реализации программы:
Наблюдение
Беседа
Анкетирование
Тестирование
Метод анализа продуктов деятельности
Консультирование
Индивидуальная и групповая работа
Диагностика
|
Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью реализации принципа «закрытости информации», которую получает «ведущий» и обсуждает группа, и введения определенных правил работы группы.
Возможные правила работы группы:
1.То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.
2.Нельзя унижать и оскорблять.
3.Нельзя употреблять нецензурные выражения.
4.Обращаться друг к другу только по имени.
5.Говорить по одному. При желании высказаться поднимать руку.
6.Указания тренеров не обсуждаются.
7.Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров.
При составлении программы были учтены:
-Положения Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года
-Конвенция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 636
- В перечисленных документах говорится о необходимости содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся, формированию способности к самоопределению и саморазвитию.
Сферы ответственности, основные права и обязанности специалистов и учреждения, на базе которого реализуется программа, определяются договором, который заключается перед началом работы. Перед началом реализации программы, рекомендуется ознакомить родителей учащихся (родительское собрание) с целью и задачами программы, ее содержанием и режимом проведения.
|
Требования к специалистам, реализующим программу:
1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;
3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;
4. Технологические, интерпритационные и аналитические умения;
5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;
6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.
7. Знание и применение всех необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психолога. Строгое соблюдение этических принципов в работе и конфиденциальность в работе с информацией.
8. Построение работы на уважении личности клиента независимо от возраста, статуса, социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и других особенностей клиента.
В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:
1)Принцип соблюдения тайны.
2)Принцип ненанесения ущерба.
3)Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
4)Принцип комплексной диагностики и психологической помощи.
|
Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.
Для проведения работы по программе необходимо отдельное помещение, отвечающее следующим требованиям: Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности
• В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.
• Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д.
• Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности
• Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних
• Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам
• В помещении должно быть достаточно светло
• Помещение должно достаточно звукоизолировано - иногда будет шумно
• В помещение не должны проникать посторонние звуки
• Дверь должна быть закрыта на время занятий
• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу
• Должна быть возможность крепить ватман к стенам
• Помещение должно проветриваться.
Ответственность за реализацию программы ложиться на «ведущего». Контроль над реализацией осуществляется через заполнение «журнала групповых форм работы», и «журнала посещаемости», через проведение входной и итоговой диагностики. По окончанию работы собираются отзывы участников. Ведущий подводит итог, оформляя его в виде рефлексивного отчета, включающего в себя качественный и количественный анализ.
Достижение планируемых результатов оценивается по двум показателям: качественному и количественному.
Качественный – изменение отношения к учебной деятельности, изменение уровня самооценки (уровень притязаний таких личностных качеств как: здоровье, умственные способности, счастье и характер), снижение уровня тревожности, путем формирования навыков саморегуляции поведения.
Количественный показатель – увеличение числа учащихся с оптимизацией вышеописанных показателей.
Основное содержание программы.
Раздел 1
«Развитие коммуникативных навыков у подростков».
Занятие № 1.