Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания




Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что "работа глупая", "я не обязан этого делать", отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций - сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить "не так", "показаться глупее, чем есть", "хуже других" и т. п.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

Проведение беседы

Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

внимательно слушать школьника;

выдерживать паузу, не торопить школьника;

в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

не подсказывать "забытых" слов, выражений;

задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

держаться свободно, без напряжения;

регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с соответствующими характеристиками речи школьника;

не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;

эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответе;

общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

 

Анкета для входной диагностики

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3.Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7.Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8.Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9.Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у Вас много друзей?

38.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39.Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: