Цель: исследование динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами
Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца). В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 г. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. Опросник Шварца состоит из двух частей.
Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.
Ключ, обработка результатов
Методика дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:
- на уровне нормативных идеалов и
- на уровне индивидуальных приоритетов.
Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится ниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.
|
При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.
Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов испытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.
Таблица 1
Пункты шкалы | Очень похож на меня | Похож на меня | В некоторой степени похож на меня | Немного похож на меня | Не похож на меня | Совсем не похож на меня |
Количество баллов | -1 |
При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.
Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.
В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
|
Таблица 2
Тип ценностей (10 основных ценностей) | Ключ для обработки результатов | ||
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов) — список 1 и 2 | ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов) | ||
Список 1 | Список 2 | ||
1. Конформность | 11, 20 | 10, 17 | 7, 16, 28, 36 |
2. Традиции | 2, 6, 14, 21 | 9, 20, 25, 38 | |
3. Доброта | - | 3, 15, 19, 22, 24 | 12, 18, 27, 33 |
4. Универсализм | 1, 17, 24, 26, 29, 30 | 5, 8 | 3, 8, 19, 23, 29, 40 |
5. Самостоятельность | 5, 16 | 1, 11, 23 | 1, 11,22,34 |
6. Стимуляция | 9, 25 | 6, 15, 30 | |
7. Гедонизм | 20, 27 | 10, 26, 37 | |
8. Достижения | - | 4, 9, 13, 25 | 4, 13, 24, 32 |
9. Власть | 3, 12, 27 | 2, 17, 39 | |
10. Безопасность | 8, 13, 15, 22 | 5, 14, 21, 31, 35 |
Первая часть опросника
Инструкция. Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?" Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.
Шкала для оценки
7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
6 - очень важная;
5 - достаточно важная;
4 - важная;
3 - не очень важная;
2 - маловажная;
1 - не важная;
0 - совершенно безразличная;
|
-1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете.
До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7". Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно её важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).
Тестовый материал
№ | Список ценностей I | Шкалы |
1. | РАВЕНСТВО (равные возможности для всех) | |
2. | ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой) | |
3. | СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность) | |
4. | УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний) | |
5. | СВОБОДА (свобода мыслей и действий) | |
6. | ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах) | |
7. | ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне) | |
8. | СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества) | |
9. | ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне) | |
10. | СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни) | |
11. | ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры) | |
12. | БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги) | |
13. | НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов) | |
14. | САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность) | |
15. | УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации) | |
16. | КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение) | |
17. | МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов) | |
18. | УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев) | |
19. | ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость) | |
20. | САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам) | |
21. | ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство) | |
22. | БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких) | |
23. | СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других) | |
24. | ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой) | |
25. | ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями) | |
26. | МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира) | |
27. | АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать) | |
28. | ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья) | |
29. | МИР КРАСОТЫ(красота природы и искусства) | |
30. | СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых). |
Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.
№ | Список ценностей II | Шкалы |
1. | САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный) | |
2. | СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях) | |
3. | ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе) | |
4. | ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный) | |
5. | ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям) | |
6. | СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание) | |
7. | СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск) | |
8. | ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу) | |
9. | ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события) | |
10. | УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение) | |
11. | ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения) | |
12. | ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно) | |
13. | СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать) | |
14. | ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам) | |
15. | ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний) | |
16. | СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица») | |
17. | ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам) | |
18. | УМНЫЙ (логичный, мыслящий) | |
19. | ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других) | |
20. | НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.) | |
21. | БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений) | |
22. | ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия) | |
23. | ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый) | |
24. | СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого) | |
25. | УСПЕШНЫЙ (достигающий цели) | |
26. | ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный) | |
27. | ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие) |
Вторая часть опросника
Инструкция: «Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас».
Профиль личности