Цель программы:формирование личной ответственности подростков за свои действия и поступки через повышение их осведомленности в области права.




ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти

РФ, Самарская обл., г. о. Тольятти, ул. Юбилейная, 81,

Тел. 34 81 41

Утверждено

На заседании

Педагогического совета

ГОУ ЦПМСС «Личность»

Председатель:

Л. П. Жидкова

«» 2012 год

Коррекционно-развивающая программма

«Профилактика асоциального поведения подростков»

Составитель программы:

Педагог- психолог

ГБОУ ЦПМСС

«Личность»

Зеленова С.В.

 

 

2012 год

 

Содержание УМК:

 

 

1.Программа «Профилактика асоциального поведения подростков»

2.Календарно-тематическое планирование

3.Контрольно-измерительные материалы:

Тест «Индекс отношения к здоровью» (Авторы С.Дерябо, В. Ясвин)

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн.

(модификация Прихожан)

Анкета для входной диагностики

Анкета для повторной диагностики

4.Карта мониторинга

5.Наглядные (раздаточные) материалы к программе)

6.В помощь учащимся (дополнительная литература)

7.В помощь ведущему группы

8.Стратегия работы с группой

9.Методические рекомендации

 

Аннотация

В нашей стране год от года растет количество правонарушений, совершаемых подростками. Так же большое количество молодых людей склонно к асоциальному поведению. Все это последствия социальных кризисов и разрушения морально-нравственных устоев общества.

Подростки стремятся к собственному самовыражению. И если такие элементы молодежной субкультуры, как прически, одежда, сленг,манеры поведения могут быть вызывающими и демонстративными, но не причиняют вреда окружающим, то девиантными действиями подросток наносит ущерб себе и другим людям.

При этом, девиантные действия могут выступать:

-В качестве средства достижения цели;

-Как способ психологической разрядки,

-Как самоцель,удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Поведение подростков с девиантными отклонениями отличается:

-Недостаточным уровнем самокритики и недостаточностью жизненного опыта

-Отсутствием внутренней оценки жизненных обстоятельств.

-Повышенной эмоциональной возбудимостью

-Импульсивностью, гиперактивностью.

- Повышенной внушаемостью, стремлением к подражанию.

-Обостренным стремлением к независимости и негативизму

-Неуравновешенностью между процессами возбуждения и торможения.

-Низкой правовой грамотностью.

 

Существует тенденция к снижению возраста несовершеннолетних,стоящих на учете за совершенные правонарушения.

Причин такого феномена множества:

-Безнадзорность,

-Нехватка детско-юношеских объединений, бесплатных спортивных школ и т.д где подросток сможет реализовать себя в свободное от учебы время.

-Особенности психики, несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации.

-Безответственность самого подростка за свои действия и поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.

Данная программа предназначена для расширения осведомленности молодых людей в области права и повышения личной ответственности за свои действия.

Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знаний законов,важно осознавать себя востребованными в обществе,иметь жизненные цели, обладающие личной значимостью,необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор сможет повлиять на всю их дальнейшую жизнь и успешность в будущей профессиональной деятельности,найти пути достижения жизненных целей,заинтересовать в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.

Цель программы:формирование личной ответственности подростков за свои действия и поступки через повышение их осведомленности в области права.

 

Исходя из цели определить следующие задачи:

1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей.

2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков

3.Формирование адекватной самооценки

4.Формирование понятий о жизненных целях.

 

Структура программы:

Программа предполагает работу с подростками среднего школьного возраста- 12-14 лет. Программа состоит из 3-х разделов:

1 Диагностический:

- психологическое обследование подростков

2.Тренинговые занятия. Сюда входят 3 блока:

а) Блок на формирование коммуникативных навыков

б)Информационная часть с основами правовых знаний

в) Блок на формирование понятий о позитивных жизненных целях

3.Аналитический:

- Проведение анкетирования с участниками программы, с целью оценки эффективности проделанной работы

 

Предполагаемые результаты:

- Повышение уровня правовой грамотности среди подростков.

-Снижение числа случаев асоциального поведения подростков.

-Повышение уровня сформированности понятий о жизненных целях.

-Результатом так же может стать повышение у учащихся уровня уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции поведения и коммуникативных навыков.

 

Программа призвана обеспечить:

 

-адекватную самооценку, повышение уверенности в себе;

-развитие творческих способностей детей;

-развитие коммуникативных навыков

-развитие познавательной сферы

 

 

Критерии эффективности:

Повышение самооценки подростков

Повышение уровня коммуникативных и организаторских склонностей.

