5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3. Сфера общения ограничивается общением с некоторыми ребятами.
2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
1. а) замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве;
б) инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.
VI шкала – «Общая оценка адаптированности ребёнка»
5. Высокий уровень адаптированности.
4. Уровень адаптированности выше среднего.
3. Средний уровень адаптированности.
2. Уровень адаптированности ниже среднего.
1. Низкий уровень адаптированности.
Обработка результатов
- 19-30 баллов – зона адаптации;
- 13-18 баллов – зона неполной адаптации;
- 0-12 баллов – зона дезадаптации.
Анкета для учителя первоклассников
I. Эффективность учебной деятельности
Учебная деятельность
5 – ребёнок активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке ребёнок работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – ребёнок редко поднимает руку, но отвечает правильно.
2 – ребёнок обычно пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто просто переписывает готовое задание с доски.
0 – учебная активность у ребёнка отсутствует, он не включается в учебный процесс.
Усвоение знаний, успеваемость
5 – правильное, безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 4,6-5);
4 – небольшие помарки, единичные ошибки (ср. балл 4-4,5);
3 – редкие ошибки, связанные с пропуском, заменой букв, (ср. балл 3,6-3,9);
|
2 –плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок (ср. балл ниже 3,5);
1 – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачёркивание, непостоянство оценок (ср. балл 3,5 и ниже);
0 – плохое усвоение программы по всем предметам, грубые ошибки, низкая успеваемость по всем предметам.
II. Усвоение школьных норм поведения
Поведение на уроке
5 – ребёнок обычно сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя;
4 – ребёнок выполняет требования учителя, но иногда на короткое время на уроке отвлекается;
3 – ребёнок изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками;
2 – часто у ребёнка наблюдается скованность в движениях, позе, напряжённость в ответах;
1 – ребёнок выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, разговаривает;
0 – ребёнок не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами.
Поведение на перемене
5 – у ребёнка высокая игровая активность, он охотно участвует в подвижных коллективных играх;
4 – активность у ребёнка выражена в малой степени, он предпочитает заниматься в классе с кем-нибудь из ребят, спокойные игры или чтение;
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (может готовить свои принадлежности или класс);
2 – ребёнок обычно не может найти себе занятия, переходит от одной группы к другой;
1 – ребёнок часто нарушает нормы поведения, мешает детям играть, нападает на них, кричит, не меняет своего поведения;
|
0 – ребёнок на замечания не реагирует, не владеет собой.
III. Успешность социальных контактов
Взаимоотношения с одноклассниками
5 – ребёнок общителен, легко контактирует с детьми;
4 – ребёнок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
3 – сфера общения ребёнка ограничена, общается только с некоторыми ребятами;
2 – ребёнок предпочитает находиться рядом с детьми, не вступая в контакт;
1 – ребёнок замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, дети равнодушны к нему;
0 – ребёнок проявляет негативизм по отношению к детям, ссорится, обижает их, другие дети его не любят.
Отношение к учителю
5 – ребёнок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться, после урока часто подходит, общается;
4 – ребёнок дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
3 – ребёнок старательно выполняет все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам;
2 – ребёнок выполняет все требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
1 – ребёнок избегает контакта с учителем, при общении с ним смущается, говорит тихо, запинается;
0 – общение с учителем рождает у ребёнка отрицательные эмоции, даже при малейшем замечании обижается, плачет, замыкается.