ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
городского округа Тольятти
РФ, Самарская обл., г. о. Тольятти, ул. Юбилейная, 81,
Тел. 34 81 41
Утверждено
На заседании
Педагогического совета
ГОУ ЦПМСС «Личность»
Председатель:
Л. П. Жидкова
«» 2012 год
Коррекционно-развивающая программма
«Профилактика асоциального поведения подростков»
Составитель программы:
Педагог- психолог
ГБОУ ЦПМСС
«Личность»
Зеленова С.В.
2012 год
Содержание УМК:
1.Программа «Профилактика асоциального поведения подростков»
2.Календарно-тематическое планирование
3.Контрольно-измерительные материалы:
Тест «Индекс отношения к здоровью» (Авторы С.Дерябо, В. Ясвин)
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн.
(модификация Прихожан)
Анкета для входной диагностики
Анкета для повторной диагностики
4.Карта мониторинга
5.Наглядные (раздаточные) материалы к программе)
6.В помощь учащимся (дополнительная литература)
7.В помощь ведущему группы
8.Стратегия работы с группой
9.Методические рекомендации
Аннотация
В нашей стране год от года растет количество правонарушений, совершаемых подростками. Так же большое количество молодых людей склонно к асоциальному поведению. Все это последствия социальных кризисов и разрушения морально-нравственных устоев общества.
Подростки стремятся к собственному самовыражению. И если такие элементы молодежной субкультуры, как прически, одежда, сленг,манеры поведения могут быть вызывающими и демонстративными, но не причиняют вреда окружающим, то девиантными действиями подросток наносит ущерб себе и другим людям.
|
При этом, девиантные действия могут выступать:
-В качестве средства достижения цели;
-Как способ психологической разрядки,
-Как самоцель,удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Поведение подростков с девиантными отклонениями отличается:
-Недостаточным уровнем самокритики и недостаточностью жизненного опыта
-Отсутствием внутренней оценки жизненных обстоятельств.
-Повышенной эмоциональной возбудимостью
-Импульсивностью, гиперактивностью.
- Повышенной внушаемостью, стремлением к подражанию.
-Обостренным стремлением к независимости и негативизму
-Неуравновешенностью между процессами возбуждения и торможения.
-Низкой правовой грамотностью.
Существует тенденция к снижению возраста несовершеннолетних,стоящих на учете за совершенные правонарушения.
Причин такого феномена множества:
-Безнадзорность,
-Нехватка детско-юношеских объединений, бесплатных спортивных школ и т.д где подросток сможет реализовать себя в свободное от учебы время.
-Особенности психики, несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации.
-Безответственность самого подростка за свои действия и поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.
Данная программа предназначена для расширения осведомленности молодых людей в области права и повышения личной ответственности за свои действия.
Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знаний законов,важно осознавать себя востребованными в обществе,иметь жизненные цели, обладающие личной значимостью,необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор сможет повлиять на всю их дальнейшую жизнь и успешность в будущей профессиональной деятельности,найти пути достижения жизненных целей,заинтересовать в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.
|
Цель программы:формирование личной ответственности подростков за свои действия и поступки через повышение их осведомленности в области права.
Исходя из цели определить следующие задачи:
1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей.
2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков
3.Формирование адекватной самооценки
4.Формирование понятий о жизненных целях.
Структура программы:
Программа предполагает работу с подростками среднего школьного возраста- 12-14 лет. Программа состоит из 3-х разделов:
1 Диагностический:
- психологическое обследование подростков
2.Тренинговые занятия. Сюда входят 3 блока:
а) Блок на формирование коммуникативных навыков
б)Информационная часть с основами правовых знаний
в) Блок на формирование понятий о позитивных жизненных целях
3.Аналитический:
- Проведение анкетирования с участниками программы, с целью оценки эффективности проделанной работы
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня правовой грамотности среди подростков.
-Снижение числа случаев асоциального поведения подростков.
-Повышение уровня сформированности понятий о жизненных целях.
|
-Результатом так же может стать повышение у учащихся уровня уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции поведения и коммуникативных навыков.
Программа призвана обеспечить:
-адекватную самооценку, повышение уверенности в себе;
-развитие творческих способностей детей;
-развитие коммуникативных навыков
-развитие познавательной сферы
Критерии эффективности:
Повышение самооценки подростков
Повышение уровня коммуникативных и организаторских склонностей.
Диагностический инструментарий:
1.Методика «Измерение самооценки»Дембо-Рубенштейн.
2.Методика «Коммуникативные и организаторские склонности».В.В.Синявский, В.А.Федорошин.
«УТВЕРЖДАЮ» |
Директор ГБОУ ЦПМСС «Личность» _________________Л.П.Жидкова «______»_________________2011 |
Учебный план
Программы «Профилактика асоциального поведения подростков.»
Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.
Категория участников: подростки 12-15 лет
Срок обучения: 3 месяца
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Наименование учебных разделов, дисциплин | Всего часов | В том числе | |
лекции | практ. | ||
1 Раздел Развитие коммуникативных навыков у подростков. | |||
2 Раздел «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний» | |||
3 Раздел «Формирование позитивных жизненных целей». | |||
итого: |
«УТВЕРЖДАЮ» |
Директор Г ГБОУ ЦПМСС «Личность» _________________Л.П.Жидкова «______»________________2012г |
Учебно-тематический план
Программы «Профилактика асоциального поведения подростков»
Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.
Категория слушателей: подростки 12-15 лет
Срок обучения: 3 месяца
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Наименование учебных разделов, дисциплин | Всего часов | В том числе | ||||||||||
лекции | ролевые игры, тренинговые упражнения, практические задания | |||||||||||
I Раздел Развитие коммуникативных навыков у подростков. | ||||||||||||
I.I | «Знакомство. Принятие правил групповой работы | |||||||||||
I.II | «Учимся находить свои сильные и слабые качества » | |||||||||||
I.III. | Тема «Модели поведения в различных ситуациях» | |||||||||||
I.IV | Тема«Учимся преодолевать страх перед неприятной ситуацией, отстаивать свою позицию» | |||||||||||
V | Тема«Учимся принимать оценку себя со стороны» | |||||||||||
II. Раздел «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний» | ||||||||||||
II.I. | Тема «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.II. | Тема«Знакомство с правовой ответственностью». | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.III. | Тема«Конфликты и способы их разрешения» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.IV | Тема «Как избежать конфликтов с родителями» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.V | Тема «Как научиться противостоять негативному влиянию. Ответственность за правонарушения, совершенные группой» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.VI | Тема «Правовая ответственность за хранение, распространение, изготовление и употребление наркотических веществ» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.VII. | Тема «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.VIII | Тема «Личный план безопасности» | |||||||||||
II.IX | Тема«Основные законы РФ» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
II.X. | Тема «Положительные и отрицательные качества современного подростка» | |||||||||||
3 Раздел «Формирование позитивных жизненных целей | ||||||||||||
III.I. | «Учимся оценивать других и понимать себя» | |||||||||||
III.II. | Тема«Учимся принимать мнение о себе и давать оценку товарищу» | |||||||||||
III.III. | Тема «Собираем чемодан» | |||||||||||
Итого: | ||||||||||||
III.I | ||||||||||||
Учебная программа.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для подростков, относящихся к «группе риска».
В настоящее время проблема профилактики асоциального поведения особенно актуальна. Десятилетия экономических реформ и кризисов и переизбыток агрессивной, зачастую с элементами насилия информации в нашей стране привели к разрушению многих моральных устоев общества. В первую очередь это отразилось на подрастающем поколении.
Многие подростки, не имея возможности выразить себя в творчестве, спорте и т.д, совершают правонарушения, многие из которых носят демонстративный характер.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым,отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. Задача тренера психолога- помощь подростку в нахождении себя, признание равенства его прав с правами взрослого человека.
Программа призвана помочь подростку научиться понимать себя и других,отстаивать свою позицию научиться формулировать отказ в ситуациях принуждения к употреблению алкоголя, наркотиков, и д. р пав. Так же в программу включена информационно -правовая часть, которая призвана познакомить подростков с правовой ответственностью за правонарушения, употребление пав.
В структуру занятий так же включена рефлексия, так как формирующееся мышление подростка неразрывно связано с рефлексией и служит необходимой основой для развития самосознания в этом возрасте.
Таким образом актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения особенностей поведения подростков группы риска,чтобы предотвратить деструктивное развитие их личности, приводящее к правонарушениям.
Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей.
2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков
3.Формирование адекватной самооценки
4.Формирование понятий о жизненных целях.
5.Формирование навыков отказа от употребления пав.