 

Диагностический инструментарий:

1.Методика «Измерение самооценки»Дембо-Рубенштейн.

2.Методика «Коммуникативные и организаторские склонности».В.В.Синявский, В.А.Федорошин.

 

 

    «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦПМСС «Личность» _________________Л.П.Жидкова «______»_________________2011
 
 

 

Учебный план

Программы «Профилактика асоциального поведения подростков.»

 

Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.

Категория участников: подростки 12-15 лет

Срок обучения: 3 месяца

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

 

Наименование учебных разделов, дисциплин Всего часов В том числе
    лекции практ.
1 Раздел Развитие коммуникативных навыков у подростков.          
2 Раздел «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний»          
3 Раздел «Формирование позитивных жизненных целей».        
итого:      

 

  «УТВЕРЖДАЮ»
Директор Г ГБОУ ЦПМСС «Личность» _________________Л.П.Жидкова «______»________________2012г

 

Учебно-тематический план

Программы «Профилактика асоциального поведения подростков»

Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.

Категория слушателей: подростки 12-15 лет

Срок обучения: 3 месяца

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

 

 

    Наименование учебных разделов, дисциплин Всего часов В том числе    
        лекции ролевые игры, тренинговые упражнения, практические задания    
    I Раздел Развитие коммуникативных навыков у подростков.          
  I.I   «Знакомство. Принятие правил групповой работы            
  I.II   «Учимся находить свои сильные и слабые качества »          
  I.III. Тема «Модели поведения в различных ситуациях»            
  I.IV Тема«Учимся преодолевать страх перед неприятной ситуацией, отстаивать свою позицию»          
  V Тема«Учимся принимать оценку себя со стороны»          
      II. Раздел «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний»          
  II.I.   Тема «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка»     0,5 0,5    
  II.II. Тема«Знакомство с правовой ответственностью».   0,5 0,5    
  II.III. Тема«Конфликты и способы их разрешения»   0,5 0,5    
  II.IV Тема «Как избежать конфликтов с родителями»   0,5 0,5    
  II.V Тема «Как научиться противостоять негативному влиянию. Ответственность за правонарушения, совершенные группой»   0,5 0,5    
  II.VI Тема «Правовая ответственность за хранение, распространение, изготовление и употребление наркотических веществ»   0,5 0,5    
  II.VII. Тема «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.»   0,5 0,5    
  II.VIII Тема «Личный план безопасности»          
  II.IX Тема«Основные законы РФ»   0,5 0,5    
  II.X. Тема «Положительные и отрицательные качества современного подростка»          
    3 Раздел «Формирование позитивных жизненных целей          
    III.I. «Учимся оценивать других и понимать себя»          
  III.II. Тема«Учимся принимать мнение о себе и давать оценку товарищу»          
  III.III. Тема «Собираем чемодан»          
    Итого:          
III.I          
   
                         

 

 

 

 

Учебная программа.

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для подростков, относящихся к «группе риска».

В настоящее время проблема профилактики асоциального поведения особенно актуальна. Десятилетия экономических реформ и кризисов и переизбыток агрессивной, зачастую с элементами насилия информации в нашей стране привели к разрушению многих моральных устоев общества. В первую очередь это отразилось на подрастающем поколении.

Многие подростки, не имея возможности выразить себя в творчестве, спорте и т.д, совершают правонарушения, многие из которых носят демонстративный характер.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым,отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. Задача тренера психолога- помощь подростку в нахождении себя, признание равенства его прав с правами взрослого человека.

Программа призвана помочь подростку научиться понимать себя и других,отстаивать свою позицию научиться формулировать отказ в ситуациях принуждения к употреблению алкоголя, наркотиков, и д. р пав. Так же в программу включена информационно -правовая часть, которая призвана познакомить подростков с правовой ответственностью за правонарушения, употребление пав.

 

В структуру занятий так же включена рефлексия, так как формирующееся мышление подростка неразрывно связано с рефлексией и служит необходимой основой для развития самосознания в этом возрасте.

Таким образом актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения особенностей поведения подростков группы риска,чтобы предотвратить деструктивное развитие их личности, приводящее к правонарушениям.

 

Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей.

2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков

3.Формирование адекватной самооценки

4.Формирование понятий о жизненных целях.

5.Формирование навыков отказа от употребления пав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: